19.05.2024

12:08

Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором государственной корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым

Глава «Ростеха» проинформировал Председателя Правительства о результатах работы госкорпорации в 2022 году, а также о текущей деятельности, в том числе о выполнении гособоронзаказа, разработках в сфере авиастроения, участии в подготовке инженерных кадров.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Уважаемый Сергей Викторович!

Вы возглавляете корпорацию, которая объединяет широкий спектр научно-исследовательских организаций, инновационных технологических компаний, имеет основательную промышленную базу.

На «Ростех» возложена большая ответственность за обеспечение стабильной работы целого ряда отраслей экономики, от медицины до космоса.

«Ростех» также выполняет колоссальный объём работ, связанных с проведением специальной военной операции, – это производство вооружения, техники.

Расскажите, как выполняются эти задачи, в том числе как решаете кадровые вопросы. Ведь в связи с переходом предприятий на трёхсменный режим стоит целый комплекс задач, связанных с обеспечением кадровыми ресурсами наших оборонных, промышленных предприятий.

С.Чемезов: Михаил Владимирович, хотя официальный консолидированный отчёт будет подготовлен после проведения всех корпоративных процедур и аудита, сегодня мы уже можем сказать о всех финансовых показателях, результатах, которых мы добились.

Прошлый год у нас был юбилейным, 15 лет корпорации. За это время было сделано очень многое. Выручка увеличилась почти в четыре раза. Я помню первый консолидированный бюджет в 2009 году, объём выручки составлял около 500 млрд, прошлый год мы завершили с результатом 2 трлн 115 млрд. Это большой объём для любой промышленной компании. Средняя заработная плата растёт, сегодня составляет 72 тыс. рублей.

Доля гражданской продукции у нас выросла до 45%. На триллион рублей мы выпускаем гражданскую продукцию. Это очень хороший показатель.

Что касается участия в СВО – да, все наши предприятия, производящие оборонную продукцию, принимают в этом участие. Если говорить в целом по объёму гособоронзаказа, то половину производим мы. А если говорить о продукции, которая задействована сегодня в СВО, это будет почти 80%. Это и боевая авиация, и вертолёты, вся артиллерия, бронетехника, боеприпасы, беспилотники, тяжёлые огнемётные системы, стрелковое оружие. Огромное количество техники, которая сегодня нужна армии, мы всю её производим.

Таким образом, гособоронзаказ мы выполняем. Проблем серьёзных с невыполнением у нас не было. Хотя постоянно увеличиваются просьбы, пожелания, Министерство обороны с каждым месяцем просит увеличить поставки. Насколько это возможно, мы делаем. Но для того чтобы увеличить, нам, конечно, необходимо наращивать и мощности, закупать новое оборудование, строить новые цеха. Что мы и делаем.

Про кадры – в три-четыре смены уже большинство наших предприятий работает. Нам необходимо будет ещё дополнительно принимать на работу людей. Для привлечения новых сотрудников внедрили конкурентоспособный социальный пакет. Он включает медицинское страхование, материальную помощь, есть жилищная программа. Кстати, что касается жилищной программы, сотруднику, взявшему ипотечный кредит, нужно только выплатить тело кредита, наше предприятие субсидирует процентную ставку по ипотеке.

М.Мишустин: Это очень хорошая программа.

Вы знаете, Правительство выступило с инициативой – по всей стране бесплатно обучать для предприятий ОПК рабочих по специальностям, которые требуются для производства.

«Ростех» бесплатно обучает?

С.Чемезов: Конечно. У нас есть свои кафедры в большинстве вузов, которые для нас готовят кадры: инженеров, конструкторов и так далее. Набираем ребят в магистратуру. То есть они проходят четыре года обучение в бакалавриате, потом уже в магистратуру на два года приходят.

М.Мишустин: Назовите институты, университеты основные.

С.Чемезов: Если говорить по Москве, это Московский авиационный институт (наш основной институт), Плехановский, Бауманка, Физтех. И по всем регионам тоже большие университеты и институты готовят для нас инженерные кадры, у нас есть кафедры.

М.Мишустин: А программа профессионалитета как востребована? Мы недавно посещали целый ряд таких специальных учебных заведений. Просто превосходно подготовленные ребята были! Это специалисты по сварке, по лазерной технике, механообработке, слесари, токари. Учителя профессиональные, обучение интересное. Я просто сам был приятно удивлён уровню образования профессионалитета по рабочим специальностям.

И там мы встретили представителей предприятий оборонно-промышленного комплекса (по-моему, один из «Ростеха» был), которые по выпускникам работают, приглашают их на свои предприятия.

Насколько востребованы специалисты именно после профессионалитета?

С.Чемезов: Эта программа у нас развивается очень хорошо. Мы создали большой центр для обучения в Уфе, где готовят рабочих высокого уровня, которые умеют работать на высокотехнологичных станках.

М.Мишустин: С ЧПУ?

С.Чемезов: С ЧПУ, да. Через этот центр, где находятся эти все станки, проходит очень много специалистов. Получают специальность и потом уже распределяются между предприятиями. Такой же центр мы сейчас создаём в Казани, он будет готовить специалистов для авиационного завода и вертолётного завода, потому что у нас сейчас там не хватает людей. Мы мощности увеличиваем, поэтому туда нужно будет готовить специалистов.

В Союз машиностроителей, который я возглавляю, входят практически все машиностроительные предприятия России, не только «Ростеха». И у нас при союзе создан фонд, который называется «Всегда рядом». Мы собрали там полмиллиарда рублей. Поддерживаем граждан ЛНР, ДНР и военнослужащих. Перевозим туда всевозможные грузы – и продукты, и оборудование, в том числе которое мы производим. Это прицелы, винтовки и так далее.

Какие у нас гражданские проекты? В частности, на «КамАЗе». После того как ушёл Daimler Benz из «КамАЗа», мы с ними вместе начали делать грузовик нового поколения К5. За год фактически локализовали более 2 тыс. наименований комплектующих. И сегодня у нас под 80% этого автомобиля производится за счёт наших собственных комплектующих. Улучшили двигатель, он стал более экономичным, понизились шумовые показатели, расход топлива сократился.

М.Мишустин: «Мосгортранс» у вас тысячу электробусов заказал?

С.Чемезов: Точно. Мы в марте заключили новый контракт, самый большой в Европе, более чем 60 млрд рублей. Тысяча штук автобусов.

Мы создали и начали уже серийно выпускать новую большую газотурбину, газотурбинный двигатель мощностью 110 МВт. Раньше эти турбины закупались у Siemens и General Electric. Впервые нашу отечественную турбину устанавливаем на станции «Ударная», которая строится в Краснодарском крае, и потом будем тиражировать и устанавливать практически на всех строящихся новых станциях. Плюс будем менять выходящие из строя иностранные турбины.

Сделали очень хорошую турбину ГТА-8 – это газотурбинный агрегат, который устанавливается на платформах и обеспечивает электроэнергией всю буровую станцию. Раньше это всё тоже закупалось за рубежом.

Если говорить о фармацевтической продукции, мы разработали новый препарат для лечения иммунодефицита «БиоГам». Для лечения больных СПИДом, в том числе для лечения и профилактики различных инфекционных заболеваний, а также при трансплантации органов. Уже летом ожидаем первые поставки. Заканчиваются все испытания.

М.Мишустин: Сергей Викторович, «Ростех» очень большое количество проектов ведёт. Но меня особенно волнует вопрос, как дела у нас с авиастроением.

Мы его совместно с Вами ведём. Были в Перми, посетили завод по проектированию и производству наших двигателей. Сейчас уже второй самолёт МС-21 подняли с нашим двигателем, с ПД-14, и идёт практически окончание импортозамещения «Суперджета нью».

Хотел бы, чтобы Вы доложили по целому спектру вопросов авиастроения.

С.Чемезов: Если говорить о «Суперджете нью», да, мы завершаем испытание двигателя ПД-8. Самолёт уже с нашим двигателем, полностью с нашей авионикой, с нашими агрегатами и, самое главное, с нашим – полностью – фюзеляжем. Импортного практически там уже ничего не остаётся. Сертификацию мы уже завершаем. И серийно мы начнём в 2024 году выпускать. У нас каждый год будет выпускаться по 20 лайнеров «Суперджет нью».

Что касается МС-21, мы тоже в 2024 году должны завершить сертификацию и выпустить первые серийные шесть машин.

М.Мишустин: Вы имеете в виду с ПД-14?

С.Чемезов: Да, с ПД-14. Большая работа у нас ведётся и по расширению производства транспортных самолётов, потому что эти самолёты тоже сейчас нужны.

М.Мишустин: 76 имеете в виду?

С.Чемезов: 76, да.

На 2024 год – 20 штук «Суперджетов». И вот Ту-214.

На Казанском авиационном заводе у нас строятся новые ангары. Будет очень большой завод. И будет выпускаться пока 10 машин. 10 машин там должны уже в 2025 году выпускать. Что касается увеличения до 20, требуются ещё деньги, чтобы расширить производство.

М.Мишустин: Мы твёрдо поддерживаем наше собственное производство. И там что самое важное – платформы, связанные с НИОКР, с научно-исследовательскими, конструкторскими работами, заложены изначально как импортозамещённые.

Здесь надо будет смотреть на все возможные варианты – от субсидирования кредитования до использования частично средств ФНБ. Но в любом случае мы будем поддерживать эти работы.

С.Чемезов: По вертолётной технике: мы создали очень хороший вертолёт, Ми-171А3. Это вертолёт для работы на буровых. Он в случае необходимости может приземлиться на воду. Это используется для спасения людей и так далее. И самое главное, он может работать при температуре от минус 50 до плюс 50. 24 пассажира берёт. И тысячу километров может пролететь.

У нас сейчас большой интерес к этому вертолёту и со стороны «Газпрома», и со стороны «Роснефти». Потому что мы, в общем-то, под их заказ всё это делали. Мы показали этот вертолёт на выставке в Абу-Даби, которая только что прошла. Там тоже большой интерес к нему был. И малайзийская сторона рассматривает возможность его приобретения, и сами эмиратцы, и саудиты.

М.Мишустин: Обязательно нужно продолжать эту работу. Мы сейчас закладываем будущее независимой авиации, независимого авиастроения в России. Всё, что необходимо, будем помогать делать.

Президентом была поставлена задача, связанная с укреплением нашего технологического и экономического суверенитета. И конечно, без современного, основанного на отечественных технологиях производства этого не получится. И здесь «Ростех» является одной из ключевых компаний, которая на этом треке активно работает. Хочу пожелать успехов и удачи коллективу.

И ещё раз попросить держать под личным контролем все направления, связанные с достижением национальных целей развития, которые перед нами поставил Президент.

Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform

Интервью с Экспортером


14.05.2024 Любая задача имеет решение

Сегодня наш собеседник - Артемов Артем Александрович - ди...

30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры