Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской области», подтверждённый практикой. Насколько успешен выход саратовских производителей на внешнеэкономическую деятельность мы обсудили с директором ЦПЭ Натальей Корниенко.

Корниенко Н А.pngЭкспортеры России: Наталья, правильно я понимаю, что ваш центр поддержки появился совсем недавно?

Наталья Корниенко: он существует с 2017 года на базе учредительского партнёрства Минэкономразвития и Торгово-промышленной палаты Саратовской области.

Э. Р.: И в 2017 году он вошел в 10 лучших центров поддержки экспорта (9 место). Как удалось достичь этого результата за такой короткий срок? И по каким критериям оценивались центры?

Н. К: Да, если апеллировать к сухим цифрам статистики, то наше 9 место получилось в результате сложения мест по разным критериям: у нас 5 место по средней стоимости вывода на экспорт, 8 место по объему экспортных контрактов, 2 место по количеству контрактов на одного МСП - в этих направлениях мы сильны. Мы не дотянули по количеству стран: из 50 регионов заняли 15 место – у нас 13 стран, но был слишком маленький период работы – 3 месяца в 2017 году. По вовлечению новых экспортеров – 25 место. И по итогам года мы заняли девятое место.

Э. Р.: Сколько сейчас стран в копилке ваших экспортеров?

Н. К.: 21 страна, но при этом у нас безусловно приоритет на Центральную Азию и Южный Кавказ (напомним, что у Саратовской области 570 км. общей границы с Казахстаном и прямой выход через Волгу на Закавказье), с ними, конечно, проще. В Китай, например, мало поставляем - мы проигрываем по логистике, но сейчас тоже в этом направлении работаем.

Когда провожу консультации по географии поставок с производителями, я поясняю - любой товар где-то востребован. Даже самая дешевая и низкокачественная продукция востребована в отдаленных странах, не всем нужна дорогостоящая продукция, конкурирующая с европейскими рынками – некоторым надо проще и дешевле.

Э. Р.: То есть, у вас подход: любой производитель может выйти на экспорт?

Н. К.: Да, это работает в ста процентах случаев (если вести речь о реальном производителе товаров и услуг), просто временной путь к этому у всех разный. Многое зависит не только от качества производимого товара, но и от компетенций владельцев бизнеса. В этом случае, реальным инструментом помощи может стать образовательная программа Школа экспорта РЭЦ, мы стараемся начинающих направлять туда, потому что там дают базовые знания. Это снижает порог элементарных ошибок и ускоряет выход товаропроизводителя на экспорт.

Э. Р.: Какая структура производства в регионе, если говорить о не сырьевом направлении? И какая продукция наиболее популярна для экспорта?

Н. К.: Саратовская область демонстрирует устойчивый рост в поставках продуктов питания это: кондитерские изделия, масло, майонез, мед, мороженое. Предприятия регионального пищепрома экспортируют ежедневно и нуждаются в нашей поддержке, чтобы снизить себестоимость, расширить рынки. Кроме того, стабильными экспортерами являются предприятия стекольной промышленности. Исходя из исторической вовлеченности региона в добычу и переработку углеводородов, активным участником являются предприятия нефтегазовой промышленности, им тоже помогаем им выйти на экспорт. В их случае это содействие в проведении переговоров и поиск новых рынков сбыта. Важной особенностью саратовского экспорта является наличие значительных объемов производства удобрений разной номенклатуры, поставляем их в Египет и в другие страны с засушливой почвой.

Климатические условия позволяют производить сельхозпродукцию, поэтому развивается агропромышленный комплекс, у нас много мелких фермеров, которым сложно вести международные переговоры - есть языковой барьер. Например, с учётом того, что в качестве приоритетного агрорынка для региона мы рассматриваем Иран проблему не знания производителями фарси и восточного менталитета решать нам сообща. При этом иранский рынок привлекателен, поскольку преимуществами для Тегерана при заключении сделок с РФ являются возможность осуществления взаиморасчетов в национальных валютах двух стран, соответствие качества российской продукции высоким международным стандартам, наличие удобных логистических маршрутов, что позволяет оперативно и с минимальными временными и финансовыми издержками осуществлять поставки продукции в Иран. Не снимем мы эти условные барьеры для саратовских фермеров, придут на иранский рынок поставщики из Украины и Канады.

Мы очень успешно работаем именно с малым бизнесом: и сайты им создавали, и телефонные переговоры совместно вели, и помогали им контракты заключать. У малого бизнеса ниже себестоимость, в этом его преимущество перед крупным бизнесом.

Э Р.: Как вы находите такие компании?

Н. К.: Посещаем разные общественные мероприятия: в Саратовской области регулярно проходят бизнес-встречи. Мы стараемся присутствовать и формировать комфортную информационную среду для бизнеса. Не бизнес для нас – а мы для бизнеса, наша задача непросто ждать пока к нам придут за помощью, но и рассказать о том, как эту помощь получить. Важным вкладом в формирование такой среды доверия 2018 году в стал Первый Саратовский экономический форум, который открыл для региона китайский и корейские рынки. В июле 2019 года планируем провести конференцию «Актуальные меры поддержки экспортно-инвестиционной активности региона в Прикаспийской зоне экономического роста».

Э Р.: Вы сталкиваетесь с недоверием со стороны бизнеса?

Н. К.: Если ты говоришь по делу и озвучиваешь плюсы-минусы именно с практической точки зрения, то бизнес тебя слушает. Я всегда акцентирую: это наша общая обязанность выходить на экспорт, и я тоже буду прилагать для этого усилия. Если мы встретились, то экспорт 100% будет. И когда конкретно говоришь о преимуществах экспорта, они разворачиваются к экспорту, и стараются с нами не расставаться.

Э. Р.: Какие у региона преимущества для экспортной деятельности?

Н. К.: Саратовская область исторически находится на пересечении двух международных транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». Через нашу область проходит самый короткий автомобильный и железнодорожный транспортные пути в Центральную Азию. В 2018 году началось строительство автотрассы «Шанхай-Гамбург» в сентябре этого года под Саратовом будет сдан абсолютно новый аэропорт «Гагарин» (с расширенными возможностями грузовых авиаперевозок). Мы – мост, связывающий Казахстан и Узбекистан через международный транспортный коридор «Север-Юг» с Ираном и Турцией с учётом традиционного участия Азербайджана в торгово-экономических операциях. Принадлежность региона к Поволжью определяет наличие прямых выходов к Каспийскому и Черному морям. То есть наше конкурентное преимущество, как волжан – эффективная логистика в континентальной торговле. Это позволяет снизить себестоимость товара, и это привлекает иностранного покупателя. В результате экспортер понимает, что у него отсутствуют логистические барьеры. С точки зрения политики опять же, у нас высокий уровень защищенности от военно-силовых рисков. Если конъюнктурно оценивать влияние т.н. «санкционного режима», как ни странно мы можем сказать, что для нас он формирует окно возможностей в развитии торгово-экономических отношений между Ираном, ЕАЭС, Турцией с вовлечением Поволжья и Западного Казахстана.

Э. Р.: Часто бывает так, что предприниматели сами приходят и говорят: выведите нас на экспорт?

Н. К.: Да к нам каждый день кто-то приходит, сейчас около 10 предприятий, которые ждут новые мероприятия, финансирование. Предварительно мы, конечно, ведем работу, на которую не надо расходовать денежные средства, но потребности у всех разные: кто-то хочет консолидировать рынок, кто-то – налоговую базу свою уравновесить, потому что нагрузка большая и так далее.

Э. Р.: То есть, нельзя сказать, что какая-то услуга популярнее остальных? Или есть фавориты?

Н. К.: Консультации на первом месте, конечно, потому что из консультации рождается все. Далее, это, наверное, поиск иностранного партнера и подходящей бизнес-миссии. Многие предприятия несколько лет не могут выйти на экспорт, а здесь за них подобрали потенциальных партнеров, проанализировали рынки… Участие в бизнес-миссии – это обкатка проекта, потому что именно здесь исчезает страх: новички едут с нашей поддержкой, а это вдохновляет их на дальнейшую самостоятельную экспортную деятельность.

Э. Р.: Бывает ли так, что контракт заключается очень быстро? Приехали на выставку, например, и сразу заключили контракт…

Н. К.: Надеюсь, что в этом году такое будет, у нас очень много запланировано выставок и бизнес-миссий. Но все это долгоиграющее, согласования требуют времени…

Э. Р.: Расскажите про план мероприятий на 2019 год.

Н. К.: У нас запланировано посещение Азербайджана, Туркменистана, Белоруссии (Витебск) – это май – начало июня. Посетим Казахстан, Иран, Узбекистан, Киргизию, Монголию, Вьетнам, Арабские Эмираты. Много выставок, участие в которых еще не все утвердили, но я назову наши планы: Таджикистан, Африка, Испания, Египет, Индия. Мы к этому готовились проводили опросы, сами изучали, где у нас пробелы: в каких областях.

Э. Р.: К себе тоже приглашаете?

Н. К.: Да, приглашаем Китай - в прошлом году мы посетили 5 провинций, а в этом году ответно приглашаем, чтоб они производственные площадки посмотрели. К нам приедет Корея, Армения, Казахстан, Иран. В России будем участвовать в выставке «Экспортный потенциал России», которая в июне будет в Москве.

У нас запланировано 2 мероприятия с привлечением федеральных спикеров, которые расскажут о поиске иностранных партнеров. Из Европы будем приглашать специалистов, чтобы рассказали, как лучше логистику выстроить, чтобы снизить себестоимость, чтобы было безопасно. Раз в полгода мы рассказываем о новшествах региональной и федеральной поддержки.

В этом году пробуем акселерацию - бизнес проявляет большой интерес - и торговые площадки тоже рассматриваем: Alibaba, Amazon. У нас много предприятий, которые пытаются сами выходить на электронные площадки, делятся впечатлениями: продвигать товар там - достаточно дорогостоящее мероприятие, но эффективное. Я думаю, за этим будущее, поэтому мы тоже протестируем, посмотрим.

Э. Р.: Получается, вы своего рода бизнес-психологи…

Н. К.: Видимо да (смеётся). Но это вопрос будущего экспортного стартапа.

Э. Р.: С какими проблемами чаще всего сталкиваются компании, с которыми вы контактируете?

Н. К.: У многих отсутствие знаний, даже элементарно - как составить контракт. Не знают наше законодательство: в какой форме и куда сведения подавать. Многие звонят и переспрашивают: «Точно без НДС?», - я им объясняю, что экспорт товаров и услуг всегда в любую страну 0%, а они все равно переспрашивают. Нужно же соблюдать и таможенное, и валютное, и налоговое законодательство. В итоге, когда они заключают сделку, сталкиваются с рядом проблем, с которыми сталкивается и иностранное предприятие, которое ждет их товар. Есть и такие компании, у которых нет сайта, нет даже возможности за границу позвонить – только продукция.

Э. Р.: По вашему мнению, с чего начать экспортную деятельность? Какой должен быть первый шаг?

Н. К.: Я всегда говорю: в первую очередь, узнайте, какие требования у другой страны - у иностранного покупателя. Даже цвет этикетки важен для некоторых случаев. Когда вы знаете требования рынка, тогда вы понимаете, какие у вас шансы и какие возможности. Были компании, которые говорят: мы ведем переговоры месяц-два-три, и потом выясняем, что без определённого сертификата мы на этот рынок никогда не выйдем, а сертификат стоит несколько миллионов. С этого надо было начинать, и понимать свои возможности.

Э. Р.: Наталья, благодарю за интересную беседу, желаем больше успешных экспортных проектов вашему региону.


Беседу вела Анастасия Мякота, корреспондент портала «Экспортеры России»

Теги:

экспорт Саратов ВЭД поддержка экспорта

Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


13.09.2019 Индия увеличила импорт российского ПВХ до 75,3 тыс. тонн

В январе-августе 2019 года экспорт российского суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С) вырос...

12.09.2019 Российские электронные компоненты выходят на североамериканский рынок

Россия начинает поставки магнитоуправляемых герметизированных контактов (герконов) на северо...

12.09.2019 Изделия амурских производителей впервые представят на международной выставке в Европе

11 сентября в Мадриде (Испания) стартовала международная выставка подарков и декоративных из...

Топ мероприятий


20.05.2020 АктобеНефтеХим-2020

Международная выставка оборудования и технологий химической, нефтяной и газовой промышленности «Акто...

20.05.2020 MinTech-Актобе 2020

Международная выставка оборудования и технологий горнодобывающей, металлургической, угольной и энерг...

22.04.2020 MinTech-Павлодар 2020

Международная выставка оборудования и технологий горнодобывающей, металлургической, угольной и энерг...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

Наши партнеры