Донские экспортеры не сбавляют оборотов

Донские экспортеры не сбавляют оборотов



Донские экспортеры не сбавляют оборотов

Ростовская область широко известна своими крупными машиностроительными предприятиями и агрокомплексом. Однако активные экспортеры в регионе отнюдь не только промышленные гиганты. Существенная доля экспорта приходится на небольшие предприятия, работающие в самых различных отраслях. Помогает им в освоении новых рынков Центр координации и поддержки экспортно-ориентированных МСП Ростовской области. О том, что уже сделано, и что запланировано, рассказывает директор Центра поддержки экспорта Юрий Щекатурин.



Юрий ЩекатуринЮрий Станиславович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Центра координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса Ростовской области в целом. Какие услуги экспортерам оказывает сегодня центр?

Центр координации и поддержки экспортно-ориентированных МСП Ростовской области по форме собственности является автономной некоммерческой организацией (АНО). Инициаторами его создания выступили Минэкономразвития Российской Федерации, Минэкономразвития и Торгово-промышленная палата Ростовской области. В соответствии с Уставом Центр поддержки экспорта призван решать достаточно узкий круг вопросов. Получ
аемые субсидии он может расходовать только на достижение целей, утвержденных Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта Ростовской области.

Миссия Центра – содействие и всесторонняя помощь предприятиям ВЭД или тем, кто только планирует осуществлять экспортные операции. До создания центра в области оказывалась поддержка экспортерам: налоговые льготы, субсидии. И предприниматели активно пользовались существующей системой поддержки. Однако в основном это были крупные опытные экспортеры, а не начинающие малые и средние компании. Мы же в своей работе делаем упор именно на «малышей». За два года, а мы открылись в ноябре 2012 года, нам удалось многое.

Сегодня в области есть такие компании, которые сначала освоили зарубежные рынки и лишь затем смогли попасть на полки российских сетей. Несмотря на сложные условия, бизнес постоянно ищет пути развития. Наша задача – понять, что нужно сегодня и завтра, а затем скорректировать свою работу в соответствии с запросами бизнеса. Поэтому мы постоянно анкетируем и проводим опросы. Наша постоянная аудитория – это малые и средние предприятия-экспортеры, а также  те кто только планирует заняться экспортом.

С выходом на внешние рынки компания должна создать дополнительные структуры, организовать и оплатить внешние командировки, а для малого предприятия это серьезные затраты. Наш центр  старается максимально сократить материальные издержки и подстелить соломку для начинающих экспортеров.

Мы постоянно проводим семинары, бизнес-тренинги и просто консультации для предпринимателей. Причем принять участие в них могут абсолютно все. Достаточно позвонить или сделать заявку по электронной почте. Обучать наших бизнесменов мы приглашаем наиболее компетентных и востребованных  екторов и бизнес-тренеров. Как правило, предприниматели, которые пришли на определенную тему в дальнейшем посещают все тренинги. Поэтому количество участников только растет. Это направление нашей работы очень востребовано региональным бизнесом. Во-первых, предприниматели получают уникальную деловую информацию по самым современным методикам. Во-вторых, в процессе общения люди делятся опытом, обмениваются контактами и это дает мультипликативный эффект, особенно для новичков.

Второе направление нашей работы — это поддержка промо-акций, например, организация коллективных стендов экспортеров или экспортно-ориентированных предприятий за рубежом, либо участие в бизнес-миссиях. Время показало, что это направление приносит совершенно практические результаты. Принимая участие в бизнес-миссиях, организованных АНО «Центром поддержки экспорта», предприниматели одним выстрелом убивают сразу несколько зайцев.

Во-первых, это выгодно, потому что, как правило, оплачивать придется только проезд и проживание, а вся деловая часть – это уже не забота гостей. Во-вторых, во время поездки мы организуем, как бизнес встречи с потенциальными партнёрами, так и знакомим с крупнейшими предприятиями региона, посещая их производство. Практика показала, что, благодаря бизнес-миссиям, предприниматели как минимум находят новых партнёров, и как максимум заключают предварительные соглашения и контракты.


Какие зарубежные поездки были организованы центром для региональных компаний в  2014 году?

За три квартала 2014 года у нас было несколько выездных мероприятий — неоднократно мы выезжали в Беларусь, посетили выставки в Казахстане, в Китае, в Армении, также состоялась деловая миссия в Иран.


Компании какого профиля были представлены зарубежным партнерам в рамках этих поездок?

Самого разнообразного. Например, в прошлом году в Южную Корею отправились в основном представители предприятий, связанных с высокими технологиями. Состоявшаяся уже в этом году миссия в Иран была в большей степени ориентирована на сельское хозяйство. В последней деловой поездке в Армению приняли участие сельхозпроизводители, продовольственные компании, представители туристической индустрии, производители высокотехнологичного медицинского оборудования, систем безопасности и систем идентификации, детских аттракционов,  стройматериалов.


Есть ли у Ростовской области приоритетные направления экспортных поставок?

В целом, структура донского экспорта, начиная с 2008 года и по сегодняшний день, не претерпела изменений. Первые места традиционно занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Сегодня мы стараемся помочь предпринимателям освоить прежде всего те рынки, где существует в целом благоприятное отношение к российскому бизнесу. Поэтому в этом году в своей работе мы сделали упор на такие страны, как Беларусь, Казахстан, Армения, Китай, Иран. В Республике Беларусь наши предприниматели были дважды.

Впервые с бизнес-миссией донская делегация отправилась и в Иран. Принимали участие наши предприниматели и в Первом Российско-Китайском ЭКСПО, которое прошло в Китайской Народной Республике, городе Харбин. Сейчас, накануне тех событий, что в декабре произойдут в Армении, мы уже побывали в Ереване на Expo-Russia-Armenia 2014.

Мы отслеживаем политическую ситуацию, да и сам бизнес довольно быстро поворачивается в ту сторону, куда ему выгодно. Мы планируем принять участие в выставке в Белграде, которая пройдет в марте 2015 года. Мы уже подали заявку на участие в выставке и готовимся к этой поездке. Ведь  Сербия становится стратегическим партнером России в Европе.


Какие барьеры, по вашему мнению, сегодня мешают выходу малых и средних предприятий на внешние рынки?

Есть две главные проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Первая — это тотальная необразованность: люди хотят заниматься экспортом, но понятия не имеют, как это делать. Крупный бизнес нанимает на работу специалистов по внешнеэкономической деятельности, которые имеют образование и понимание, как этим надо заниматься. Представители малого и среднего бизнеса могут быть кем угодно по образованию – инженерами, аграриями, или вообще не иметь образования. Поэтому объяснить им что и как делать — это наша первостепенная задача, и мы ее решаем при помощи семинаров, тренингов, других промоутерских мероприятий, раздачи специальной литературы («Как стать экспортером», «Что нужно знать экспортеру» и так далее).

Вторая проблема — это различного вида фобии, боязни. Люди боятся потерять бизнес, взять кредит, контактировать с государственными структурами, ничего не знают об инструментах страхования кредита, оформлении международных экспортных сделок. И первый год работы центра мы по сути посвятили просветительской деятельности, второй год – снятию страхов.


Вы упомянули специальную литературу. Как составляются методические пособия, издаваемые Центром?

Мы готовим специальную брошюру к каждому семинару. Плотно работаем с Торгово-промышленной палатой РФ, и через ТПП привлекаем ведущих специалистов в области мировой экономики из тех организаций, которые нас интересуют. Кроме того, в создании методических пособий принимают участие ведущие эксперты ТПП Ростовской области. Также в издании специальной литературы активно участвует наше Правое управление.


Какие факторы, по опыту компаний с которыми вы работаете, определяют успех выхода на внешние рынки?

Чтобы добиться успеха, прогресса в экспортной деятельности, надо заниматься этим постоянно, ежедневно. Мы помогаем, конечно, таким компаниям, которые бьются за результат и добиваются успеха свои трудом. В качестве примера могу привести компанию «Маяк». Продукция у них достаточно специфичная (чечевица, нут), они сами ее производят, перерабатывают, фасуют и продают. Я уже больше 10 лет работаю в ТПП, и все 10 лет наблюдаю, как эта компания шаг за шагом завоевывает разнообразные рынки. Еще в 2004 году мы с ними ездили на украинские выставки и в Беларусь, потом география расширилась: Казахстан, Иран, и теперь Армения. Люди все 10 лет непрерывно работают над тем, чтобы свой товар продвинуть на рынке.


Какие страны мира являются крупнейшими партнерами региона на данный момент?

Если говорить о странах, в которые идет отгрузка, то это самый широкий спектр государств. Так, в  2013 году экспортные операции совершались в 113 стран мира. До недавнего времени крупнейшим партнером была Украина. Безусловно, прочные торговые связи сложились с Республикой Беларусь. С Турцией у нас длительные торговые отношения, эта страна сегодня импортирует из региона сельхозпродукцию, металлолом, зерно, масло, шрот, технику. Кроме того, мы часто обмениваемся делегациями с различными турецкими провинциями, и это не только Стамбул, с которым у нас есть регулярное ежедневное сообщение, но и другие регионы: Мерсин, Трабзон, Анталия. С Китаем сейчас пытаемся наладить экспорт логистических услуг и сельхозпродукции. За последние годы Ростовская область демонстрирует устойчивый рост экспорта. В прошлом году его доля превысила импорт и составила 55% во внешнеторговом обороте области. Несмотря на политическую ситуацию, мы рассчитываем, что наши предприниматели смогут и в дальнейшем активно расширять географию своего присутствия. А мы будем следить за тем, какая помощь им нужна прежде всего.



Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


14.06.2019 Российский экспорт рыбы показал рост

Объем экспорта рыбы и морепродуктов с января по апрель 2019 года составил 847 тыс. тонн, что на 4,2&...

14.06.2019 Тюменская область расширяет сотрудничество со странами-партнерами по экспортным поставкам

Тюменская область в 2019 году планирует открыть две новые экспозиции местных производителей в города...

14.06.2019 Россия стала импортировать больше грузинских товаров

В начале 2019 года поставки товаров из Грузии на российский рынок выросли на 42% по сравнению с ...

Топ мероприятий


27.11.2019 Бизнес-миссия в Бишкек, Киргизия

С 27 по 29 ноября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Киргизи...

10.11.2019 Бизнес-миссия в Хошимин, Вьетнам

С 10 по 14 ноября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей во Вьетнам.

29.10.2019 Бизнес-миссия в Алматы, Казахстан

С 29 по 31 октября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Казахс...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

Наши партнеры