16 апреля в Цифровом Деловом Пространстве в Москве собрались начинающие и действующие экспортеры, представители правительства Москвы, бизнес-объединений и финансовых институтов. Главной темой конференции «Москва – территория экспорта» стала поддержка столичных экпортно ориентированных предприятий.
Участники мероприятия в рамках дискуссий делились проблемами и своим опытом продвижения на внешние рынки. Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Фурсин рассказал о работе Московского экспортного центра (МЭЦ), уже действующих мерах и инструментах поддержки экспорта. После чего собравшиеся в зале экспортеры – более 200 участников – поделились своим мнением в онлайн-опросе, на основе результатов которого будет совершенствоваться московская экосистема поддержки экспорта. Экспортеры как отвечали на вопросы, так и задавали их: столичные предприниматели обратили внимание на трудности с оформлением временного ввоза образцов на выставку и отправкой пробной партии продукта, развитие комплаенс-системы для подтверждения репутации компании за рубежом, сложности с адаптацией и сертификацией продукта.
«На сегодняшний день мы проводим опрос компаний, и они обозначают те или иные виды затрат, которые несут при выходе на экспорт, и по которым они видят целесообразность поддержки города. Не скрою, что одним из видов затрат предприниматели обозначают сертификацию продукции, патентование продукции, сертификацию менеджмента. Мы понимаем, что для предпринимателей это очень важная часть системы поддержки экспортеров, и будем выходить с инициативой на Сергея Семеновича Собянина. Очень важно в этом отношении поддержать предпринимателей», - поделился с порталом «Экспортеры России» Алексей Фурсин, добавив, что уже сейчас предприниматели могут обратится в МЭЦ и получить займ под 5% в том числе на сертификацию продукции, при этом это не субсидирование уже понесенных затрат, а деньги вперед, что позволит компаниям не снижать оборотные средства.
В рамках экспертных сессий участники конференции смогли обсудить тонкости внешнеторговой деятельности с экспертами и получить совет по решению проблемных вопросов экспортной практики своих предприятий. Параллельно на нескольких дискуссионных площадках рассматривались такие темы, как налогообложение, таможенное оформление и логистика при экспорте, жизненный цикл экспортного проекта, меры поддержки и единые региональные бренды. Так, на сессии «Сделано в Москве» говорили об оптимальной для начинающего экспортера маркетинговой стратегии, рассматривали частные примеры и нишевое позиционирование бренда за рубежом. Инструменты продвижения обсудили на примере стартапа Hydrop, чья продукция уникальна для России, но оказалась в сильной конкурентной среде при выходе на рынок США. Также речь шла о построении каналов продаж, анализе культурного кода при работе в ближневосточных и азиатских странах, эффективности выставок. В завершение дискуссии эксперты дали советы московским компаниям. Как отметил Исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров Юрий Шурыгин, для успешной экспортной деятельности необходим серьезный и ответственный подход: «Экспортом должен заниматься специальный отдел, иными словами в компании должен быть отдельный сотрудник, который занимается только вопросами ВЭД и ничем больше».
В структуре российского экспорта Москва занимает первое место по объемам и является ключевым драйвером развития экономики страны в целом. В столице зарегистрировано 4710 компаний-экспортеров, география московского экспорта включает 189 стран.