29.04.2024

07:49

Вчерашний, сегодняшний и завтрашний день морского транспорта в независимом Азербайджане – СТАТЬЯ

Великий лидер Гейдар Алиев, основатель современного Азербайджана, оказал неоценимую услугу в написании богатой истории морского транспорта независимого Азербайджана. Подписание «Контракта века», играющего решающую роль в развитии сферы морского транспорта, восстановлении Великого шелкового пути и членство Азербайджана в Международной морской организации – специализированном учреждении ООН в области морского транспорта - связано с именем общенационального лидера Гейдара Алиева.

Можно с уверенностью сказать, что морской транспорт, являющийся одной из стратегически важных отраслей экономики, в настоящее время находится на новом этапе развития. Так, формирование транспортных коридоров, проходящих по территории страны, привело к активизации деятельности компаний, осуществляющих перевозку морским транспортом, морских портов, а также предприятий строительства, модернизации и ремонта судов, повышению их функциональности.

Дата основания Государственного морского и портового агентства

Государственная морская администрация - центральный исполнительный орган, реализующий государственную политику в сфере морского транспорта - была создана в 2006 году соответствующим распоряжением президента Ильхама Алиева.

Согласно распоряжению, полномочия по определению государственной политики в области морского транспорта, а также по сотрудничеству с Международной морской организацией, другими международными и региональными организациями в профильной сфере, осуществление контроля за выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика, возложены на Государственную морскую администрацию.

В 2018 году соответствующим Указом Президента Азербайджанской Республики было создано Государственное морское агентство при Министерстве транспорта, связи и высоких технологий, в 2021 году - юридическое лицо публичного права «Государственное морское и портовое агентство» в подчинении Министерства цифрового развития и транспорта.

Путь развития Государственного морского и портового агентства

Азербайджанская Республика, являющаяся членом Международной морской организации с 1995 года, присоединилась более чем к 20 международным конвенциям и протоколам в области морского транспорта.

В 2004 году была начата подготовка морских навигационных карт Каспийского моря, а с 2007 года составляются электронные морские навигационные карты с использованием современных программных средств в соответствии со стандартами Международной гидрографической организации.

С 2011 года в Государственной морской администрации действует Национальный центр распознавания и наблюдения с дальнего расстояния (ныне Центр управления движением судов). Данный центр был создан в Азербайджане по личной инициативе президента Ильхама Алиева впервые в прикаспийских странах в целях выполнения требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), к которой присоединилась наша страна.

За прошедший период в результате эффективной деятельности, осуществленной в области подготовки моряков и выдаче им дипломов, в 2011 году было принято соответствующее решение о признании соответствия выдаваемых морякам дипломов и сертификатов требованиям Европейского союза в ходе проверок, проведенных Европейским агентством морской безопасности.

Деятельность в сфере подготовки моряков, оценки их знаний и навыков, а также сертификации впервые была проверена специалистами Международной морской организации в 2016 году, на 96-м заседании Комитета по безопасности на море этой организации было принято соответствующее решение относительно соблюдения требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

В качестве показателя эффективной и действенной деятельности, осуществленной после принятия этого решения, Азербайджанская Республика была включена в «Белый список» Международной морской организации. Это привело к признанию сертификатов (дипломов) и свидетельств о специальной подготовке, выдаваемых Государственным морским и портовым агентством всеми морскими государствами.

В 2017 году согласно система аудита государств-членов Международной морской организации, в результате проверок, проведенных аудиторской экспертной группой организации во время ее визита в нашу страну, Азербайджан занял лидирующую позицию среди 174 морских государств мира, оставив позади развитые европейские страны.

В 2022 году система подготовки моряков Государственного морского и портового агентства во второй раз успешно прошла аудит Международной морской организации. Согласно решению, принятому на 105-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации, Азербайджанская Республика была включена в «Белый список». А это в свою очередь означает, что дипломы и сертификаты, выданные морякам агентством, будут признаны 175 государствами-членами Международной морской организации.

Успехи, достигнутые на международном уровне

Азербайджан является одной из стран-бенефициаров, участвующих во втором проекте по Черноморско-Каспийскому региону, реализация которого началась в конце 2022 года и продолжается в настоящее время.

Следует отметить, что в рамках данного проекта странам-бенефициарам оказывается техническая поддержка в направлении укрепления кадрового потенциала согласно плану мероприятий, утвержденному Европейским агентством морской безопасности. Анализ сегодняшней системы отношений в указанной сфере позволяет сделать вывод, что Государственное морское и портовое агентство добилось больших успехов на направлениях двустороннего и многостороннего сотрудничества. Оно расширило свои связи не только с Международной морской организацией, но и с другими важными международными организациями, такими как Международная организация труда, Европейское агентство морской безопасности, Организация Черноморского экономического сотрудничества и НАТО.

Помимо развития многосторонних отношений, Государственное морское и портовое агентство также уделяет особое внимание двусторонним связям с морскими государствами мира. Так, за отчетный период в результате взаимного сотрудничества в сфере морских перевозок были подписаны соответствующие документы с Турцией, Италией, Грецией, Польшей, Болгарией, Сербией, Казахстаном, Туркменистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Хашимитским Королевством Иордания и Республика Корея.

Государственное морское и портовое агентство также приступило к осуществлению целенаправленной работы по вступлению в Международную организацию мобильной спутниковой связи, Международную организацию по морским средствам навигационного оборудования (ныне – Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных служб).

Азербайджан добился права участвовать в качестве новой пилотной страны в проекте «Зеленое путешествие – 2050», представленном Международной морской организацией и Королевством Норвегия, с целью сокращения ежегодного количества отходов, выбрасываемых с судов в воздух, как минимум 50% по сравнению с 2008 годом к 2050 году. Азербайджан является одной из 7 стран, выбранных для проекта из 174 государств-членов.

Азербайджанское судоходство

По состоянию на 1 января 2024 года Государственное морское и портовое агентство зарегистрировало в Государственном судовом реестре и реестре бербоут-чартерных судов Азербайджанской Республики в общей сложности 500 судов. Количество зарегистрированных судов на 39% больше показателя 2003 года.

Общий тоннаж на 2023 год составил 817705 GT для 246 судов, которые имели только идентификационный номер Международной морской организации и отвечали соответствующим критериям.

Этот показатель является самым высоким результатом за все периоды согласно отчету об общей емкости, представленному Государственным морским и портовым агентством в Международную морскую организацию.

В соответствии с требованиями международных конвенций в области морского транспорта на судах, плавающих в Каспийском, Черном, Средиземном морях и других зарубежных водах, проводилось в среднем 100 ежегодных проверок. В 2023 году на основе требований Конвенции «Об облегчении международного судоходства», к которой Азербайджанская Республика присоединилась в 2006 году, была разработана демо-версия системы «Единое морское окно», которая должна применяться с 1 января 2024 года.

Морские порты Азербайджана

В результате целенаправленных мер, реализованных за последние 20 лет, достигнут ряд значительных достижений в направлении развития транспортной инфраструктуры, играющей исключительную роль в развитии ненефтяного сектора, дальнейшего повышения транзитного потенциала страны, созданы благодатные условия для того, чтобы Азербайджан стал важным транспортно-логистическим центром, возрос объем и качество транзитных грузоперевозок.

В 2014 году был утвержден Закон Азербайджанской Республики «О морских портах», в 2015 году — «Правила ведения реестра морских портов Азербайджанской Республики». После принятия решения в соответствии с «Правилами ведения реестра морских портов Азербайджанской Республики» был создан Реестр морских портов Азербайджанской Республики. В этом реестре в 2016 году было зарегистрировано 5 морских портов, в 2022 году — 2.

Также отметим, что на прибрежных территориях Азербайджанской Республики действует еще 21 объект морских операций с портовой инфраструктурой.

Управление национальными кадрами

В последние 20 лет продвижению молодых людей и талантливых национальных кадров в сфере морского транспорта, их образованию за рубежом для повышения их знаний и навыков, а также их участию в местных и международных тренингах придается особое значение.

Так, за это время более 10 молодых людей, работающих в сфере морского транспорта, прошли обучение во Всемирном морском университете (WMU) и Международном институте морского права (IMLI) - специализированных учебных заведениях Международной морской организации. В настоящее время в этих вузах обучаются 3 сотрудника Государственного морского и портового агентства.

Своевременно предпринятые важные стратегические шаги, достигнутые успехи и запланированные работы доказывают, что Азербайджан стал транспортно-логистическим узлом между Европой и Азией, важной транзитной страной в транспортных коридорах «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform

Интервью с Экспортером


30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

12.10.2023 «Экспорт находится не в кармане, а в голове…»

Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседу...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры