26.04.2024

07:03

Высокотехнологичные развлечения на экспорт



Многие видели 5D-кинотеатры и интерактивные аттракционы в торговых и развлекательных центрах, однако не все знают, что одни из лучших игровых симуляторов производятся в России. Основанная в 2009 году российская компания Yotto Group выпускает и продает интерактивные кинотеатры ExoFilm и игровой аттракцион ExoSkelet, который пользуется спросом не только на отечественном рынке, но и в Европе. О коммерческой составляющей высокотехнологичных развлечений и особенностях экспорта интерактивных аттракционов нам рассказал коммерческий директор Yotto Group Василий Стойка




VAS.jpgВасилий, в какие страны вы сейчас экспортируете ExoSkelet и как ищете покупателей?


Пока мы презентовали ExoSkelet только на российских выставках, в зарубежных также принимали участие, но «заочно» – без аттракционов и с печатной рекламой, что, конечно, не так эффективно. Наших зарубежных партнеров мы нашли на выставке BUYBRAND Expo в Москве. У нас есть контракты во Франции: один из них исполнен, другие на стадии подписания. Интерес есть со стороны Италии, Канады. По цене и качеству мы практически вне конкуренции. На мировом рынке нет аналогичной продукции, а та, которая приближена к нашей, гораздо выше по ценам.



В России ExoSkelet распространяется по франшизе. А как вы работаете с операторами за рубежом?


Вообще, что касается аттракционов и в целом технически сложного оборудования, при экспорте важно наличие широкой сервисной поддержки. Если в России мы можем собственными силами обеспечить бесперебойную работу аттракциона, то за рубежом мы, прежде всего, ищем в качестве дилеров компании, у которых есть своя сервисная служба.



Расскажите подробнее об исполненном контракте во Франции


В мае мы заключили договор с французской компанией Laser Game Enterprises о поставке наших аттракционов ExoSkelet во Францию. Конечно, интерфейс игры, контент, вся документация, инструкции, паспорт были переведены на английский язык. В конце июня мы уже установили оборудование. Также у нас есть договоренность с Laser Game Enterprises о дальнейшем сотрудничестве — они планируют продавать наше оборудование как дилеры.



Для поставок в Европу нужна была какая-то дополнительная сертификация оборудования?


Да, наше оборудование проходило сертификацию СЕ (Conformité Européenne), которая удостоверяет соответствие аттракционов основным требованиям директив Евросоюза. Вообще, в ходе общения с французскими партнерам мы спрашивали, что необходимо для того, чтобы у них было меньше проблем с ввозом аттракционов. Они сказали о необходимости сертификации и назвали несколько организаций, которые ее проводят, среди них была TÜV, имеющая филиалы по всему миру. Сначала мы обратились в московский филиал TÜV, где нас предупредили, что в Москве нет необходимых специалистов, поэтому документы будут переведены и отправлены в главный офис, затем нужно будет ожидать ответа. В целом, нас удивила высокая стоимость оказания услуг и не устроили сроки исполнения.

Мы стали искать варианты снижения собственных затрат и направляли запросы в главный офис и другие филиалы TÜV. Путем «обзванивания» и сравнивания цен мы вышли на латвийский TÜV, с которым было удобно работать, поскольку сотрудники говорили на русском языке. Мы заключили договор, отправили документацию. Неделя ушла на изучение, после чего они к нам приезжали со своим оборудованием и в течение недели тестировали ExoSkelet, еще около недели длилась подготовка заключения. В итоге все было сделано в заявленные сроки, и услуги латвийского филиала оказались в 2,5-3 раза дешевле, чем в Москве.

Французскую сторону также все устроило. Конечно, у них есть и местные аналоги Ростехнадзора, которые повторно что-то проверяли после ввоза, но этот вопрос решается уже дилером.



Вы создавали аттракцион с нуля, или исследовали подобные зарубежные установки?


Разработка ExoSkelet полностью наша — мы не брали никаких аналогов, не перерабатывали существующие интерактивные игры. У нас есть свой конструкторский отдел и две студии программирования — в Москве и Томске.



Производится все тоже в России?


Да, в России. У нас есть несколько заводов по изготовлению металлических комплектующих на аутсорсинге, на данный момент используем немецкие двигатели и итальянские мониторы, но сборку и тестирование оборудования мы осуществляем в Москве.




С чего начиналась работа компании на этом рынке?


Сейчас можно увидеть и 6D и 8D-кинотеатры, особенно это распространено на черноморском побережье России. У нас был покупатель, который после приобретения ничего не менял в установке, но каждый год менял вывеску и увеличивал цифру перед D в названии. По сути, все хорошо знают 3D-кино и 4D c кинестетическим эффектом. В 2009 году мы начали производить простейшие модели 4D-кинотеатров на гидравлике. Уже тогда было понятно, что нужно куда-то двигаться дальше, потому что 4D-рынок быстронасыщаем, людям постоянно нужен вау-эффект. Человек привыкает к хорошему, поэтому если он посмотрел качественный 4D фильм, то даже аналогичное качество при повторном просмотре его уже не удовлетворит. В это время появилось немало производителей, и 4D-установки выпускаются разного качества. Все это сыграло злую шутку с отраслью, потому что большинство просто не воспринимает 4D как что-то качественное.


ExoSkeletExoSkeletExoSkeletНа тот момент у нас было два варианта развития. Мы могли совершенствовать контент и производить все более высококачественные фильмы, но это привело бы к большим затратам операторов и низкой рентабельности проката нашего оборудования. Другой вектор развития — это игра. Мы разработали и начали выпускать ExoBOX – интерактивный аттракцион с новым форматом игры — соединением он-лайн игр и активного офлайнового общения. Поколению Y, а это наша основная целевая аудитория, очень важно общение в живую. Поэтому такие установки — перспективный бизнес и наша компания в этой области законодатель моды и создатель продвинутого формата игры — ExoGame.



  


На российском рынке Вы сразу работали по франшизе?


В 2009 году о франшизе и речи не было. Тогда 4D-кинотеатры был популярной новинкой и очень востребованным видом досуга – продажи проблем не составляли. Поначалу мы даже сами работали как операторы этих установок на черноморском побережье и за сезон окупали свои вложения практически полностью. Тогда это всех привлекало, и конкуренция была не высокой: на этом рынке работали 2-3 производителя, сейчас уже порядка 6 по России.


Как ни странно Россия — одна из лидеров в 4D. У западных компаний изначально был другой формат и вектор развития. За рубежом подобные аттракционы создавались на большое количество посетителей – они многозальные, большие, высококачественные, но очень дорогие. Чтобы поставить такой комплекс в России требуются очень большие вложения, а чтобы он окупился, стоимость билетов должна составлять от 1000 рублей. А в России развивались небольшие 4-7 местные комплексы. И в 2009 году проблемы продать 5D-установку не было, никто не задумывался о франшизе.


Мы одни из первых стали предлагать франшизный пакет. У нас был уже опыт работы по франшизе в рамках другого направления компании. Наш холдинг включает несколько видов бизнеса, в частности томский завод по производству мороженного «Эскимос», у которого есть франшиза премиального сегмента — марка «33 пингвина». Кстати, эта марка также экспортируется, пока только в страны ближнего зарубежья (Казахстан, Беларусь, Монголия). Так вот, «33 пингвина» – очень успешная франшиза, она побеждала в номинации «Франшиза года» на выставке IFFF’2013 и стала «Франчайзором года» на конкурсе «Золотой бренд».


Поэтому, когда мы решили посредством франшизы строить сеть, перспективность такой формы сомнений не вызывала. Нам очень помог Сбербанк, запустивший в это время банковскую программу «Старт» по помощи малому и среднему бизнесу. У нас была очень выгодная для молодых предпринимателей франшиза с точки зрения диверсификации бизнеса.



А что входит в франшизный пакет?


В пакет франшизы входит прежде всего набор рекламных материалов. Но основное — это сама игра: мы предоставляем алгоритм проведения турниров от и до: как оператор должен встречать посетителей и что говорить. Система турниров сочетается с визуальным рядом. Если проходит турнир по «Баунти» ( прим. ред. «Баунти. Райский остров» – игра, в которой нужно освобождать попугаев из клеток в тропиках), то значит и тематика, оформление точки должны соответствовать. Также алгоритм турнира включает ранжирование – Exo-мастер, Exo-ученик, и небольшие призы за рекорды в игре – значки, браслеты — это очень привлекает тинейженров и помогает обеспечить повторный визит.


Франшизные пакеты у нас двух типов — с роялти и без. При франшизе без роялти оператор после покупки установки ничего нам не платит и сам принимает решение об обновление программного обеспечения аттракциона. Если пакет с роялти оператор вносит фиксированный ежемесячный платеж, а мы в первую очередь обновляем все прошивки, игр, дополнения, турнирные раунды. В пакет с роялти также входит гарантия на оборудование сроком 1-2 года. Гарантия у нас не на словах а на деле: первые установки в свое время шли с «детскими болезнями» и поначалу мы даже забирали аттракционы и ставили полностью новое оборудование оператору.


Также в рамках франшизы мы проводим мониторинг местоположения игровой зоны. По итогам маркетингового исследования даем рекомендации по расположению рекламных конструкций и самого аттракциона — это очень важный момент: лишний метр в влево-вправо при установке, и посещаемость может колебаться до 10%.


Василий, благодарим за беседу и желаем успехов в вашем деле!



Главные новости


25.04.2024 Рост промышленного производства столицы превысил 15 процентов

Среди лидеров — производители пищевой, фармацевтической, компьют...

25.04.2024 В Пермском крае выберут лучших экспортеров региона

На региональной премии «Экспортер года» будут отобраны компании, достойные звания лучших экспортеров...

24.04.2024 Производство сельхозпродукции выросло в Липецкой области

Согласно данным статистики, за первые два месяца текущего года п...

24.04.2024 В Ивановской области увеличат господдержку на обновление парка сельскохозяйственной техники

Соответствующие изменения в закон об областном бюджете на 2024 г...

Топ мероприятий


08.07.2024 Иннопром -Екатеринбург

С 8 по 11 июля 2024 года в г. Екатеринбург состоится международн...

05.06.2024 Петербургский международный экономический форум

С 5 по 8 июня 2024 года в г. Санкт-Петербург состоится XXVI...

21.05.2024 Nigeria BuildExpo 2024

Nigeria BuildExpo 2024 - международная выставка строительных материалов

24.04.2024 АО «ЭКСПОЦЕНТР» принимает заявки на полный комплекс услуг по организации участия в выставке «ИННОПРОМ. Центральная Азия 2024»

Международная промышленная выставка ИННОПРОМ — ключевое мероприятие торгово-промышленного сотрудниче...

Интервью с Экспортером


30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

12.10.2023 «Экспорт находится не в кармане, а в голове…»

Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседу...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры