Совсем недавно закончились новогодние каникулы и с вопросами о планах на будущий год мы решили обратиться к начальнику Центра поддержки экспорта на базе регионального центра «Мой бизнес» Республики Калмыкия Олегу Битову.
- Олег Рашидович, добрый день. Некоторое время назад подводились итоги 2022 года, но, сейчас уже заканчивается январь 2023, с какими планами ЦПЭ Калмыкии входит в новый год?
- Все наши планы всегда связаны с одной единственной целью - вовлечение предпринимателей региона в экспортную деятельность; оказание помощи в выявлении и развитии их экспортного потенциала.
Калмыкия только начинает активное развитие своей экспортной составляющей; в этом направлении мы молодой регион. Поэтому, основная наша задача – это популяризация экспорта и поддержка первых шагов предпринимателей на данном пути. Конечно, у нас есть и успешные экспортеры, которые давно продают свою продукцию зарубеж. Их деятельность мы активно освещаем в СМИ, в мессенджерах, на сайте ЦПЭ, как примеры историй успеха. Потому что лучшая мотивация, которая может быть для того, чтобы начать заниматься экспортом – это успешный пример коллег из региона. Конечно, помимо просветительской деятельности ЦПЭ оказывает содействие и реальными действиями в рамках существующих государственных мер поддержки экспортно ориентированных предприятий.
-Глава Республики Калмыкия Бату Хасиков в своих интервью не раз говорил, что регион занимает лидирующие позиции в России в такой отрасли сельского хозяйства как животноводство. Какие успехи у Калмыкии в области экспорта животноводческой продукции?
- Калмыкия разводит крупный рогатый скот, поэтому мясо — это настоящий бренд нашего региона. Мы находимся среди лидеров в стране по производству мяса и потребители продукции всегда высоко оценивают качество нашей говядины или баранины. Действительно, основными экспортерами региона являются компании, занимающиеся переработкой мяса. Мы экспортируем охлажденное мясо, тушенку, снеки, замороженные полуфабрикаты, например, пельмени. Потенциал в этом направлении огромен. Наши лидеры экспорта – компании «Вектор-Плюс», «Велес», "Ойрат- фермерские продукты". Еще один пример успеха в смежной отрасли – предприятие «Калмык Вул», занимающееся экспортом шерсти мелкого рогатого скота. Экспорт рыбы также развивающееся направление; здесь мы гордимся результатами работы ИП Селезневой А.Г., более 15 лет занимающейся поставками не только рыбного сырья на международные рынки, но и продажей собственной готовой продукции - рыбы холодного копчения, снеков, вяленной весовой рыбы и т.д.
- Какие меры государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий наиболее востребованы сейчас в регионе?
- Для Калмыкии, это услуги по продвижению, в частности, участие компаний в международных, тематических, отраслевых выставках. Так как основные наши экспортеры – это производители продовольственных товаров, то в новом году планируем коллективные стенды на Продэкспо (Москва), Петерфуд (Санкт-Петербург). Для компаний – это возможность заявить о себе, найти новых покупателей, дистрибьюторов, изучить опыт конкурентов. Со своей стороны, мы стараемся максимально облегчить все организационные вопросы для участия в выставках: изготавливаем стенд, рекламные буклеты, обеспечиваем сопровождение переговорных процессов услугами переводчика, помогаем с участием в выставочных конкурсах и многое другое. Это все дает возможность повысить узнаваемость калмыцких товаров в мире, их производителей, а значит увеличить возможность экспортных контрактов. В выставочном направлении ЦПЭ работает с опытным подрядчиком, компанией «Центр маркетинговых инициатив», руководитель Виктория Островская. Это настоящий профессионал своего дела. В прошлом году Виктория также оказывала содействие в организации и проведении «Экспортного Форума» в Республике и это был большой успех, мероприятие прошло на высоком уровне. В наступившем году рассчитываем продолжить сотрудничество.
Но, не только выставки интересуют наших потенциальных экспортеров. Чтобы решиться на экспорт продукции необходимо получить знание в области сертификации товаров и услуг, расчету логистических и таможенных издержек, валютному контролю и налоговому законодательству. Всем этим тонкостям экспортной деятельности мы обучаем в ЦПЭ. Информационно-консультативная поддержка, которая заключается в проведении обучающих семинаров, информировании о текущей ситуации во внешнеэкономической деятельности страны – большое направление нашей работы.
В наступившем году ЦПЭ планирует продолжить свою работу и по организации бизнес-миссий за рубежом. Уже сегодня хочу пригласить экспортно ориентированные предприятия малого и среднего бизнеса нашей Республики к участию в первой для региона бизнес-миссии в Азербайджан, в город Баку, которая состоится весной 2023 года. Регион видит в этой стране большой потенциал в строительном секторе, кроме того, азербайджанские покупатели с удовольствием покупают калмыцкую баранину, но делают это сейчас в основном через перекупщиков, поэтому организация прямых поставок мяса в страну – одна из основных целей бизнес-миссии. Во время поездки мы планируем деловые встречи и переговоры с потенциальными внешнеторговыми партнерами из Азербайджана, посещение крупнейшей агропромышленной выставки «Caspian Agro 2023» и регионального офиса Российского экспортного центра.
- На Ваш взгляд, помимо сельского хозяйства, какие отрасли экономики имеют свой потенциал экспортного развития в Калмыкии?
- В Калмыкии есть все условия для развития туристической отрасли не только внутри страны, но и на международной арене. Потенциал огромен, но не раскрыт в полную меру. Историческое, культурное наследие, природные ресурсы, расположение дают нам все предпосылки для развития экскурсионного, сельского, религиозного, гастрономического, экологического, оздоровительного и спортивного туризма. В этих направлениях есть огромный массив необходимой для реализации работы. Со своей стороны ЦПЭ Республики готов прикладывать максимум усилий для того, чтобы как можно больше людей со всех уголков мира побывали на нашей любимой калмыцкой земле. Ждем Вас в гости!