Экспортный потенциал России
Уже больше года действует интерактивная площадка – Единый информационный портал «Экспортеры России», созданная для консолидации опыта российских малых и средних предприятий по выходу на внешние рынки. За это время к ее работе присоединились многие потенциальные и действующие экспортеры, эксперты в сфере ВЭД, представители государственных структур, ориентированных на поддержку экспорта. О развитии портала, экспортном потенциале и конкурентоспособности России на международных рынках рассказывает руководитель проекта Юрий Шурыгин.
С момента запуска Единого информационного портала «Экспортеры России» (www.rusexporter.ru) прошло 15 месяцев. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь за этот период?
За 15 месяцев со старта нашего проекта портал превратился в профессиональное бизнес-сообщество участников экспортной деятельности, которое объединяет свыше 250 экспортеров из числа малых и средних предприятий (МСП), свыше 100 экспертов – профессиональных участников ВЭД, и около 50 государственных структур, в задачи которых входит поддержка экспорта на федеральном и региональном уровнях.
Нашей команде удалось сделать из портала эффективный прикладной инструмент для решения текущих внешнеторговых задач отечественных экспортеров МСП.
Портал также стал выполнять дополнительную функцию – стимулировать отечественных производителей к внешнеторговой деятельности: мы отмечаем растущее количество запросов со стороны компаний, которые никогда ранее не занимались экспортом, но ознакомившись с положительным опытом других компаний, решились попробовать свои силы на внешних рынках.
Из небольшой частной инициативы отдельных экспортеров портал превратился в масштабный социальный проект, который сводит воедино экспортеров, государственные структуры, а также профессиональных участников ВЭД.
Как возникла идея проекта, и что оказало наибольшее влияние на его развитие?
Идея создания портала возникла в январе 2013 года на заседании Липецкого клуба экспортеров, организованного Липецкой ТПП и Администрацией области. Встреча была посвящена обсуждению актуальных проблем экспортеров в Липецкой области. В ходе этого обсуждения стала понятна необходимость создания единой площадки, которая бы была ориентирована именно на интересы малого и среднего бизнеса.
А наибольшее влияние на развитие оказали сами экспортеры, благодаря советам и рекомендациям которых портал многократно переделывался и улучшался: раз десять мы меняли структуру и содержание, форматы различных разделов для того, чтобы площадка в максимальной степени отвечала требованиям и пожеланиям самих экспортеров.
Что дает проект российским экспортерам?
Портал решает три важные задачи российских предприятий-экспортеров. Во-первых, самое востребованное и ценное на портале — это База экспертов, пул экспертов–практиков ВЭД, которые хотят работать с отечественными производителями из числа МСП и могут помочь российским компаниям с выходом на конкретные региональные рынки, а также отраслевых экспертов, которые могут детально проконсультировать об особенностях экспорта интересующих видов продукции. Во-вторых, портал — это площадка для обмена практическим опытом; место, где компании могут получить ответы на интересующие их вопросы как о положительном опыте, так и об отрицательном, то есть о тех ошибках, которые случались в практике других компаний, чтобы в дальнейшем избегать их повторения. В-третьих, наша площадка – это отличная возможность для российских экспортеров рассказать о своих успехах, показать свои компании с лучшей стороны. По сути, решая эти задачи, портал выполняет функции комплексной безвозмездной поддержки отечественных экспортеров.
Как вы оцениваете развитие системы поддержки экспорта в России: какие задачи стоят перед федеральным центром и регионами?
Государство очень своевременно обозначило в качестве одного из основных приоритетов экономической политики поддержку и развитие экспорта, особенно в отношении малых и средних компаний. Сегодня экспортеры из числа малых и средних предприятий обладают хорошим потенциалом для успешной работы на международных рынках. Более того, если посмотреть на структуру экспорта малых и средних компаний, то именно на их долю приходится больше половины компаний-производителей несырьевой и высокотехнологичной продукции. Если государство ставит задачу по диверсификации и улучшению структуры экспорта, то МСП — это как раз и есть те компании, которые способны решить эту задачу.
Государственные структуры поддержки экспорта сталкиваются с большим количеством сложностей. И основной барьер — это доверие со стороны самих экспортеров. Недавно созданные государственные структуры пока еще не обладают большим опытом сопровождения экспортной деятельности: не хватает кадров и практического опыта. В предыдущие годы государство не выделяло экспорт МСП в качестве приоритета, поэтому государственным структурам по поддержке экспорта приходится начинать взаимоотношения с экспортерами даже не с чистого листа, а из глубокого минуса. Приходится преодолевать множество существующих негативных стереотипов взаимодействия по линии бизнес-государство. В этом заключается большой вызов для структур поддержки экспорта.
В целом, мы положительно оцениваем перспективы развития системы поддержки, потому что видим ориентированность на конкретные результаты, особенно у региональных центров поддержки экспорта, которые особенно заинтересованы в том, чтобы их компании не просто осуществляли какие-то действия, связанные с внешнеэкономической сферой, а заключали экспортные контракты и начинали осуществлять поставки своей продукции на новые рынки.
Каких шагов от государства, по Вашему мнению, больше всего ожидают экспортеры?
Прежде всего, это облегчение таможенного законодательства, упрощение таможенных и разрешительных процедур, связанных с экспортом. Экспортерам промышленной и высокотехнологичной продукции приходится тратить много сил и времени на получение необходимой разрешительной документации из Федеральной службы таможенного и экспортного контроля (ФСТЭК). То же самое касается и оформления разрешений на временный вывоз продукции для участия в зарубежных выставках. Временный ввоз продукции на территорию России для сервисного обслуживания или выполнения гарантийных обязательств по ремонту, к сожалению, вообще очень трудно осуществим на практике.
Экспортеры ждут субсидирования их участия в иностранных выставках со стороны государства. Это стандартная и очень эффективная мировая практика.
Экспортеры из числа промышленных компаний, производители высокотехнологичной продукции, мечтают о том, чтобы государство каким-либо образом поучаствовало в финансировании НИОКР. Это позволит им оставаться конкурентоспособными, не терять свои позиций по отношению к зарубежным конкурентам.
Помимо этого, эффективной мерой поддержки было бы упрощение организации первичных пробных поставок продукции новым заказчикам. Большая сложность, с которой сталкиваются экспортеры, — это экспорт именно первой партии, потому что, как правило, зарубежные заказчики всегда хотят сначала заказать небольшую первую партию – «на пробу», а уже затем подписывать серьезные контракты. Из-за необходимости оформления многочисленной документации, сертификатов происхождения, сертификатов из ФСТЭК и т.д. первая партия по стоимости выходит неконкурентоспособной. То есть экспортеры должны или целенаправленно работать себе в убыток при поставках первых партий, рассчитывая на дальнейшую прибыль, или же отказываться от потенциально интересных заказов. Если бы государство обратило внимание на этот аспект, и помогало бы решать проблемы с поставкой первых партий товара — это было бы колоссальным шагом навстречу экспортерам.
Как Вы оцениваете конкурентоспособность России на международных рынках товаров и услуг в целом?
У России накоплен огромный потенциал. На долю малого и среднего бизнеса сегодня приходится значительный процент высокотехнологичного экспорта России. Приоритетными направлениями российского экспорта могут стать рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, ЮАР и стран Северной Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Конкурентоспособность российских экспортеров достаточно высока, особенно с учетом той системы поддержки, которая сейчас создается. У российских товаров высокий потенциал, а если подключится и государственная система поддержки экспорта, тогда возможности реализации этого потенциала значительно расширятся.
___ |  |
Мы возлагаем определенные надежды на новые банковские и страховые продукты, которые смогут использовать российские экспортеры. Например, линейка отработанных и обкатанных на практике продуктов и решений Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) может оказаться весьма востребованной многими российскими участниками внешнеэкономической деятельности.
Какие отрасли сегодня обладают наибольшим потенциалом к реализации?
Здесь сложно выделить конкретную отрасль. По опыту компаний, с которыми мы взаимодействуем, очень хорошим потенциалом обладают российские приборостроительные компании, производители пищевой продукции и товаров народного потребления.
Одним из самых перспективных секторов, нуждающимся в отдельной поддержке, является экспорт инжиниринговых услуг. Российские инжиниринговые компании сейчас начинают активно выходить на внешние рынки, участвовать в реализации инфраструктурных проектов за рубежом. Речь, конечно, идет именно о малом и среднем бизнесе: крупные российские компании - Техснабэкспорт, ИНТЕР РАО, Атомстройэкспорт и др. – уже давно работают за рубежом, а вот небольшие и средние инжиниринговые предприятия только-только приступают к работе на внешних рынках, при этом их потенциал огромен.
Это же касается и российского туризма. Привлечение иностранных туристов в Россию, как экспорт услуг, также очень перспективная сфера деятельности, в которой сосредоточен большой потенциал, особенно с учетом того, что российские туристические возможности сейчас расширяются.
Как реализовать потенциал малого и среднего бизнеса по увеличению доли России в международной торговле и оздоровлению структуры российского экспорта?
При реализации национальных и федеральных программ главное четко ориентироваться именно на те практические задачи, форматы и механизмы работы на внешних рынках, которые наиболее востребованы самими экспортерами. Это основное, все остальное вторично. Важно иметь при этом обратную связь с экспортерами, чтобы понимать, насколько эффективны или нет конкретные меры и механизмы поддержки.
Как повлияли санкции на конкурентные позиции России?
Для крупного бизнеса, конечно, в значительной степени повлияли. Что касается российского малого бизнеса, то, по нашим оценкам, санкции оказали наибольшее влияние по двум направлениям. Первое — это дополнительные сложности с поиском новых рынков и новых внешнеторговых партнеров. Если сегодня российская компания-производитель промышленной или сельскохозяйственной продукции будет пытаться выйти на рынки Канады, США или Австралии, то столкнется с большим количеством сложностей. Новые иностранные партнеры/заказчики в ряде случаев могут просто отказаться от сотрудничества или предпочтут переждать, прежде чем приступать к совместной работе, в силу той сложной экономической и политической ситуации, которая сложилась в настоящее время.
Что касается в целом экспорта, российские компании отмечают отдельные сложности при работе со странами близкими к США и Великобритании. В Европе проблемы тоже возникают, но в меньшей степени. А вот что касается работы с Канадой, Австралией и Великобританией, то здесь экспортеры отмечают существенное сокращение объемов контрактов и поставок, в том числе и при работе со старыми проверенными партнерами.
Даже крупные российские предприятия, которые вкладывают серьезные средства за рубежом и являются крупными инвесторами, например в Германии, порой сталкиваются с ситуациями, когда немецкие банки отказываются выдавать им кредиты для финансирования текущих операций, несмотря на то, что эти российские компании являются значимыми инвесторами местных экономик.
Вы недавно вошли в состав Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Расскажите про взаимодействие портала с ТПП?
Взаимодействие с Торгово-промышленной палатой РФ мы начали недавно — летом 2014 года, и наш портал выполняет функцию осуществления обратной связи с отечественными экспортерами. Мы участвуем и предлагаем наши рекомендации при разработке национальной экспортной стратегии, а та обратная связь от экспортеров, которую консолидирует портал, помогает ТТП РФ эффективней и успешней работать в направлении развития и увеличения экспортного потенциала России.
Почему в качестве площадки работы портала выбран Центр международной торговли Москвы?
Сегодня Центр международной торговли (ЦМТ) предлагает великолепные инфраструктурные решения. Здесь сохраняется уникальная для Москвы атмосфера международной торговли, которая сложилась в ЦМТ исторически. Нас привлекла современность, гибкость и динамичность Центра. ЦМТ умеет быстро модернизироваться, находить новые формы и адаптироваться к современным международным условиям ведения бизнеса.