В 2023 году Федеральным дорожным агентством построено, реконструировано и отремонтировано более 3,4 тыс. км подведомственных трасс.
Среди ключевых объектов – реконструированные участки трасс А-360 «Лена» в Якутии, Р-21 «Кола» в Мурманской области, а также реконструированный мост через реку Свиягу в Республике Татарстан.
Кроме того, были капитально отремонтированы важные отрезки автомобильных дорог А-393 Южно-Сахалинск – Оха в Сахалинской области, А-215 Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок в Вологодской области, Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан, А-151 Цивильск – Ульяновск в Чувашской Республике и Р-242 Пермь ‒ Екатеринбург в Свердловской области. Аналогичные работы были завершены на мостах через реку Баксан в Кабардино-Балкарии и через реку Хопёр в Воронежской области.
Большое внимание было уделено развитию стратегически важных транспортных коридоров. В частности, в рамках модернизации маршрута «Север – Юг» было построено 20,6 км федеральных автомобильных дорог.
Напомним, что международные коридоры – один из ключевых вопросов, «зашитых» в пятилетний план дорожной деятельности. 2023-й стал первым годом реализации новой масштабной программы, которая включает более 250 различных мероприятий. Ее главная цель – обеспечить качественными и удобными дорогами жителей всех без исключения регионов нашей страны.
Другое важное направление в рамках пятилетнего плана – строительство обходов городов и населенных пунктов. В минувшем дорожно-строительном сезоне Росавтодором был проведен большой объем работ на обходах пяти населенных пунктов в Башкортостане, Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, Гудермеса в Чеченской Республике, Владикавказа в Северной Осетии ‒ Алании.
Знаковым итогом 2023 года стало развертывание дорожной деятельности в Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Более тысячи километров трасс этих регионов стали федеральными и перешли в ведение Росавтодора.
В федеральную дорожную сеть были интегрированы трассы Р-150 Белгород – Старобельск – Луганск – Донецк – Мариуполь и А-258 автомобильная дорога М-4 «Дон» – Кантемировка – Луганск. А также сменившие свои наименования автомобильные дороги Р-280 «Новороссия» Ростов-на-Дону – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь и Р-260 Волгоград – Каменск-Шахтинский – Луганск.
С каждым регионом были подписаны соглашения, которые позволят комплексно подойти к вопросу модернизации дорожной сети. Кроме того, в августе 2023 года были заключены госконтракты на выполнение работ по содержанию федеральных дорог новых субъектов, а в сентябре заключены госконтракты на выполнение работ по капремонту трассы Р-280 «Новороссия». Работы пройдут на более чем 37 км, число полос движения увеличится до четырех. Завершить расширение дороги планируется к концу 2025 года.
Минувший год ознаменовался рядом важных законодательных инициатив, направленных на дальнейшее всестороннее развитие отрасли. В частности, Президентом РФ был подписан закон, создающий правовую основу для формирования в России опорной сети автомобильных дорог к 1 сентября 2024 года.
Внесенные изменения в Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…» дополнили существующую классификацию трасс пунктом о создании опорной сети, которая обеспечивает транспортную связанность всей территории страны и единство ее экономического пространства.
Кроме того, ряд других поправок в данный закон позволили вводить объекты дорожного сервиса (ОДС) одновременно с новыми трассами. Таким образом, у отрасли появляется реальная возможность развивать дорожную сеть комплексно, с учетом ключевых насущных потребностей автомобилистов.
Одним из главных событий во всем дорожно-транспортном комплексе РФ стал пятилетний юбилей с момента открытия автодорожной части Крымского моста. За этот период по нему проехало более 24 млн автомобилей, а турпоток в Крым составил 36,2 млн человек.
Три года «исполнилось» и трассе «Таврида». За это время в сторону Крымского моста и обратно в общей сложности проехало более 13 млн транспортных средств.
Важные изменения в минувшем году затронули и отраслевое образование: Минтрансом России была утверждена Концепция развития дорожного образования до 2035 года.
В апреле 2023 года на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова было принято решение о начале подготовки специалистов укрупненной группы специальностей «Дорожное хозяйство». Подобное выделение именно «дорожного профиля» (ранее подготовка шла в рамках группы «Строительство»), безусловно, стало важнейшим решением, которое дает ряд преимуществ для всей отрасли.
Вместе с тем завершилась разработка проектов единых государственных образовательных стандартов. А в сентябре в Академии дорожного хозяйства при Российском университете транспорта начали учебу первые студенты.
Немаловажным направлением с точки зрения развития кадрового потенциала отрасли стала организация летних учебных и производственных практик, а также работы стройотрядов на дорожных объектах нашей страны.
Всего в 2023 году подрядные организации смогли предоставить 209 рабочих мест в строительных отрядах и еще 2 068 – в рамках учебных и производственных практик в субъектах РФ. На всех объектах было обеспечено соблюдение всех требований охраны труда и трудового законодательства.
В частности, студенты пробовали свои силы на объектах реконструкции, капремонта и содержания федеральных трасс Р-504 «Колыма» и А-331 «Вилюй» на территории Республики Саха (Якутия), а также строительства III этапа обхода Нижнекамска и Набережных Челнов и реконструкции II и V этапов скоростного маршрута Казань – Екатеринбург в Татарстане.
Больше всего студентов прошли практику в ФКУ Упрдор «Приуралье» (518 рабочих мест), ФКУ «Уралуправтодор» (337 мест) и ФКУ ДСД «Дальний Восток» (184 места).
Федеральное дорожное агентство в 2023 году организовало ряд крупных отраслевых мероприятий. Так, в апреле в Казани прошла научно-практическая конференция «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов РФ», в ходе которой не только обсудили важные отраслевые вопросы, но и провели проектную мастерскую «Опережающее развитие дорожной инфраструктуры субъектов РФ».
Данная тема была рассмотрена затем в июле в Нижнем Новгороде на крупной конференции ведомства «Дорога как услуга: комплексный подход к содержанию опорной сети и развитию сопутствующих сервисов» и в октябре в рамках пленарного заседания «Клиентоцентричная модель управления в дорожном хозяйстве» на площадке Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова. В столице Чеченской Республики также прошел первый в современной истории Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства «Дорога 2023».
Наконец, в июле федеральные дорожники с инспекционной поездкой проехали по трассам М-7 «Волга» и Р-132 «Золотое кольцо» от Москвы до Нижнего Новгорода. Делегация Росавтодора совместно с Госавтоинспекцией, председателями профильных комитетов Госдумы и отраслевых ассоциаций не только оценили ход ремонтных работ на крупных объектах, но и обсудили мероприятия по развитию федеральных трасс в Центральном федеральном округе.
Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform