03.05.2024

14:13

Добыча угля в России к 2030 году может вырасти на 20%

Но для этого нужно снять инфраструктурные ограничения на железной дороге.

Добыча угля в случае снятия ограничений со стороны железнодорожной инфраструктуры может вырасти в России к 2030 г. более чем на 20% в сравнении с 2022 г. – до 525-526 млн тонн в год. Это следует из доклада Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), представленного на конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Прогноз рассчитан «на основе утвержденных правительством стратегических программ, инвестпланов компаний и экспертных оценок развития отдельных секторов экономики», пояснил представитель ИПЕМа.

Уже сейчас профицит мощностей по добыче угля в России составляет 20%, следует из презентации к докладу. В 2022 г. угольщики потенциально могли произвести 548,7 млн тонн продукции – примерно на 112 млн тонн больше фактического объема добычи. Наибольший профицит мощностей, по данным ИПЕМа, фиксируется в Сибирском ФО, где он составляет 23%. За базу для расчета взят показатель добычи на уровне 436,8 млн тонн за 2022 г., следует из документа. Это соответствует данным Росстата – 437 млн тонн (+0,4% к 2021 г.).

Но увеличение добычи на 89,7 млн тонн к 2030 г. возможно только при отсутствии инфраструктурных ограничений со стороны РЖД, отмечает ИПЕМ. «Текущее состояние железнодорожной инфраструктуры не позволяет [вывозить такой объем угля]», – отметил представитель института.

В утвержденной в июне 2020 г. программе развития угольной промышленности России до 2035 г. предусмотрен рост добычи угля в стране к 2030 г. до 476 млн тонн в консервативном сценарии и до 659 млн тонн в оптимистичном.

Значительный экспортный трафик угля идет через Восточный полигон (БАМ и Транссиб). Так угольщики отправляют его к портам Дальнего Востока и затем на рынки АТР. Таким образом, Восточный полигон – это окно к высокомаржинальным экспортным рынкам. Экспорт угля по сети РЖД через порты Дальнего Востока в январе-октябре 2023 г. составил 78,4 млн тонн (+1,5% год к году), следует из данных компании. Еще 46,9 млн тонн было отправлено по железной дороге в порты Северо-Запада (+9,3%).

В ИПЕМе отмечают, что на 2023 г. профицит портовой инфраструктуры с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн. Профицит угольных портовых мощностей оценивается в 64,3 млн тонн, указано в презентации. Потому именно железнодорожный транспорт остается «узким местом» для вывоза угля, указывает ИПЕМ.

РЖД реализует на Восточном полигоне масштабную программу модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. «В 2024 г. компания завершит второй этап развития Восточного полигона, в результате провозные способности БАМа и Транссиба в направлении Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза до 180 млн тонн в год. Сейчас прорабатывается вопрос реализации третьего этапа, который позволит обеспечить провозные возможности БАМа и Транссиба в 255 млн тонн к 2032 г.», – напомнил представитель РЖД. Но железнодорожный транспорт, по оценке ИПЕМа, «останется устойчиво дефицитным» даже после выполнения текущих планов инвестпрограммы РЖД.

РЖД настаивала на введении принципа «вези или плати» (ship-or-pay) для грузоотправителей в рамках третьего этапа развития Восточного полигона, что «обеспечит гарантии возврата инвестиций и получения необходимых социально-экономических эффектов для государства». Компания как минимум с 2016 г. лоббирует эту идею, а в 2021 г. первый вице-премьер Андрей Белоусов, возглавляющий совет директоров РЖД, даже поручал компании начать заключать такие договоры с угольщиками. Но внедрение ship-or-pay неизменно сталкивается с противодействием со стороны грузоотправителей.

По мнению ИПЕМа, государству «целесообразно дополнительно нарастить объем инвестиций в железнодорожный транспорт за счет финансирования из бюджета»: ограничить нагрузку на клиентов железных дорог, замещая инвестсоставляющую в тарифе федеральным финансированием.

В комментарии пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что министерство сейчас оценивает добычу угля к 2030 г. по базовому сценарию в объеме 485-500 млн тонн, по оптимистичному сценарию, при реализации всех планов РЖД по развитию железнодорожной инфраструктуры ускоренными темпами, возможен рост до 525 млн тонн. Спрос на любые перспективные объемы добычи в России будет, подчеркивается в комментарии. В 2022 г., по оценке Минэнерго, дополнительно к экспорту в 221 млн тонн был спрос еще на 100 млн т, но эти объемы не были экспортированы из-за логистических ограничений.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс и крупнейшие угольные компании.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что мощность сети РЖД на ряде направлений «отстает от целевых показателей» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принятого правительством в 2018 г. Например, провозная способность участков на подходе к портам Северо-Запада и Азовско-Черноморского бассейна составляет 132 млн и 92 млн тонн в год соответственно, тогда как в комплексном плане были заложены мощности на 145 млн и 125 млн тонн в год.

Замминистра энергетики Сергей Мочальников 14 ноября отмечал, что спрос на российский уголь за рубежом почти в 2 раза превышает фактически экспортируемые объемы. По его словам, объемы добычи и экспорта угля в этом году ожидаются примерно на уровне 2022 г. Экспорт угля в прошлом году, по данным Минэнерго, снизился на 1% до 221,2 млн тонн. Крупнейшими импортерами российского угля в 2022 г., по данным Минэнерго, стали Китай – 67,3 млн тонн (+25,6% к 2021 г.) и Индия – 20,1 млн тонн (рост в 3 раза). В 2023 г. рост поставок продолжается, свидетельствует таможенная статистика этих стран.

Родионов отмечает, что для ключевых сегментов российского рынка угля характерна долговременная стагнация спроса. По данным ЦДУ ТЭК, в 2022 г. российские компании поставили на российские ТЭС 87,6 млн тонн угля – на 9% меньше, чем в 2012 г., поясняет эксперт. Поставки на коксохимзаводы за тот же период снизились на 2% до 36,5 млн тонн. Спрос в этих двух сегментах в будущем вряд ли станет серьезно расти, считает эксперт.

Схожая ситуация, по словам Родионова, и в металлургии: мощность действующих в России кислородно-конвертерных печей, использующих коксующийся уголь для выплавки стали, к марту 2023 г. составляла 51,6 млн тонн в год, тогда на стадии строительства не было ни одного такого объекта.

По данным Global Energy Monitor, Россия может нарастить добычу угля на 144 млн тонн в год. Из них 90 млн тонн в год приходится на новые проекты, а 54 млн тонн – на расширение добычи на уже действующих месторождениях.

Прирост добычи угля в России, по мнению Родионова, может быть обеспечен преимущественно за счет экспортоориентированных проектов. К ним относится, в частности, разработка крупного Эльгинского месторождения коксующегося угля, где добыча должна выйти на проектный уровень (50 млн тонн в год) после ввода в строй железнодорожной ветки Эльга – Чумикан, которая позволит транспортировать уголь к побережью Охотского моря.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов также обращает внимание на давление, которое оказывает на мировую угольную отрасль экологическая повестка. Многие потребители сокращают потребление угля, стремясь снизить объем выбросов в атмосферу, поясняет он.

По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, с учетом рисков для угольной энергетики на фоне глобальной зеленой повестки более реалистичен к 2030 г. рост добычи угля в России на 10% к уровню 2022 г.

Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform

Интервью с Экспортером


30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

12.10.2023 «Экспорт находится не в кармане, а в голове…»

Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседу...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры