Сердце «Ладоги»: двигатель для нового российского самолета

В знаменитом советском «Марше авиаторов» мотор самолета сравнивается с сердцем. Действительно, сложно говорить о полноценном импортозамещении в авиастроении, не наладив производство отечественных двигателей. Ведь зависимость от импортного «санкционного» мотора не даст «взлететь» самой передовой разработке. Сегодня мы расскажем о силовой установке для «Ладоги». Машину на 44 пассажирских места разрабатывает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Двигатель для новинки, состоящей полностью из компонентов российского производства, создает петербургское предприятие «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).

Рабочие лошадки авиации

Самолет ТВРС-44 (турбовинтовой региональный самолет на 44 посадочных места) «Ладога» призван заменить пассажирские Як-40, Ан-24 и пассажирско-грузовые Ан-26-100, то есть региональные самолеты и самолеты для местных авиалиний. В нашей стране с ее огромными расстояниями и отдаленными труднодоступными местностями сложно переоценить необходимость обширного парка подобных машин. К примеру, в советское время на Ан-24 – разработку еще 1950-х годов − приходилось до трети пассажирских перевозок в стране, а Як-40 настолько хорошо показал себя на советских авиалиниях, что им заинтересовались европейские авиакомпании. Машина стала первым советским самолетом, получившим сертификаты летной годности за рубежом − в Италии и ФРГ. В 1970-е возникали обоюдные инициативы и по вопросу закупок Як-40 авиакомпаниями США, но помешала политика.

«Ладога» имеет оригинальную аэродинамическую и конструктивную компоновку, на 100% новые планер, шасси, системы и оборудование исключительно отечественной комплектации. Под новую машину понадобилась и новая силовая установка.

Новый двигатель для нового проекта

«Ладогу» изначально было решено оснастить своей силовой установкой. В 2021 году санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха получило техзадание на создание двигателя ТВ7-117СТ-02 для турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога».

Силовые установки этого типа ведут свое начало от ТВ7-117С – советского газотурбинного двигателя, разработанного специалистами нынешнего «ОДК-Климов» в 1980-е годы. Это родоначальник большого семейства турбовинтовых и турбовальных двигателей для самолетов, вертолетов и даже для скоростного катера. Непосредственным «предком» силовой установки для новой «Ладоги» стал ТВ7-117СМ, на базе которого был создан ТВ7-117СТ-01 мощностью 2900-3100 л.с. для самолета Ил-114-300. Его первый полет состоялся в декабре 2020 года. В конце прошлого года Росавиация выдала предприятию «ОДК-Климов» сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01. Именно на основе этого двигателя создается ТВ7-117СТ-02 – модификация, специально оптимизированная для 44-местной «Ладоги».

Начало серийного выпуска этих двигателей запланировано на 2025 год. В этом году «ОДК-Климов» соберет четыре опытных двигателя, два из них будут готовы уже летом. Еще два, которые будут установлены на первый образец самолета для летно-конструкторских испытаний, произведут до конца текущего года.

Мощность ТВ7-117СТ-02 на взлетном режиме составит 2400 л.с. с автоматическим увеличением до 2600 л.с. при отказе одного двигателя, а показатель расхода топлива у него будет лучшим в своем классе. В отличие от базового двигателя силовая установка для «Ладоги» получит замкнутую масляную систему с установкой маслорадиатора непосредственно на двигателе, что позволит не сливать масло при замене двигателя. Кроме того, вырастет емкость маслобака под обеспечение времени непрерывной работы двигателя – 16 часов вместо 12. Двигатель будет оснащен и новым электрогенератором переменного тока с более высокой частотой вращения, благодаря чему снизится его масса.

Ввиду отсутствия на региональных аэродромах Севера и Зауралья наземных установок воздушного запуска, двигатель оснащается электрическим запуском вместо воздушного, что обеспечит современный стартер-генератор. Также обновятся внешняя обвязка и конструкции блока автоматического регулирования и контроля (БАРК). Узлы крепления двигателя будут адаптированы под подвеску на самолете ТВРС-44.

Работа над двигателем ведется интенсивно, говорят на «ОДК-Климов». Очевидно, что региональный самолет, который может летать на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Сибири и других отдаленных регионах, был и раньше очень востребован, а специфика нынешней ситуации делает этот вопрос еще более актуальным. Стратегически линейка продукции от ОДК отвечает главной задаче в авиастроении – созданию необходимого числа современных отечественных самолетов всех типов, причем в самые сжатые сроки.

Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform

Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться
 

Главные новости


31.03.2023 Новое импортозамещающее производство запустят в Электростали в апреле

Работающая в Электростали компания «Русинокс» в апреле запустит н...

31.03.2023 Золотодобывающая компания работающая на Камчатке перешла в российскую юрисдикцию

Главный акционер компании СиГМА зарегистрировал компанию в Примор...

31.03.2023 Россия сохранит объемы добычи угля на уровне 2022 года

Несмотря на снижение в начале года план будет выполнен, заявил гл...

Топ мероприятий


18.10.2023 MinTech-Актобе 2023 в Казахстане

18-20 октября 2023 в городе Актобе (Казахстан) состоится 33-ая М...

18.10.2023 АктобеНефтеХим 2023 в Казахстане

4-ая Международная выставка оборудования и технологий химической...

06.09.2023 13:45:00 KazBuild 2023

29-ая Казахстанская Международная строительная и интерьерная выставка KazBuild пройдет 6-8 се...

Интервью с Экспортером


16.02.2023 Серебристый калмыцкий наш рис!

«Серебристый калмыцкий наш рис!»: интервью предпринимателя-экспо...

14.02.2023 Компания «Диет Пром»: «Совместная работа бизнеса и государства позволя...

ООО «Диет Пром» – производитель диетической продукции из Владими...

27.01.2023 Компания «Эмеральд Экотехнологии»: технологии природы в руках человека

ООО «Эмеральд Экотехнологии» из Владимира – пример того, как мож...

27.01.2023 Компания «Эволюция» – маленькими шагами к большому успеху

Активное сотрудничество с Центром поддержки экспорта региона пом...

Практика ВЭД


09.03.2023 «Выставочная деятельность – один из самых эффективных инструментов под...

Стоит ли начинающим экспортерам участвовать в крупных отраслевых...

06.03.2023 «Идеальный информационный ресурс» - какой он?

О том, каким сегодня должен быть «идеальный ресурс» для такой «л...

09.02.2023 Анатолий Смирнов: "Африканские страны представляют собой большой ...

Об особенностях рынка стран Африки в интервью Порталу рассказал ...

Наши партнеры