Донские экспортеры не сбавляют оборотов
Донские экспортеры не сбавляют оборотов
Ростовская область широко известна своими крупными машиностроительными предприятиями и агрокомплексом. Однако активные экспортеры в регионе отнюдь не только промышленные гиганты. Существенная доля экспорта приходится на небольшие предприятия, работающие в самых различных отраслях. Помогает им в освоении новых рынков Центр координации и поддержки экспортно-ориентированных МСП Ростовской области. О том, что уже сделано, и что запланировано, рассказывает директор Центра поддержки экспорта Юрий Щекатурин.
Юрий Станиславович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Центра координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса Ростовской области в целом. Какие услуги экспортерам оказывает сегодня центр?
Центр координации и поддержки экспортно-ориентированных МСП Ростовской области по форме собственности является автономной некоммерческой организацией (АНО). Инициаторами его создания выступили Минэкономразвития Российской Федерации, Минэкономразвития и Торгово-промышленная палата Ростовской области. В соответствии с Уставом Центр поддержки экспорта призван решать достаточно узкий круг вопросов. Получаемые субсидии он может расходовать только на достижение целей, утвержденных Областной долгосрочной целевой программы поддержки экспорта Ростовской области.
Миссия Центра – содействие и всесторонняя помощь предприятиям ВЭД или тем, кто только планирует осуществлять экспортные операции. До создания центра в области оказывалась поддержка экспортерам: налоговые льготы, субсидии. И предприниматели активно пользовались существующей системой поддержки. Однако в основном это были крупные опытные экспортеры, а не начинающие малые и средние компании. Мы же в своей работе делаем упор именно на «малышей». За два года, а мы открылись в ноябре 2012 года, нам удалось многое.
Сегодня в области есть такие компании, которые сначала освоили зарубежные рынки и лишь затем смогли попасть на полки российских сетей. Несмотря на сложные условия, бизнес постоянно ищет пути развития. Наша задача – понять, что нужно сегодня и завтра, а затем скорректировать свою работу в соответствии с запросами бизнеса. Поэтому мы постоянно анкетируем и проводим опросы. Наша постоянная аудитория – это малые и средние предприятия-экспортеры, а также те кто только планирует заняться экспортом.
С выходом на внешние рынки компания должна создать дополнительные структуры, организовать и оплатить внешние командировки, а для малого предприятия это серьезные затраты. Наш центр старается максимально сократить материальные издержки и подстелить соломку для начинающих экспортеров.
Мы постоянно проводим семинары, бизнес-тренинги и просто консультации для предпринимателей. Причем принять участие в них могут абсолютно все. Достаточно позвонить или сделать заявку по электронной почте. Обучать наших бизнесменов мы приглашаем наиболее компетентных и востребованных екторов и бизнес-тренеров. Как правило, предприниматели, которые пришли на определенную тему в дальнейшем посещают все тренинги. Поэтому количество участников только растет. Это направление нашей работы очень востребовано региональным бизнесом. Во-первых, предприниматели получают уникальную деловую информацию по самым современным методикам. Во-вторых, в процессе общения люди делятся опытом, обмениваются контактами и это дает мультипликативный эффект, особенно для новичков.
Второе направление нашей работы — это поддержка промо-акций, например, организация коллективных стендов экспортеров или экспортно-ориентированных предприятий за рубежом, либо участие в бизнес-миссиях. Время показало, что это направление приносит совершенно практические результаты. Принимая участие в бизнес-миссиях, организованных АНО «Центром поддержки экспорта», предприниматели одним выстрелом убивают сразу несколько зайцев.
Во-первых, это выгодно, потому что, как правило, оплачивать придется только проезд и проживание, а вся деловая часть – это уже не забота гостей. Во-вторых, во время поездки мы организуем, как бизнес встречи с потенциальными партнёрами, так и знакомим с крупнейшими предприятиями региона, посещая их производство. Практика показала, что, благодаря бизнес-миссиям, предприниматели как минимум находят новых партнёров, и как максимум заключают предварительные соглашения и контракты.
Какие зарубежные поездки были организованы центром для региональных компаний в 2014 году?
За три квартала 2014 года у нас было несколько выездных мероприятий — неоднократно мы выезжали в Беларусь, посетили выставки в Казахстане, в Китае, в Армении, также состоялась деловая миссия в Иран.
Компании какого профиля были представлены зарубежным партнерам в рамках этих поездок?
Самого разнообразного. Например, в прошлом году в Южную Корею отправились в основном представители предприятий, связанных с высокими технологиями. Состоявшаяся уже в этом году миссия в Иран была в большей степени ориентирована на сельское хозяйство. В последней деловой поездке в Армению приняли участие сельхозпроизводители, продовольственные компании, представители туристической индустрии, производители высокотехнологичного медицинского оборудования, систем безопасности и систем идентификации, детских аттракционов, стройматериалов.
Есть ли у Ростовской области приоритетные направления экспортных поставок?
В целом, структура донского экспорта, начиная с 2008 года и по сегодняшний день, не претерпела изменений. Первые места традиционно занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Сегодня мы стараемся помочь предпринимателям освоить прежде всего те рынки, где существует в целом благоприятное отношение к российскому бизнесу. Поэтому в этом году в своей работе мы сделали упор на такие страны, как Беларусь, Казахстан, Армения, Китай, Иран. В Республике Беларусь наши предприниматели были дважды.
Впервые с бизнес-миссией донская делегация отправилась и в Иран. Принимали участие наши предприниматели и в Первом Российско-Китайском ЭКСПО, которое прошло в Китайской Народной Республике, городе Харбин. Сейчас, накануне тех событий, что в декабре произойдут в Армении, мы уже побывали в Ереване на Expo-Russia-Armenia 2014.
Мы отслеживаем политическую ситуацию, да и сам бизнес довольно быстро поворачивается в ту сторону, куда ему выгодно. Мы планируем принять участие в выставке в Белграде, которая пройдет в марте 2015 года. Мы уже подали заявку на участие в выставке и готовимся к этой поездке. Ведь Сербия становится стратегическим партнером России в Европе.
Какие барьеры, по вашему мнению, сегодня мешают выходу малых и средних предприятий на внешние рынки?
Есть две главные проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Первая — это тотальная необразованность: люди хотят заниматься экспортом, но понятия не имеют, как это делать. Крупный бизнес нанимает на работу специалистов по внешнеэкономической деятельности, которые имеют образование и понимание, как этим надо заниматься. Представители малого и среднего бизнеса могут быть кем угодно по образованию – инженерами, аграриями, или вообще не иметь образования. Поэтому объяснить им что и как делать — это наша первостепенная задача, и мы ее решаем при помощи семинаров, тренингов, других промоутерских мероприятий, раздачи специальной литературы («Как стать экспортером», «Что нужно знать экспортеру» и так далее).
Вторая проблема — это различного вида фобии, боязни. Люди боятся потерять бизнес, взять кредит, контактировать с государственными структурами, ничего не знают об инструментах страхования кредита, оформлении международных экспортных сделок. И первый год работы центра мы по сути посвятили просветительской деятельности, второй год – снятию страхов.
Вы упомянули специальную литературу. Как составляются методические пособия, издаваемые Центром?
Мы готовим специальную брошюру к каждому семинару. Плотно работаем с Торгово-промышленной палатой РФ, и через ТПП привлекаем ведущих специалистов в области мировой экономики из тех организаций, которые нас интересуют. Кроме того, в создании методических пособий принимают участие ведущие эксперты ТПП Ростовской области. Также в издании специальной литературы активно участвует наше Правое управление.
Какие факторы, по опыту компаний с которыми вы работаете, определяют успех выхода на внешние рынки?
Чтобы добиться успеха, прогресса в экспортной деятельности, надо заниматься этим постоянно, ежедневно. Мы помогаем, конечно, таким компаниям, которые бьются за результат и добиваются успеха свои трудом. В качестве примера могу привести компанию «Маяк». Продукция у них достаточно специфичная (чечевица, нут), они сами ее производят, перерабатывают, фасуют и продают. Я уже больше 10 лет работаю в ТПП, и все 10 лет наблюдаю, как эта компания шаг за шагом завоевывает разнообразные рынки. Еще в 2004 году мы с ними ездили на украинские выставки и в Беларусь, потом география расширилась: Казахстан, Иран, и теперь Армения. Люди все 10 лет непрерывно работают над тем, чтобы свой товар продвинуть на рынке.
Какие страны мира являются крупнейшими партнерами региона на данный момент?
Если говорить о странах, в которые идет отгрузка, то это самый широкий спектр государств. Так, в 2013 году экспортные операции совершались в 113 стран мира. До недавнего времени крупнейшим партнером была Украина. Безусловно, прочные торговые связи сложились с Республикой Беларусь. С Турцией у нас длительные торговые отношения, эта страна сегодня импортирует из региона сельхозпродукцию, металлолом, зерно, масло, шрот, технику. Кроме того, мы часто обмениваемся делегациями с различными турецкими провинциями, и это не только Стамбул, с которым у нас есть регулярное ежедневное сообщение, но и другие регионы: Мерсин, Трабзон, Анталия. С Китаем сейчас пытаемся наладить экспорт логистических услуг и сельхозпродукции. За последние годы Ростовская область демонстрирует устойчивый рост экспорта. В прошлом году его доля превысила импорт и составила 55% во внешнеторговом обороте области. Несмотря на политическую ситуацию, мы рассчитываем, что наши предприниматели смогут и в дальнейшем активно расширять географию своего присутствия. А мы будем следить за тем, какая помощь им нужна прежде всего.