Инжиниринг
Экспорт инжиниринговых услуг
В мировой практике широко распространено заключение контрактов "под ключ", при котором зарубежный подрядчик несет ответственность за проведение всего комплекса работ, включая работы по строительству. Очень часто в этом случае инжиниринговые услуги оказывает генеральный подрядчик, а инжиниринговая фирма выступает в качестве субподрядчика через субподрядный контракт.
В 2008 году Россия продемонстрировала самый высокий темп роста экспорта в 34%. Благодаря устойчивому росту в 2008 году Россия вошла в десятку самых крупных экспортеров инженерно-консультационных услуг, поднявшись с тринадцатого места в 2007 году.
Среди основных контрагентов можно выделить следующие страны: страны Евросоюза, США, Турцию, Швейцарию, Казахстан, Индию, Республику Корею и др.
Международный рынок инжиниринга в той его части, на которой заметно присутствие российских компаний, состоит из трех сегментов, формирующих своего рода смешанную зону между российским рынком с его специфическими традициями и рынком, который образован американскими и европейскими компаниями с их обычаями и практикой. В каждом из этих сегментов компания, являющаяся российской по своим корням, может при соблюдении определенных правил быть вполне конкурентоспособной.
Первый сегмент — рынки Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии.
Это страны, где российский инжиниринг может быть востребован в полной мере. Например, компания Гипромез более 45 лет ведет проектирование металлургических заводов, цехов и агрегатов для зарубежных стран. В частности, компаниями разработаны технико-экономические обоснования и проектная документация на строительство заводов в Швеции, Болгарии, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Румынии, Индии, Индонезии, Египте, Иране, Кубе, Шри-Ланке, Перу и других странах. Гипромез, в частности, выступал генеральным проектировщиком металлургических предприятий в Бхилаи, Бакаро, Визакхапатнаме (Индия), Исфахане (Иран), Раахе (Финляндия) и в других регионах мира. В странах Восточной Европы построены Кремиковский металлургический комбинат в Болгарии, Дунай Вашмю в Венгрии, заводы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии. Перспективы данного сегмента связаны с его растущим объемом, что сегодня характерно для большинства стран мира.
Вторым сегментом рынка, который следует отнести к международным, являются проекты зарубежных заказчиков в России.
Примером может служить выполнение электромонтажных работ при строительстве завода «Филип Моррис Ижора» компанией ITM Group (Санкт Петербург), генподрядчиком тогда выступал австрийский концерн VA Tech, а технологическое оборудование поставляла итальянская компания Comas . Во время этого проекта компания ITM Group столкнулась с необходимостью дифференцирования своих услуг, т.к. заказчик нуждался в комплексных инжиниринговых услугах.
Западные заказчики в этих обстоятельствах отдают наиболее прибыльные проекты в области инжиниринга не российским компаниям. Примером может служить Харьяга – российская территория, следовательно, и российский проект. Тем не менее, заказчиком по проекту является компания Тоtаl (Великобритания), а подрядчик – Реtrofac (США), который не имеет статуса и опыта работы в России. Другими примерами могут быть Ковыкта, где управляющей компанией также является Реtrofac, Ванкора, с управляющей SNC Lavalin (Канада). Ситуация, в целом, меняется, но меняется именно в плане сжимания данного сегмента.
Третий сегмент - это проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, вследствие чего эти проекты в той или иной степени реализуются в соответствии с международными подходами и стандартами.
В качестве примера можно привести проект создания морской ледостойкой платформы ЛСП-1 для Корчагинского месторождения на Каспийском море. Заказчиком по проекту выступает ЛУКОЙЛ. У российских организаций нет полноценного опыта создания морских платформ, поэтому базовый инжиниринг в рамках данного проекта выполнялся АВВ Lummus Global, а в качестве одной из ключевых инженерных компаний на проект
Четвертый сегмент – это создание совместных российских и зарубежных предприятий.
Обеспечить конкурентоспособность проекта в условиях рынка сегодня можно только за счет использования самых передовых технологий производства. Причем эти технологии, ноу-хау, надо собирать буквально по всему миру. Как, например, в случае с ТВСЗ: поставщик технологии литья из Германии, технологии металлообработки из Испании, разработчик тележки из США и так далее. Все эти технологии надо интегрировать в рамках единого проекта. И имея проект предприятия, надо обеспечить его строительство, заказ и поставку технологического оборудования, его монтаж и наладку.
С точки зрения регулирования рынка на развитие инжиниринга сегодня влияют сразу несколько факторов. В России сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира. За рубежом большую роль играет не государство, а заказчик. В отличие от ситуации на большинстве зарубежных рынков в России поставщик оборудования определяется на стадии проектирования, вследствие чего роль инжиниринга в традиционном российском сегменте рынка занижена. Да и технические решения в России в большинстве случаев фиксируются на более ранних стадиях, За рубежом многое, особенно в линейном строительстве, оставляется на усмотрение подрядчика, который в ходе строительства самостоятельно принимает те или иные технические решения.