С вопросами о современных трендах и вызовах в мире логистики мы обратились к участнику Каталога экспертов ВЭД, коммерческому директору логистической компании "Эксван Лоджистик" Денису Сиденко. 

С момента введения санкций уже прошло достаточно времени, насколько рынок международных платежей адаптировался к условиям? Или каждый раз это новые решения, исходя из новых условий?

- Ранее применяемые методы претерпели незначительные доработки и стали более прозрачными, хотя в целом схема осталась прежней: прямые переводы в Китай, агентские выплаты, двухзвенные или трехзвенные транзакции– все это продолжает использоваться. В некоторых областях наблюдается прогресс, в других – стабилизация. Паника утихла, и сотрудники больше не впадают в истерику; все адаптировались к проведению платежей каким-то определенным образом.

Единственно, пока не все предприниматели в полной мере ощутили влияние налоговых и таможенных служб, поскольку их действия проявляются с некоторым запозданием. Необходимо учитывать, что срок исковой давности по документам, в которых налоговая найдет какие-то ошибки и по произведенным платежам составляет три года. В течение этого периода налоговые органы могут доначислить значительные суммы штрафов, вплоть до полной стоимости товара, если посчитают, что импорт был осуществлен с нарушениями. В настоящее время подобные случаи уже встречаются, но в ближайшие три года я прогнозирую их увеличение и тогда, возможно, компании начнут пересматривать свои стратегии по платежам.

Как сейчас происходят расчеты с Китаем? По Вашей информации – как сейчас работает ВТБ Шанхай? Есть ли предпосылки к изменению ситуации после недавнего визита г-на Си в Москву?

- Если абстрагироваться от европейского контекста и сосредоточиться исключительно на Китае, то филиал ВТБ в Шанхае функционирует без сбоев и задержек. Помимо операций P2P, для стабилизации денежного потока они регулярно осуществляют покупку юаней на внутреннем китайском рынке. Хотя с платежами у них проблем не наблюдается, определенные минусы все же имеются. Главный недостаток заключается в том, что многие крупные китайские компании неохотно сотрудничают с ВТБ Шанхай из-за опасений попасть под вторичные санкции.

Таким образом, ключевым фактором для развития ВТБ Шанхай является критическая трудность перевода средств из этого банка в другие китайские финансовые учреждения. Для китайских клиентов, имеющих счета в ВТБ Шанхай, процесс обычно вызывает серьезные трудности. Обычна схема, когда деньги снимают наличными, чтобы положить на счет в другом банке.

Прямые переводы денежных средств в КНР через VTB Shanghai или другие банковские учреждения всегда зависят от согласия китайской стороны на такой формат сотрудничества. VTB Shanghai осуществляет транзакции как для товаров, подпадающих под санкции, так и для несанкционных товаров, но важно учитывать следующее: при оплате санкционных товаров напрямую необходимо, чтобы компания была ориентирована исключительно на взаимодействие с Азиатским регионом и Россией, избегая связей с США и Европой, иначе ей грозят вторичные санкции.

Сможет ли BRICS Pay полноценно заменить существующие платёжные системы? Есть ли перспективы к полноценному внедрению (сейчас работает в демо режиме)?

- Хотя в теории это возможно, но на практике BRICS Pay так и не вышел за рамки концепции, обещая радужные перспективы, но не реализуя их. Даже глава Центробанка, г-жа Набиуллина, отмечает отсутствие конкретных шагов со стороны других центральных банков стран БРИКС по внедрению BRICS Pay. Вместо этого, наблюдается всплеск мошеннических проектов, маскирующихся под BRICS Pay и предлагающих услуги по переводу средств. Следует проявлять осторожность и избегать таких предложений. На данный момент BRICS Pay остается скорее перспективной идеей, чем реальностью.

Ключевая особенность и одновременно сложность BRICS Pay заключается в использовании блокчейн-технологии. Главный вопрос – какие активы будут циркулировать через эту систему. Вероятно, этот блокчейн не будет напрямую связан с существующими криптовалютами, а потребует интеграции с другими блокчейн-платформами для обеспечения совместимости. Если это будет сугубо внутренний продукт БРИКС, это может быть перспективно. Но опять же, при наличии поддержки центробанков БРИКС со стороны которых пока не видно реальных движений в этом направлении, что отмечала даже г-жа Набиуллина.

Однако, какие валюты будут использоваться? Будут ли цифровой рубль, юань и дирхам применяться в этой системе? Возникает вопрос о роли криптовалют в международных расчетах. Предполагается использование валют центральных банков (таких как цифровой рубль, юань и др.). Для этого потребуются обменные курсы, привязывающие цифровые валюты к локальным.

Для компаний в Китае, Саудовской Аравии и других странах БРИКС это фактически означает внедрение в экономику параллельной валюты, эквивалентной национальной. Возможна ситуация, когда реальные дирхамы будут приобретаться за цифровые рубли, эмитированные в дополнение к существующей денежной массе. Иными словами, реальные активы будут обмениваться на фактически "воздушные" деньги.

На мой взгляд, если BRICS Pay и заработает, то изначально не для международных расчетов, а для облегчения жизни простых граждан; например, для персональных платежей. Но для скорейшей реализации этого проекта пока предпосылок нет, слишком много в нем сложностей, связанных с документооборотом. Есть планы, красивые заявления на тематических форумах, но реальных шагов пока не предпринимается.

Наблюдаете ли Вы спрос на криптовалюты и цифровые валюты в международных расчетах компаний? Или же повсеместное внедрение пока еще не предвидится?

- Цифровые валюты по-прежнему играют важную роль в глобальных финансовых операциях. Однако, это не относится к России и Китаю. Криптовалюты представляют собой эффективный инструмент для снижения транзакционных издержек в цепочках расчетах, на определенном плече между государствами, где их использование разрешено. Несмотря на то, что в России криптовалюту можно покупать как имущество и оплачивать ею бартерные договора, однако, возникает проблема с тем, кому осуществлять платежи, учитывая запрет криптовалют в Китае. В России, несмотря на формальное разрешение, фактическое использование криптовалют ограничено из-за отсутствия практики, например, в вопросах уплаты НДС. Фактически, законодательство не предусматривает возможность оплаты криптовалютой. Бартерные сделки всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Без четких инструкций и устоявшейся практики со стороны налоговой службы, последствия таких операций непредсказуемы. Более того, не всегда прозрачно понятно, где по законодательству заканчивается криптовалюта и начинаются ЦФА. А популярный USDT вообще официально не является ни тем, ни другим. Поэтому прямые расчеты криптовалютой из юрисдикции РФ в любую другую пока крайне затруднительны и рисковы.

Криптовалюты находят широкое применение, например, при транзакциях, проходящих через Дубай и Гонконг, с конечным пунктом в Китае. В таких случаях, крипта оказывается эффективным средством перевода средств между Дубаем и Гонконгом. Возможны и альтернативные маршруты, например, через Беларусь или другие страны СНГ, где операции с криптовалютой менее затруднены. Ключевым моментом здесь является наличие правильно оформленной документации, поскольку большинство посредников, использующих криптовалютные платежи, предлагают привлекательные комиссии. Однако, следует быть внимательным к скрытым комиссиям. Зачастую заявленная комиссия в 1% может оказаться не единственной, а подразумевающей, сумму не меньшую, например, 300-400 долларам.

Зачастую расчеты криптовалютой приводят к серьезным проблемам с оформлением документов. Наша компания, как экспедитор, регулярно сталкивается с ситуациями, когда оплата через посредников, криптобиржи и дешевые агентства оборачивается полным хаосом в документации. Это приводит к задержкам в логистике, иногда до двух недель, из-за необходимости согласования и исправления ошибок.

Приведение документации в соответствие с требованиями для получения, транспортировки и таможенного оформления груза – сложная задача. Важно понимать, что возможность оплатить товар – это лишь часть процесса. Нужно еще грамотно привезти и безопасно растаможить. Тут правильность оформления документов играет куда более важную роль.

Активно развиваются российские финтех-компании. Предлагают ли они какие-либо интересные решения в области проведения международных платежей?

- В данной сфере наиболее активны банки, стремящиеся наладить процессинг платежей в Китай и найти способы обхода сайта ВТБ. Это обусловлено тем, что ВТБ стал ключевым каналом для многих компаний, открывших корреспондентские счета и осуществляющих международные платежи через ВТБ Шанхай. Естественно, банки заинтересованы в привлечении новых клиентов и оптимизации затрат. В связи с этим они разрабатывают собственные агентские сервисы, зачастую ориентированные на проведение взаимозачетов.

Что это значит? Допустим, вы достигаете соглашения с парой китайских банков, которые осуществляют взаимозачетные операции. Существуют экспортные и импортные потоки, и банки обеспечивают проведение таких операций по относительно невысокой цене. Это обусловлено потребностью обеих сторон в денежной массе для завершения взаимозачета, своего рода P2P-платеж, при котором фактического перемещения средств не происходит. Юаню сложно напрямую попасть в Россию, как и доллару, но потребность в деньгах испытывают обе страны.

Вас подключают к крупному контракту, и вы осуществляете оплату как часть этой международной сделки. Деньги не перемещаются физически, а берутся из общей суммы, накопленной от экспортных платежей. Ваши же средства направляются крупному российскому экспортеру. Таким образом, происходит перераспределение средств внутри существующих финансовых потоков, минуя прямые переводы валюты.

Зачастую, в сфере платежей многие компании используют сейчас взаимозачетные расчеты. Если встречается термин "взаимозачет", следует учитывать возможные особенности в оформлении документации. Однако, этот способ оплаты обеспечивает оперативность и своевременность транзакций. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к взаимозачетным операциям особенно относительно несанкционных товаров. Преимуществами являются небольшие комиссии и короткие сроки проведения, поскольку средства уже доступны в нужном месте. Фактически, физического перемещения денег не происходит.

Недавно в Ведомостях писали, что сейчас на рынке трансграничных расчетов усугубляется ситуация с недоверием: недовольные задержками импортеры пишут заявления на посредников в полицию, а некоторые компании - клиенты обманом пытаются требовать от платежных агентов возврата денег, якобы не дошедших до зарубежного поставщика. Сталкивалась ли Ваша компания с такими ситуациями? И насколько сейчас, на Ваш взгляд, много действительно недобросовестных агентов?

- Там, где есть деньги, неизбежно присутствуют мошенники – это аксиома. Прежде всего, необходимо проводить переговоры с потенциальными партнерами, включая платежных агентов, чтобы оценить уровень их компетентности. В любом случае, рекомендуется начинать сотрудничество с малых сумм, тщательно отслеживая процесс их прохождения и анализируя предоставляемую документацию. Только убедившись в надежности, можно постепенно увеличивать объемы взаимодействия. Это элементарная, но крайне важная предосторожность.

Кроме того, возврат средств, не достигших зарубежного поставщика, осложняется рядом обстоятельств. Часто агенты, даже надежные, сами сталкиваются с проблемами в доставке денег. Это происходит потому, что им гарантируют поступление средств только до корреспондентского счета, в то время как грузоотправитель может получить их с этого счета лишь при соблюдении определенных условий. И зачастую, условия платежа, на основании которых средства поступили, не позволяют предоставить коносамент, необходимый для ввоза товара в нашу страну и последующего вывода средств через нее.

Предположим, вы произвели оплату за партию товара через Дубай, и средства были успешно получены. Это означает, что отправка груза теперь возможна только из Дубая, и банк отправителя зачастую требует предоставление полного пакета документов, включая коносамент, подтверждающий отгрузку товара в Дубай. Однако, для получателя груза такой вариант не является оптимальным, поскольку перелет до Дубая повлечет за собой увеличение стоимости транспортировки в четыре раза. Изначально планировалась прямая доставка, но в сложившейся ситуации это становится невозможным. При этом вознаграждение агенту выплачивается. Особенность схемы в том, что даже при невозможности получения средств грузоотправителем, агент имеет право вернуть деньги получателю груза. Однако, из суммы возврата удерживаются комиссионные сборы. Зачастую, эти комиссии взимаются дважды, покрывая операции отправки и возврата средств. Именно этот аспект вызывает недовольство российских компаний, выступающих в роли грузополучателей. К примеру, оплатив миллион, они получают обратно лишь 850 тысяч. Агент удерживает свои комиссионные, обеспечивая себе прибыль. В этой ситуации виноваты обе стороны. Со стороны клиента часто плохо прорабатываются детали внешнеэкономического контракта, а агенты, в свою очередь, не всегда считают своим долгом вникать в детали бизнеса клиента. Т.к. по умолчанию считается, что обязанность предоставлять корректные документы лежит на клиенте. Хотя некоторые ВЭД агенты все же оказывают консультации. Мы в своей работе стремимся тщательно анализировать каждую транзакцию, выясняя, какие документы потребуются, как будет организован процесс и каким образом осуществится экспорт, поскольку в нашей компетенции как логистические, так и финансовые решения.

Также нередко возникают и следующие ситуации. Сейчас российские компании лишены возможности работать напрямую с давно проверенными добросовестными европейскими компаниями, а потребность в европейских, например, запчастях остается. Россияне вынуждены искать новых поставщиков, часто малоизвестных. Отправляют им на свой страх и риск предоплату за обещанный груз, а они просто пропадают, осознавая, происхождение средств. Недобросовестные контрагенты рассчитывают на то, что российские компании просто не смогут при сегодняшней политической ситуации эффективно защитить свои интересы в европейской юрисдикции.

У одного из наших клиентов была подобная ситуация. Он нашел поставщика в Италии, согласовал условия, перевел оплату, после чего итальянская сторона перестала выходить на связь, и, естественно, груз не был отправлен. Обращение в суд в данной ситуации затруднено, так как операция проводилась в обход санкций, что существенно усложняет предъявление претензий.

Как мы видим вина не всегда лежит на платежных агентах, хотя их роль в этом вопросе часто существенна. Платежи, особенно те, что связаны с санкционными ограничениями, сопряжены с определенной степенью риска. Необходимо проявлять повышенную осмотрительность.

Расскажите о наиболее сложных / интересных логистический проектах в этом году?

Как правило, логистика включает в себя типовые задачи: контейнерные перевозки, комплектацию грузов, транспортировку крупногабаритных объектов и т.д. Эта наша ежедневная рутина. Однако, в текущем году мы успешно завершили один весьма продолжительный проект, который выделялся из общего числа. Его сложность заключалась в особенностях проведения платежей, обходе санкционных ограничений и других нестандартных аспектах взаимодействия с китайскими поставщиками.

Кейс был следующим. Клиент приобретал дробильное оборудование в КНР. Все условия поставки были согласованы, включая доставку груза напрямую в Россию, хотя оформлялся груз как перепродажа через посредника в третьей стране.

Но когда транспорт приехал за оборудованием грузоотправитель отказался от отгрузки товара, объясняя это своим внезапным опасением за банковские выплаты. Для китайской компании, с их слов, это был первый опыт работы с российским покупателем. С нашей стороны было предложено много новых вариантов решения вопроса, но не один из них не устроил вторую сторону. Ситуация затягивалась. Мы стали детально изучать китайскую компанию и в ходе «расследования» у нас возникли подозрения в фиктивности их производственных мощностей. Подобная практика довольно часто встречается в Китае, где множество мелких фирм, не имеющих собственных заводов, размещают заказы на сторонних предприятиях. При этом, они успешно осуществляют поставки, но фактически не обладают собственным производством. Для привлечения клиентов, они создают привлекательные веб-сайты с изображениями якобы своих заводов, которые на самом деле арендуются лишь для проведения фотосессий с их символикой. Такая схема является достаточно распространенной в Китае, и, судя по всему, наш китайский партнер относился к числу подобных организаций.

Мы предположили, что наше оборудование, вероятно, уже было продано, и в тот момент китайцы были просто заняты производством нового, специально затягивая сроки и выигрывая время. Выгода часто является определяющей в работе китайских компаний. Даже при наличии предварительной договоренности о продаже товара за миллион юаней, появление покупателя, готового немедленно заплатить миллион двести, приведет к сделке с ним, а первоначальный клиент будет неожиданно введен в заблуждение относительно сроков поставки чтобы получить больше времени для производства новой партии оборудования.

Несколько месяцев длился наш процесс согласования новых условий транспортировки и оплат. Заказчик даже прибегнул к помощи сторонних китайских экспертов в надежде найти решение. Те посетили офис, пообщались, выпили чай, однако никак не смогли повлиять на ускорение процесса. В конечном итоге, благодаря настойчивым переговорам, нам удалось организовать прямую доставку груза в Таиланд. Там мы провели необходимые процедуры переоформления и доставили груз до клиента в Россию. Это решение повлекло за собой небольшое увеличение первоначальной суммы транспортировки, но главное – сложная ситуация была успешно разрешена.

Вернуться к списку
Другие новости
Мурманская область - регион с высоким экспортным потенциалом АПК
Мурманская область из года в год становится одним из лидеров в экспорте продукции АПК, специализируясь на поставках рыбы и морепродуктов.
Кыргызстан - один из наиболее перспективных партнеров России
Интервью с Айнуром Шамилевичем Самановым, Торговым представителем РФ в Киргизской Республике
Анализ рынка труда специалистов в сфере ВЭД

Быстро меняющиеся условия глобального рынка существенно влияют на кадровую политику компаний, осуществляющих международную деятельность.

В Белгородской области назвали победителей регионального этапа премии «Экспортёр года»
Правительство РФ учредило премию «Экспортёр года» как знак признания вклада компаний в укрепление экономики и продвижение российской продукции на международные рынки.
Как сократить таможенные издержки: инструкция по использованию скрытых возможностей законодательства
Подпишитесь на рассылку
Главные события ВЭД, инсайты, аналитика
Email *
Спасибо
Вы успешно подписались!