Для России сельское хозяйство — одна из крупнейших отраслей экономики. Это и продовольственная безопасность страны, и значительный вклад в ее экспорт. Современное полноценное развитие сельского хозяйства невозможно без внедрения цифровизации.. О том, что какие цифровые продукты для агропредприятий есть у нас в России и пользуются ли они спросом за границей мы беседуем с генеральным директором компании SmartAGRO Александром Рузаевым.

- Расскажите, пожалуйста, о SmartAGRO? Какие основные направления деятельности компании?

- Компания SmartAGRO начала свою деятельность порядка 10 лет назад. В основу бизнеса легла идея создания простой в использовании автоматизированной системы управления агробизнесом. Это сейчас цифровизация переживает настоящий бум, будучи мейнстримным направлением практически в любой отрасли, а тогда с цифровыми сервисами были хорошо знакомы только банки. В 2010-х, в сельском хозяйстве все только начиналось; появлялись первые специалисты, какие-то устройства. Вот тогда мы и приступили к разработке и последующему внедрению нашей системы управления.

Сегодня основным программным продуктом SmartAGRO является сервис Агроаналитика. Это геоинформационная аналитическая система управления промышленным механизированным растениеводческим предприятием, которая помогает руководителям агробизнесов принимать правильные решения с использованием искусственного интеллекта. Также в продуктовом портфеле компании есть система управления садами GARDEN и система A-CHECK, позволяющая автоматизировать чек-листы на предприятии.

- Кто ваши основные клиенты?

- Сельскохозяйственная отрасль занимает лидирующие позиции в России, поэтому нашими продуктами успешно пользуются более 300 предприятий в более чем 50 регионах страны. В основном это агрохолдинги, в собственности которых находятся огромные сельскохозяйственные площади. Столь большие земельные участки сложны в управлении и тут на помощь как раз приходят наши системы, призванные упрощать сельское хозяйство, а также помогать принимать верные решения ради достижения максимальной урожайности.

В определенный момент выход на международные рынки стал для нас логичным шагом развития бизнеса. Мы просто почувствовали свою готовность. Сравнив себя с конкурентами мирового уровня, мы поняли, что в каких-то вещах мы не только им не уступаем, а даже превосходим. Кроме того, к нам все чаще стали поступать запросы от иностранных компаний и это также стало одним из факторов принятия решения.

- С каких стран вы начали покорение международных рынков и почему?

- Мировой бизнес сельского хозяйства сильно отличается в разных точках планеты; разный подход к управлению, разные запросы на автоматизацию, я уже не говорю про климатические и почвенные особенности. Поэтому мы пошли по пути наименьшего сопротивления и обратили свой взор на страны СНГ. Дело в том, что агробизнес в России, в Беларуси, Узбекистане и Армении более-менее одинаковый; сказывается общее историческое наследие. Да, есть небольшие культурные различия, но климатические и почвенные особенности схожи, как и схожи агрономические подходы, имеющие общую базу с советских времен. Кроме того, правительства этих стран плюс минус одинаково координируют сельхозотрасль, поэтому нам не составило особого труда адаптировать наши системы под рынок стран СНГ.

- Задумывались ли Вы о дальнем зарубежье?

- Да, как раз сейчас мы начинаем посматривать в сторону стран Африки, проходим этап сбора необходимой информации и анализа рынка. Сельское хозяйство исторически прекрасно развито в этой части земного шара. Кроме того, сейчас реализуется стратегия укрупнения бизнеса за счет экспансии – захвата более крупными игроками рынка более мелких участников. В этой ситуации системы автоматизации могут быть как нельзя кстати.

- Расскажите, пожалуйста, об опыте взаимодействия с Центром поддержки экспорта (ЦПЭ) вашего региона. Считаете ли Вы его успешным?

- Мы часто взаимодействуем с Центр поддержки экспорта Тамбовской области. Это, на самом деле, очень классная структура. Широкий спектр услуг, жаль только, что бюджетные возможности не увеличиваются из года в год. А в целом, сегодняшний мир очень глобален и почти никому уже невозможно сфокусироваться только на определенной территории, находясь в закрытом контуре, словно за забором. Открытые рынки дают больше возможностей национальному государству и господдержка в лице ЦПЭ очень важна для таким компаний как наша.

Эффективность взаимодействия с ЦПЭ подтверждена контрактами, подписанными нами в результате участия в бизнес-миссиях, организованных Центром, в Азербайджан, Турцию и другие страны. Также выставочная деятельность, анализ рынков, мне кажется, что мы пользовались вполне успешно почти всем спектром госуслуг.

В перспективе, было бы здорово, чтобы Центры поддержки экспорта задумались о создании поискового агрегатора поставщиков и производств по всей России, своеобразного маркетплейса товаров российского производства с удобным мобильным приложением. Такой цифровой сервис поможет проводить анализ и верификацию добросовестных поставщиков и производителей, видеть отзывы о них. Такого продукта сейчас очень не хватает.

Отдельным успешным направлением услуг ЦПЭ считаю образовательные мероприятия. В наше время важно постоянно быть в процессе обучения, обмена опытом чтобы не отставать от рынка. С момента нашего основания SmartAGRO является резидентом Сколково - мощнейшего института развития в России. Мы стараемся участвовать и в их образовательных активностях, хотя, иногда, это сделать не так уж и просто в силу нашей территориальной удаленности от столицы.

Сами мы тоже стараемся способствовать сплочённости профессионального сообщества аграриев России, выступая организатором агрофорума «Чернозём». Это партнёрская конференция в Тамбове для экспертов AgroTech и IoT-технологий в сельском хозяйстве. Мы проводили конференцию дважды до ковида, возобновили в прошлом году, а осенью текущего года планируем сделать масштабное мероприятие, возможно даже в Сколково, собрав под одной крышей из разных уголков нашей страны всех экспертов рынка агроцифровизации. Агрофорум «Чернозём» — это площадка для коммуникации, площадка для демонстрации своих возможностей поставщиками цифровых сервисов, услуг, компонентов для управления агробизнесом. Плюс, это открытая дискуссионная площадка для экспертов данного рынка, для ИТ-директоров агропредприятий. Ближе к осени будет в доступе вся информация о мероприятии. Мы приглашаем к открытому диалогу всех, кому интересна агроцифровизация.

- Какие новые продукты вы планируете предложить в скором времени своим клиентам?

- В этом году мы запускаем производство агродронов, которые также будут интегрированы в систему Агроаналитика. Агродроны будут сделаны на принципиально простой компонентной базе. Они будут очень просты в использовании и будут максимально ремонтопригодными. Своеобразные трактора МТЗ – просты в управлении, функциональны, легки в ремонте. Дроны открывают новые возможности для ведения столь не простого дела, как сельское хозяйство и мы планируем не только производить эти дроны, но и популяризировать их использование.

- Какие инструменты популяризации сельского хозяйства в России Вы бы сейчас отметили, как наиболее эффективные?

- Любые. Сельское хозяйство должно просто стать популярным. Просто должно стать модным работать на земле, заниматься аграрным бизнесом, быть частью столь важной для каждого человека отрасли как сельское хозяйство. Ведь всем из нас требуется пропитание и то, каким оно будет завтра зависит от развития именно этой отрасли. В сельском хозяйстве место найдется всем; здесь неиссякаемый спектр задач и вызовов. Если ты инженер и тебе нравится работать с механизмами, то добро пожаловать, если ты айтишник и тебе нравится программировать или работать с девайсами, железом, то, опять-таки, мы тебя ждем, если ты, условно, медик, агроном, то и здесь тебе найдется работа. Ну, а если в душе ты преподаватель, то можешь делится знаниями в сельскохозяйственных ВУЗах. Когда 99% школьников скажут, что они хотят быть не блогерами, а работать на земле, вот тогда нам в мире не будет равных. Сельское хозяйство – это, правда, очень интересно - ты на что-то воздействуешь и получаешь видимый результат, который всегда можешь очень хорошо измерить. Кроме того, сельское хозяйство – это еще и очень красиво, ведь, выращивание цветов – это тоже сельское хозяйство.

- Каким будет Ваш совет начинающим экспортерам?

- Границы есть только в голове. Бизнес границ не имеет. Если твой бизнес полезен в твоей стране, значит он может быть полезен и во всем мире. А продукт с хорошим экспортным потенциалом всегда стоит других денег. Твоя команда, которая научилась экспортировать, и ты вместе с ней, всегда стоите намного дороже, так как имеете совершенно новый опыт, даже если он и был не всегда удачным. Опыт – это самое ценное, что есть в бизнесе. Так что дерзайте и ничего не бойтесь.

Вернуться к списку
Другие новости
Как сократить таможенные издержки: инструкция по использованию скрытых возможностей законодательства
Белгородская область приняла участие в международной выставке «ИННОПРОМ. Центральная Азия»

Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ. Центральная Азия» стартовала в Ташкенте 28 апреля. 

Томская область реализует новый этап нацпроекта "Международная кооперация и экспорт"
Интервью с руководителем Центра поддержки экспорта Томской области Александром Беляевым
Дизайн и экспорт

О том, как обстоят дела в России с экспортом услуг в области дизайна, какие шаги нужно предпринять для создания дизайна востребованного экспортного продукта, а также о том, чему и где можно и нужно учиться экспортерам у дизайнеров, мы беседуем с основателем и директором дизайн агентства Декарт, членом Союза Дизайнеров России Владиславом Кашициным.

Хотелось создать некое пространство для женщин, где участницы из разных стран могут обучаться, обмениваться опытом и развивать свои лидерские качества

Сегодня мы беседуем с Генеральным директором «Югорской региональной гарантийной организации», председателем Союза Женщин Югры, создателем и руководителем проекта «Мастерская женского лидерства» Ириной Александровной Гайченцевой.

Подпишитесь на рассылку
Главные события ВЭД, инсайты, аналитика
Email *
Спасибо
Вы успешно подписались!