О том, как обстоят дела в России с экспортом услуг в области дизайна, какие шаги нужно предпринять для создания дизайна востребованного экспортного продукта, а также о том, чему и где можно и нужно учиться экспортерам у дизайнеров, мы беседуем с основателем и директором дизайн агентства Декарт, членом Союза Дизайнеров России Владиславом Кашициным.
- Владислав, расскажите, пожалуйста, о компании «Декарт». Как давно она существует и чем занимается?
- С 2007 года компания «Декарт» успешно работает на рынке комплексных брендинговых решений, создавая проекты для среднего и крупного бизнеса, а также реализуя избранные инициативы в сегменте малых предприятий. Специализируется на создании целостных бренд-платформ, помогающих бизнесу обрести уникальный визуальный язык и выстроить эффективное стратегическое позиционирование.
В области брендинга и дизайна «Декарт» предлагает разработку выразительных визуальных идентичностей и инновационных дизайн-систем. Разработанные нашей командой дизайн-системы обеспечивают безупречное единство бренда как в офлайн-, так и в онлайн-пространстве.
Вторым направлением нашей деятельности является цифровизация бизнеса и интеграция цифровых продуктов. Органично интегрируя графический дизайн с цифровыми технологиями, мы создаем эстетически совершенные и функциональные сайты, порталы и digital-продукты.
Мы объединяем экспертизу в графическом дизайне и брендинге с глубоким пониманием цифровых технологий, создавая комплексные решения для бизнеса. Наша команда разрабатывает целостные дизайн-системы, в которых визуальная идентичность органично интегрируется с цифровыми продуктами, обеспечивая единство бренда на всех платформах и точках контакта с аудиторией.
Сегодня в мире много взаимосвязанного позиционирования, коммуникаций, которые компании транслируют во вне - в средства массовой информации, в блоги, в различные паблики и целевые сообщества, поэтому наши профессиональные усилия часто концентрируются на разработке системного подхода в работе с графическими элементами, которые потом применяются где угодно, условно, на вэб-сервисы, на цифровизацию, на серийно выпускаемый продукт и так далее. Другими словами, мы не просто дизайн студия логотипов и лендингов, мы разработчики комплексных подходов и создатели эффективных визуальных инструментов. "Декарт" – это компания, создающая прикладные решения.
- Как вы начали заниматься экспортными проектами?
- У нас был ряд заказчиков, которые достигнув некой бизнес-зрелости, обычно после первых 7-10 лет кропотливой работы, пришли к пониманию необходимости пересмотра своих рынков сбыта и собственного позиционирования, в том числе визуального, и обратились с этой задачей к нам. Для масштабирования, для выхода на новые рынки всегда нужны новые решения через обновление, модернизацию коммуникации, цифровых сервисов, каталогов, упаковки и т.д. Здесь центральной составляющей, я бы даже сказал основой успеха, является исследование регионального социального и культурного кода той страны, куда вы собираетесь экспортировать свой продукт. Исследовательская часть должна включать в себя не только работу стратега-маркетолога, но и дизайнера по изучению всей специфики интересующего вас рынка. Люди в разных странах мира воспринимают один и тот же продукт по-разному, исходя из своих привычек, традиций, укладов, культурного и исторического наследия. Изучение этих особенностей через призму и маркетинга и дизайна – это стратегически правильное решение, которое всегда приумножает итоговый результат, а, значит, увеличивает прибыль.
- Приведите пример из вашей практики.
- Мы реализовали проект для клиники эстетической медицины, которая находится в Лиссабоне, Португалия. Сделали для них брендбук и сайт на основе глубокого маркетингового и дизайн исследований рынка страны. Маркетинговый анализ нам предоставила сторона клиента, а вот дизайн-исследование мы провели сами. Напомню, что дизайн, хотя и является некой художественной составляющей, — это, в первую очередь, все-таки проектирование, которое становится возможным благодаря большой аналитической, научной, прикладной работе. Проведя дизайн-исследование, с учетом маркетинговых выводов, мы пришли к мнению, что в разработке визуального языка для сайта-портала этой клиники нам нужно учитывать чистоту и экологичность визуальных форм и образов, подбирать фотографии женщин «серебряного возраста», так как именно они являются основными потребителями данных услуг в Европе. В России, и я думаю, что вы согласитесь со мной, была бы совсем другая картина, начиная от значительно более молодой целевой аудитории, заканчивая более экспрессивным, ярким, цепляющим визуалом.
- Какой универсальный совет Вы могли бы дать экспортноориентированной компании для создания своего сайта?
- Универсального совета нет. Есть четкие правила, по которым разрабатывается цифровой сервис. Эти правила надо изучать самостоятельно или обращаться к специалистам. Также следует проводить анализ региона или клиента, которому вы хотите предложить свой продукт, а эта работа однозначно требует серьезного профессионального подхода.
Создавая сайт, изначально всегда идите через маркетинговую тактику; изучайте все целевые аудитории, изучайте как они покупают и только затем делайте удобный для них сервис. Другими словами, вэб и разработка сайта — это, в первую очередь, создание сервиса для совершения целевого действия. А чтобы это действие было совершенно нам надо понять психологию человека, который будет совершать это действие. Тут многое связано с психологией выбора и получается некая совокупность аналитики, понимания, как клиент выбирает тот или иной продукт и каким образом надо отстроится от конкурентов, как локальных, так и международных. Разработка сайта — это своего рода аналитический продукт, а после, его реализация — это уже просто. Когда есть некая описательная часть, то формируется задание дизайнеру-разработчику и делается тот цифровой сервис, который может быть эффективен в данном конкретном случае.
В большинстве случаев, когда к нам обращается клиент, то он уже сам приходит с некой базой знания о своем продукте и с информацией о том, как на нужном ему рынке покупают подобный его продукту продукт. Поверьте, никто кроме самого клиента лучше это не расскажет. И в этот момент формируется межотраслевая команда – аналитик, маркетолог-стратег, дизайнер, системный архитектор, разработчик. Эта команда, собрав первичную информацию от клиента и преломив ее через свой опыт и компетенции, выдает эффективное решение в виде такого инструмента как цифровой сервис.
- Мы с Вами поговорили о разработке дизайна экспортного продукта. А какая сейчас ситуация с экспортом услуг российских дизайнеров?
- Дизайн — это работа творческого интеллекта, это продукт проектного творчества и на такой продукт, созданный российским дизайнером, сейчас наблюдается высокий спрос, особенно со стороны стран Америки, Востока и Азии. Профессиональный уровень дизайнеров и инженеров-разработчиков у нас в стране достаточно высок. Иностранные заказчики это знают. У россиян традиционно довольно серьезная научная и художественная база; в России по-прежнему высок уровень подготовки как в детских инженерных и творческих школах, так и в профессиональных училищах и ВУЗах. Эта база дает молодым специалистам-дизайнерам возможность успешно развиваться в разных дисциплинах и быть востребованными на международных рынках.
Ситуация внутри страны пока немного сложнее. Новая волна интереса к креативным индустриям в России, к которым относится и дизайн, возникла совсем недавно. Сейчас отрасль только проходит некое переосмысление и новую систематизацию, поэтому со стороны государства поддержка пока не значительна, но, надеюсь, что все впереди. Особенно жду возрождения промышленного дизайна. Он пока сильно недооценён в нашей стране и рынков сбыта его услуг не так много, а потенциал и наследие огромны. А вот за рубежом промышленных дизайнеров из России очень даже ценят сейчас, особенно в азиатских станах.
- Наблюдаете ли Вы у ваших клиентов желание закладывать в дизайн своего продукта смыслы бренда той страны, откуда он сам? Вообще, важно ли при разработке дизайна экспортного продукта помнить и о бренде страны, в которой он был произведен?
- Как коллектив дизайнеров с неуемной творческой энергией, мы часто об этом думаем, рассуждает и пришли к выводу о важности и даже необходимости это делать. Нередко мы пытаемся своими силами реализовать данную идею, выходя с инициативами и предложениями к клиенту. А вот со стороны самих клиентов пока почти не наблюдаем такого запроса. Бренд страны внутри дизайна продукта – задача со звездочкой. Мы готовы ее решать, но не каждый клиент готов к такой головоломке.
Но есть и примеры удачного опыта. Прошедшим летом, по запросу европейского заказчика, мы в составе команды художника-дизайнера архитектурного и промышленного пространства, председателя Московского отделения Союза Дизайнеров России Марии Александровны Черняк, проектировали для Астаны и Алматы концепцию оформления городской среды к государственным и национальным праздникам и тут, как вы понимаете, без учета культурного кода, ДНК страны, было явно не обойтись. Нами было проведено большое культурологическое исследование - как тема бренда страны может работать в средовых объектах, в светотехнике, в ландшафтном освещении и так далее. Проект был высоко оценен заказчиком.
- Взаимодействовали ли вы в своей деятельности с Центрами поддержки экспорта? Если да, то в каких областях было соприкосновение?
- У нас был достаточно плодотворный опыт работы с Центром поддержки экспорта Самарской области; проводили образовательные лекции для экспортеров региона.
Зачастую Центры поддержки экспорта (ЦПЭ) сталкиваются с проблемой невысокого уровня насмотренности регионального бизнеса, которому они оказывают услуги, с точки зрения творческих и цифровых продуктов. Мало кто из бизнеса знает, как работать с контентом; кому принадлежат права на его использование, как его подготовить, оформить, какой объем разработать и т.д. Мы стараемся делать совместные с ЦПЭ образовательные лекции, делясь своим опытом как, условно, быстро и эффективно разработать тот, или иной творческий или цифровой продукт, как отработать по регистрации интеллектуальных прав собственности с юристами, как работать с сайтом, который подразумевает мультиязычность и т.д. Прикладной опыт практикующих спикеров-профессионалов может быть большим подспорьем для начинающих экспортеров. Было бы здорово, если бы Центры проводили как можно больше подобных образовательных мероприятий.
- Какой совет, как дизайнер, Вы бы дали начинающим экспортерам?
- Самый ценный совет - развивать кругозор, увеличивать насмотренность. Сейчас это достаточно доступно; много сервисов, платформ, интернет у многих под рукой, есть возможность путешествовать, общаться с разными людьми. Второй совет - изучайте историю, в том числе, историю дизайна. Культурная и техническая базы давно придуманы и доступны, поэтому если ты погружен в историю и умеешь смотреть по сторонам и наблюдать, то сможешь создавать не только эффективные цифровые и коммуникативные решения, но и сами продукты, которые будут востребованы на зарубежных рынках.
Сегодня мы беседуем с Генеральным директором «Югорской региональной гарантийной организации», председателем Союза Женщин Югры, создателем и руководителем проекта «Мастерская женского лидерства» Ириной Александровной Гайченцевой.
Что учитывать в работе с бизнесом Китая и Индии, почему экспортеры должны находиться в диалоге и почему специалист в области ВЭД должен развивать характер – рассказывает эксперт в области внешнеэкономчиеской деятельности, заместитель генерального директора компании «Джаст логистикс» Ирина Смитюх.