Елена Сиятовская: «Мы не делаем ограничений ни по размерам компании, ни по видам деятельности»
Свердловская область известна прежде всего крупными промышленными комплексами, но и небольшие компании региона уже активно работают с зарубежными странами. О том, какие направления экспорта уже освоены свердловскими предприятиями, и переходе от решения конкретных задач экспортеров к проектной организации внешнеэкономической деятельности рассказывает руководитель департамента международной деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Елена Сиятовская
Экспортеры России: Елена Федоровна, ваш регион как никакой другой знаменит своим промышленным потенциалом. Какие меры содействия внешнеэкономической деятельности существуют для производственных компаний? И как поддерживают небольшие экспортно-ориентированные предприятия (МСП)?
Елена Сиятовская: Мы не делаем ограничений ни по размерам компании, ни по видам деятельности, если только это не бизнес-миссия или выставка, в которых профиль участника должен соответствовать мероприятию.
Набор услуг в основной своей части стандартный, как и у большинства других центров: бизнес-миссии, выставки, консультации по ВЭД, обучение, перевод сайтов и подготовка презентационных материалов, поиск партнеров, биржи контактов. Но есть услуги, в которых опыт нашей области является передовым – содействие в патентовании и международной сертификации.
Э.Р.: В решении каких вопросов/задач в рамках внешнеторговой деятельности компаниям чаще всего необходима помощь?
Е.С.: На мой взгляд, основная потребность предпринимателей в поиске новых клиентов и продвижении своего предложения, у начинающих экспортеров есть сложности с определением целевых внешних рынков, работе с информацией и доступным инструментарием, призванным облегчить доступ на новый рынок. Компании не знают, где взять информацию о рынке, требований к продукту, какие организации чем им могут помочь.
Э.Р.: Какова в целом структура экспорта МСП из региона?
Е.С.: МСП копирует структуру экспорта всего региона, это - традиционно металлы и изделия из металла, машины и оборудование, химическая продукция. В товарные группы на экспорт кроме этих позиций в нашей области попадают древесина и изделия из нее, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него, кожа, меха, легкая промышленность, минералы, нефть и нефтепродукты, продукция пищевой промышленности, пластмассы и изделия из них, продукция целлюлозно-бумажной промышленности.
Э.Р.: Какие мероприятия (бизнес-миссии, b2b-встречи, прием иностранных делегаций) были организованы в 2016 году?
Е.С.: В 2016 центр организовал 11 миссий для 49 предприятий, 19 компаний приняло участие в 7 международных выставках, где центр организовал индивидуальные и коллективные стенды.
В 2017 году частота обращения в центр увеличилась почти в полтора раза. За период с начала года и на текущий момент центр помог 22 компаниям заключить 28 контрактов экспортных поставок в страны: Азербайджан, Казахстан, Румыния, Германия, Китай, Великобритания, Узбекистан, Албания, и другие, по 24 из них уже состоялись отгрузки. 12 из указанных контрактов были заключены по результатам участия в бизнес-миссиях и выставках. Объем всех экспортных контрактов в стоимостном выражении, реализуемых при содействии центра составил в 2016 году чуть менее 33 млн. долл. США
Э.Р.: Какие международные мероприятия планируются в 2017 году?
Е.С.: Планируем провести не меньше 10 бизнес-миссий и участие примерно в 7 международных выставках. В разработке сейчас выездные мероприятия в Германию, Китай, Турцию, Азербайджан с промышленной, медицинской, ИТ и транспортной тематикой.
Э.Р.: В Екатеринбурге в этом году проводился конкурс «Лучший экспортер 2016». Будет ли продолжена традиция?
Е.С.: Традицию проведения конкурса в 2017 однозначно продолжим. Конкурс и его итоги широко освещаются в СМИ Свердловской области. Подведение итогов конкурса проводится с участием первых лиц области и бизнеса региона. Это помогает нам в популяризации экспорта в целом. Получение статуса Лучшего экспортера года для компании и общественное признание, и значимое достижение, которое ценится в бизнес-кругах.
Будем думать также, как еще усовершенствовать критерии отбора победителей и поощрить компании, которые наиболее активны и успешны в деле освоения новых географических и иных рынков. Также модернизируем форму подачи заявки для экономии времени наших заявителей – экспортеров и привлечения к конкурсу большего круга компаний.
Э.Р.: Расскажите об интересных экспортерах (большая география поставок, интересный продукт и т.д.)?
Е.С.: Это – самый сложный вопрос. Потому что экспортеров в малом бизнесе у нас много (по данным 2015 года 536 СМСП), и экспортируемая продукция – самая разнообразная. Пожалуй, расскажу о компаниях, претендующих на звание лучшего экспортера 2016. Вот, к примеру, Иридиум мобайл, наш разработчик приложений из Нижнего Тагила, вовремя подхватил модный тренд "Интернет вещей" и создал пульт управления для 20 домашних устройств - операционную систему управления Умным домом. Их программное обеспечение, которое умеет управлять разными системами автоматизации и оборудованием, успешно продается в 2016 году в 67 странах мира. Компания четко определила в качестве основных инструментов продвижения: выставки, конференции и онлайн продвижение и фокусирует свои силы в этих направлениях.
Или вот предприятие по монтажу и наладке радиационной техники Квант, которое поставляет радиационную технику (контейнеры, оборудование для перевозки и хранения радиоактивных источников и пр.) в Казахстан, Белоруссию, Иран, Буркина–Фасо и Польшу. Качество предоставляемых услуг подтверждается отсутствием аварийных и чрезвычайных происшествий за весь 40-летний период работы, учитывая специфику услуг компании.
А вот пример экспортного проекта научно – инновационной фирмы Свой Дом, который выиграл в 2016 году национальную премию «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший экспортный проект». Они разработали нестандартное оборудование и компоненты для производства легкого DELTA – БЕТОНА, характеристики которого во много раз превосходят подобные материалы, такие как пенобетон, газобетон автоклавного твердения. По многим характеристикам DELTA – БЕТОН не имеет аналогов, например, морозостойкость более 200 циклов. Особое значение имеет технология восстановление несущей способности разрушенного фасадного камня, не имеющая аналогов в мире. Компания коммерциализовала свою разработку в Болгарии, Доминиканской Республике, Украине, Казахстане, сейчас проводит переговоры на поставку в Малайзию, Италию, Черногорию, Иран и Сирию.
Э.Р.: Какие страны являются основными направлениями экспорта Свердловской области?
Данные, конечно, не учитывают сегмента услуг, а также данных экспорта в давние экономические партнеры региона Казахстан и Беларусь.