14.06.2024

11:24

Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей

Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей




Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей



За последние 10 лет Малайзия вошла в список наиболее конкурентоспособных экономик мира. Сегодня малазийский рынок представляет интерес не только с точки зрения сырьевой базы, как это было еще несколько лет назад, но и с точки зрения активного роста промышленности готовых изделий. О том, почему российскому предпринимателю стоит присмотреться к рынку Малайзии и какие существуют «сдерживающие» факторы, нам рассказал Валентин Мягков, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, кандидат экономических наук.



Валентин Мягков, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ.pngЭкспортеры России: Какую позицию на сегодняшний день Малайзия занимает на международной арене?


Валентин Мягков: Сегодня можно говорить об изменении роли Малайзии в современном мире и, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь может возникнуть непонимание, но стоит рассказать о тех экономических процессах, которые происходят сейчас в этой стране.


Можно сказать, что сегодня появился второй эшелон новых индустриальных стран, в котором Малайзия может занять первое место.


Но, что такое экономика Малайзии сегодня? Она все больше становится сервисной, т.е. повышается доля сферы услуг. В первую очередь, я говорю об услугах страховых, финансовых и коммерческих. Так, около 55% всей экономики страны приходится на эту сферу, при этом темп прироста этого сектора около 6,6%.



Э.Р.: Чем обусловлен такой рост?


В.М.: В значительной степени этого требует внутренний рынок.



Э.Р.: Какие еще отрасли являются ведущими в экономике Малайзии?


В.М.: Набирают обороты телекоммуникационная отрасль, высокоскоростные траспортные сети, логистика и терминально-складская инфраструктура, что обусловлено активным развитием портового хозяйства. На сегодняшний день малазийским руководством поставлена задача – довести долю этого сектора к 2020 году до 60% (ВВП).


Надо сказать, что Малайзия отличается достаточно развитым промышленным потенциалом. 23-25% ВВП страны приходится на промышленность. Несмотря на сложную хозяйственную конъюнктуру в мире и регионе, объем прироста промышленного производства за последний год составил около 5%, при этом повышается доля производства готовых изделий.



Э.Р.: Что можно сказать о торговых отношениях Малайзии с другими странами?


В.М.: Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, внешнеэкономическая сфера в Малайзии развивается стабильно и устойчиво. Общий объем товарооборота составляет почти 400 млрд. долларов США, при этом вот уже почти 18 лет он сводится с положительным сальдо (профицит около 25-30 млрд. долларов США).


Малазийский экспорт представлен изделиями электронной техники, топливно-минеральным сырьем и различными видами оборудования, что говорит об индустриальном векторе развития экономики страны. Основные импортные товары – это машины, транспортные средства и топливо. Главными торговыми партнерами являются Китай, Сингапур и США, при этом около 71% товарооборота приходится на азиатский рынок.


Сегодня страна занимает 1 место в регионе Юго-Восточной Азии по экспорту сельскохозяйственного сырья и 2 место (после Сингапура) по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. Кроме того, Малайзия – достаточно крупный экспортер нефти и природного газа. На сегодняшний день страна активно привлекает иностранные капиталы в свои национальные сектора экономики: сельское хозяйство, аэрокосмическую сферу, биотехнологии, туризм, логистику.


Что касается государственного регулирования внешней торговли Малайзии, то она, главным образом, базируется на нормах ВТО. При этом активно развиваются зоны свободной торговли. Соответствующие соглашения заключены с Японией, Новой Зеландией, Пакистаном, Чили, Турцией. В 2015 году страна стала участником Транстихоокеанского партнерства. Сейчас ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС.



Э.Р.: А как складываются отношения между Малайзией и Россией?


В.М.: Что касается российско-малазийского сотрудничества, то данные таковы: объем товарооборота за 2015 год составляет примерно 2 млрд. долларов США, наблюдается тенденция к снижению. В основные статьи российского экспорта в Малайзию входят минеральная продукция (около 52%), продукция химической промышленности (33%), а также некоторые виды машин и оборудования, транспортные средства (авиатехника). В импорте из Малайзии большую долю составляют оборудование (около 63%), продовольственные товары (18%), продукции химической промышленности. В ноябре 2015 года создана Совместная российско-малазийская комиссия по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, деятельность которой направлена на активизацию двухсторонних отношений.



Э.Р.: Какая российская продукция может представлять интерес на малазийском рынке?


В.М.: Основными направлениями сотрудничества между нашей страной и Малайзией остаются атомная и авиационная промышленность. При этом уже давно наметилась тенденция к военно-технической кооперации. Помимо этого, интересны такие сферы, как ИКТ (спутниковые связи, кабельные системы), фармацевтика и приборостроение.



Э.Р.: Какие факторы сдерживают наше сотрудничество?


В.М.: В первую очередь, это, конечно, недостаточная информированность о потребностях партнеров, о специфике и возможностях рынка. Кроме того, сказывается и отсутствие прямого авиационного сообщения и судоходной линии. Ввиду отсутствия зоны свободной торговли, мы оказываемся в заведомо невыгодном положении по сравнению с другими странами.



Э.Р.: При этом можно ли отметить какие-либо преимущества выхода на малазийский рынок для российских предприятий?


В.М.: Малазийское руководство стимулирует создание высокотехнологичных и инновационных производств, поэтому, как правило, предприятия указанных отраслей, чья продукция идет на экспорт, в значительной степени освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. В этой связи выгодно создавать совместные производства. Следует отметить, что на сегодня в Малайзии функционируют 25 свободных экономических зон, 14 из которых – промышленные. Необходимо также сказать, что специальные ограничения по маркировке продукции или упаковке Малайзия не выдвигает. При этом некоторые товары требуют лицензии: медицинская и фармацевтическая продукция, продукты питания. Разрешенный процент иностранного капитала может колебаться в зависимости от сферы деятельности и процента экспорта выпускаемой продукции, но в большинстве случаев компаниям, созданным при участии иностранного капитала, предоставляется национальный режим. Нужно помнить, что практически весь малазийский бизнес «китайский», что сказывается на нормах и практиках, принятых в бизнес-сообществе.



Э.Р.: А о каких нормах малазийского поведения и ведения бизнеса следует помнить российским предпринимателям?


В.М.: Следует помнить, что Малайзия отличается культурным и религиозным разнообразием, что обусловлено наличием здесь большого количества этнических групп. При этом малазийское общество во многом остается традиционным, поэтому важно то, каким профессиональным или почетным званием обладает партнер. Учитывая то, что Малайзия – мусульманская страна, во внешнем виде и поведении стоит придерживаться консервативного стиля.


Важно отметить, что малазийцы ориентированы на семью и, соответственно, в основе их поведения – семейные и общественные ценности. Большое значение имеет живое общение и обсуждение, поэтому несколько личных встреч могут дать гораздо больше, чем сотни звонков и писем. Главное, о чем следует помнить, в Малайзии практически любой жест или знак может иметь сразу несколько смыслов, поэтому малазийское «да» иногда нужно ставить под сомнение.



Беседу вела Светлана Еремкина




Главные новости


07.06.2024 Новые направления экспорта обсудили предприниматели Липецкой области

Возможности расширения географии поставок российских товаров за рубеж обсудили участники круглого ст...

07.06.2024 Предприятия стройиндустрии Липецкой области презентовали свою продукцию на выставке в Казахстане

Участие в выставке организовал Центр поддержки экспорта Липецкой области.

04.06.2024 Узбекистан становится одним из популярных направлений среди китайских туристов

В Посольстве нашей страны в Пекине состоялся вечер, посвященный ...

04.06.2024 Губернатор Алтайского края: белорусские производители выпускают продукцию высокого качества

Губернатор Алтайского края Виктор Томенко вместе с первым замест...

Топ мероприятий


08.07.2024 Иннопром -Екатеринбург

С 8 по 11 июля 2024 года в г. Екатеринбург состоится международн...

Интервью с Экспортером


14.05.2024 Любая задача имеет решение

Сегодня наш собеседник - Артемов Артем Александрович - ди...

30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры