Итоговый материал о роли женщины в международной торговле выходит 19 ноября - в Международный день женского предпринимательства. Поздравляем всех бизнес-леди с этим праздником и предлагаем к вниманию интервью с участницей Каталога экспертов ВЭД портала «Экспортеры России» - Маргаритой Хозуевой – экспертом ВЭД с 12-летним опытом работы в 46 странах мира, специалистом по Ирану и Китаю.
Изначально, мне хотелось бы отметить, что в наше время достичь карьерных высот и стать высокопрофессиональным специалистов в ВЭД можно как мужчинам, так и женщинам. Этому есть тысячи подтверждений во многих странах мира. Гендер перестал играть значительную роль в данном вопросе. Центральной темой проблематики остается лишь вопрос - какой ты человек, какие цели преследуешь и какими методами их реализуешь.
В целом, мой опыт показывает, что быть специалистом женского пола в экспортной среде, особенно в случае работы в чисто мужских нишах, скорее плюс, чем минус, при условии соблюдения главенствующего фактора – высокой экспертности в продукте. За многие годы работы на международных рынках если и случались единичные незначительные случаи сексизма, то они моментально благополучно разрешались, как только потенциальный клиент понимал, насколько высока экспертность женщины-контрагента. Женский пол здесь скорее играет на контрасте, особенно когда у мужчины есть предубеждения относительно женского профессионализма в узкой, особенно технической сфере. Даже если мужчина порой и пытается условно самоутвердится или скорее проверить, к примеру на интеллектуальные способности или узкоспециализированные знания женщин бизнес-партнеров, например в технике, то самым мощным фактором разрыва шаблона как раз и является высокая экспертность женщины в продукте. На моих глазах женская экспертность ни раз завоевывала сердца даже самых последних скептиков и сексистов. Если женщина очень хорошо знает свой продукт во всех его аспектах, а также может грамотно сориентироваться в сложном вопросе, что-то предложить, ответить, подсказать, дать ценный совет, то мужчину клиента это очень подкупает и он чаще обычного, на каком-то эмоциональном уровне, склонен отдать заказ женщине при прочих равных условиях конкурентной борьбы со специалистами-мужчинами. Вывод такой – независимо от пола лучше хорошо разбираться в том, что делаешь, потому что это важнее гендера.
Если же говорить о страновых нюансах работы женщин-специалистов ВЭД с контрагентами мужчинами за рубежом, то, например, за 13 лет практики с Китаем и 7-ми летней с Ираном я ни разу не встречала какого-то негативного отношения или непонимания со стороны мужчин, а что здесь делает женщина. Иранцы вообще очень общительные люди, приветливые и доброжелательные, в переписке часто шлют смайлики и цветочки. С ними очень легко общаться и гендерные стереотипы — это не про них. Если говорить о Ближнем Востоке, а у нас есть партнеры в Омане, Алжире, Пакистане, в Саудовской Аравии, то тоже нет никаких гендерных проблем. Все очень спокойно, учтиво, вежливо и с почтением относятся к бизнес-женщинам и даже если кто-то и начинает немного флиртовать и заигрывать, то отсутствие с вашей стороны ответного интереса, сведет тему на нет и никак не повлияет на деловые отношения. Неоднократно замечала, что если бизнес-встреча происходит на территории Российской Федерации, то мужчина мусульманин протягивал женщине руку в качестве приветствия первым, хотя по законам ислама это харам, т.е. греховное деяние.
Относительно Китая, у нас даже есть несколько компаний партнеров, коллектив которых, руководящий состав, а также состав учредителей практически на 90% женщины. У нас с ними настоящая «women power» – суперсила женской коммуникации; чему мы вместе радуемся в ежедневной рутине взаимодействий. Но, конечно, это лишь детали, причем не существенные, а скорее приятные. Главное — это ваша компетентность в продукте, твердость знаний и тогда никакой гендерный фактор не выбьет вас из колеи.
Я - единственный владелец компании и на международные переговоры могу поехать одна, помощь мужчин не требуется. Если у меня случаются конфликтные ситуации, то на этот случай есть адвокат; она тоже женщина.
Конечно, за столько лет практики я неоднократно ездила на переговоры за рубеж и вместе с российскими партнерами-мужчинами. Но в этом случаем, еще на старте, мы обсуждали и договаривались у кого какая будет роль на переговорах, и кто за какую часть переговорного процесса отвечает. Обычно у меня роль проясняющего детали или спорные моменты специалиста или роль «плохого, въедливого полицейского», который слышит нестыковки в диалоге и всегда пытается докопаться до их причин.
В заключении, маленький, очаровательный нюанс из практики. Многие мужчины бизнес-партнеры из-за рубежа дарят при встрече или отправляют почтой, курьерской доставкой цветы, подарки, сувениры своим бизнес-партнерам женщинам; в этом вопросе женская доля в экспорте очень даже приятная.