Итоги внешней торговли Волгоградской области в январе-сентябре 2015 года
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот Волгоградской области в январе-сентябре 2015 года составил около 2,1 млрд долл. США, что в 2,1 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года (далее – АППГ). Товарооборот 3 квартала 2015 года сократился относительно июля-сентября 2014 года в 2,8 раза и составил около 0,6 млрд долл. США.
На долю Волгоградской области в товарообороте ЮФО января-сентября 2015 года пришлось 14,2 % стоимости товарооборота (9 мес. 2014 г. – 18,7 %).
Сальдо торгового баланса сформировалось положительным и составило 0,7 млрд долл. США за январь-сентябрь (9 мес. 2014 г. – 2,1 млрд долл. США) и 195,7 млн долл. США за 3 квартал (3 квартал 2014 г. – 0,7 млрд долл. США.
Рис.1 - Динамика основных показателей внешней торговли (млрд долл. США)
Внешнеторговую деятельность в январе-сентябре 2015 года осуществляли 427 участников ВЭД области (9 мес. 2014 г. – 449), из которых 379 – юридические лица (9 мес. 2014 г. – 401). Удельная стоимость, приходящаяся на одного участника ВЭД, сократилась с 9,4 до 4,8 млн долл. США.
Основные торговые партнеры Волгоградской области (в порядке убывания стоимости товарооборота): Украина – 17,8 % (9 мес. 2014 г. – 18,6 %), Италия – 10,6 % (9 мес. 2014 г. – 34,1%), Турция – 7,5 % (9 мес. 2014 г. – 4,6 %), Нидерланды – 7,0 % (9 мес. 2014 г. – 2,8 %), Германия – 6,7 % (9 мес. 2014 г. – 3,0 %).
Экспорт
В январе-сентябре 2015 года экспорт Волгоградской области по стоимости составил около 1,4 млрд долл. США, что в 2,3 раза меньше АППГ. Стоимостные объемы экспорта в страны дальнего зарубежья составил 0,9 млрд долл. США (9 мес. 2014 г. – 2,3 млрд долл. США), в страны СНГ – 0,4 млрд долл. США (9 мес. 2014 г. - 0,9 млрд долл. США). Экспорт 3 квартала 2015 оценивается в 0,4 млрд долл. США, что в 3 раза меньше объемов июля-сентября 2014 года.
Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Волгоградской области по итогам 9 месяцев 2015 года являются (по убыванию стоимости): Украина (22,5 %), Турция (10,9 %), Нидерланды (9,7 %), Италия (8,9 %), Азербайджан (5,9 %), Латвия (4,6 %).
Товарная структура экспорта в основном представлена (в порядке убывания стоимости): минеральными продуктами (53,3 %), металлами и изделиями из них (21,7 %), продовольственными товарами и сырьем для их производства (12,4 %), продукцией химической промышленности (11,2 %).
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы экспорта минеральных продуктов составили 736,4 млн долл. США, что в 3 раза меньше объемов АППГ, преимущественно представлены нефтепродуктами (99 % стоимости или 727,7 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Украина, Нидерланды, Италия, Турция, Латвия, Франция.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы экспорта металлов и изделий из них составили 298,9 млн долл. США или 59,4 % к объемам АППГ. В основе экспорта данной категории товаров – черные металлы, на которые приходится 134,8 млн долл. США, изделия из черных металлов (111,1 млн долл. США), алюминий и изделия из него (52,4 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): США, Турция, Тунис, Румыния, Германия, Туркмения, Египет.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства составили 171,5 млн долл. США или 93,2 % к объемам АППГ. В экспорте данной категории товаров преобладали табачные изделия и табак (около 86 млн долл. США), злаки (66,9 млн долл. США), масличные семена (5,3 млн долл. США), остатки и отходы пищевой промышленности (4,8 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Азербайджан, Иран, Турция, Украина, Латвия, Италия.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы экспорта химической продукции составили 154,6 млн долл. США, что на 25,5 % меньше, чем в январе-сентябре 2014 года. В основе экспорта этой категории товаров - продукты неорганической химии (108,5 млн долл. США), органические химические соединения (18,6 млн долл. США), каучук, резина и изделия из них (11,8 млн долл. США), пластмассы и изделия из них (8,1 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Украина, Турция, Венгрия, Германия, Нидерланды, США, Польша, Румыния.
Импорт
В январе-сентябре 2015 года импорт Волгоградской области составил по стоимости 676,8 млн долл. США, что на 38 % меньше, чем в январе-сентябре 2014 года. Стоимостные объемы импорта из стран дальнего зарубежья оцениваются в 600,8 млн долл. США (9 мес. 2014 г. – 946,4 млн долл. США), из стран СНГ – 76,0 млн долл. США (9 мес. 2014 г. – 143,4 млн долл. США). Импорт 3 квартала 2015 года составил 181,2 млн долл. США, что в 2,4 раза меньше АППГ.
Крупнейшими торговыми партнерами в импорте Волгоградской области по итогам 9 месяцев 2015 года являются (по убыванию стоимости): Германия (15,7 %), Италия (14,2%), Китай (9,4 %), Испания (9,3%), Украина (8,2%), Польша (8,0%), Япония (5,9%).
Товарная структура импорта Волгоградской области в основном представлена (по убыванию стоимостных объемов): машинами, оборудованием и транспортными средствами (46,7 % стоимости импорта, 9 мес. 2014 г. – 61,9 %), металлами и изделиями из них (24,3 %, 9 мес. 2014 г. – 12,4 %), продукцией химической промышленности (11,6 %, 9 мес. 2014 г. – 11,2 %), продовольственными товарами и сельхозсырьем для их производства
(8,0 %, 9 мес. 2014 г. – 6,7 %).
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы импорта машиностроительной продукции составили 315,8 млн долл. США, что в 2,1 раза меньше, чем в АППГ. Основу импорта машиностроительной продукции составили следующие товарные позиции: промышленное и лабораторное оборудование для очистки жидкостей и газов (126,6 млн долл. США), центрифуги (24,9 млн долл. США), пульты, панели, распределительные щиты для электрической аппаратуры (17,1 млн долл. США), различные механические устройства (11,9 млн долл. США), электрогенераторные установки (11,0 млн долл. США), сельскохозяйственная техника (10,5 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Италия, Испания, Германия, Польша, Литва, Китай.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы импорта металлов и изделий из них составили 164,6 млн долл. США, что на 21,7 % больше объемов АППГ. Номенклатура в основном представлена (по убыванию стоимости): черными металлами (115,9 млн долл. США), изделиями из черных металлов (36,4 млн долл. США), алюминием и изделиями из него (6,3 млн долл. США), прочими изделиями из недрагоценных металлов (2,5 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Украина, Япония, Германия, Польша, Китай, Италия, Франция.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы импорта химической продукции составили 78,4 млн долл. США, что на 35,6 % меньше объемов АППГ. Номенклатурный ряд основных товаров представлен (по убыванию стоимости) пластмассами и изделиями из них (42,2 млн долл. США), органическими химическими соединениями (11,4 млн долл. США), прочими химическими продуктами (10,2 млн долл. США), экстрактами дубильными, красильными (4,8 млн долл. США), мылом и моющими средствами (3,6 млн долл. США), каучуком, резиной и изделиями из них (2,6 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Китай, Германия, Италия, США, Франция, Великобритания, Нидерланды.
В январе–сентябре 2015 года стоимостные объемы импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составили 53,9 млн долл. США, что на 26,3 % меньше АППГ. Номенклатурный ряд основных продовольственных товаров включает (по убыванию стоимости) табак (20,1 млн долл. США), овощи (11,2 млн долл. США), масличные семена (10,4 млн долл. США), фрукты (5,1 млн долл. США), остатки и отходы пищевой промышленности (3,7 млн долл. США), злаки (1,6 млн долл. США), какао и продукты из него (1,2 млн долл. США). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Азербайджан, Китай, Франция, США, Аргентина, Испания, Танзания.
Рис. 2. Основные торговые партнеры Волгоградской области в январе-сентябре 2015 года