Обзор экспорта железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (категория 86 ТН ВЭД)
1. Обзор экспорта за период 2010-2014 годов
В 2014 году экспорт железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (категория 86 ТН ВЭД) уменьшился на 8,4 % по сравнению с 2013 г. до объёма в $ 762,9 млн долларов США (см. Таблицу 1). Отрицательное сальдо торгового баланса составляло в 2014 году $ 951,8 млн. долларов США. В 2014 году российский экспорт железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая составлял 2,1 % от общемирового, что позволило России занять 12 место в рейтинге стран-экспортеров железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая . Последние 5 лет отрасль показывает крайне нестабильный рост объёмов экспорта (см. График 1).
Таблица 1. Экспорт железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая за последние 5 лет (тыс. долл. США).
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Объем экспорта
|
397,515
|
585,557
|
1,476,289
|
832,942
|
762,890
|
Источник: ITC Trade Map
Экспорт данной категории продукции составляют:
• Путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей
• Механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов
• Транспортные средства самоходные или несамоходные
• Железнодорожные локомотивы прочие
• Устройства обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах,
• Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные
В сравнении с 2013 годом, наибольший рост экспорта произошел в поставках железнодорожных локомотивах (+205,7%) и транспортных средствах самоходных и несамоходных (+197,3%). В то же время произошел спад в поставках моторных железнодорожных или трамвайных вагонах пассажирских (-59%) (см. Таблицу 2, График 2).
Крупнейшими импортёрами, потребляющими более 78 % всей российской продукции 86 ТН ВЭД в 2013 году стали Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Монголия, Украина . На долю 10 главных импортёров приходится свыше 92 % всего экспорта железнодорожных локомотивов или моторных вагонов (см. Таблицу 3, График 3).
По итогам 2014 года, наибольший рост импорта российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая был зафиксирован в Монголии (+ 1269 %), Сербии (+ 1253 %), Узбекистане (+ 140 %). В то же время наблюдался спад объема поставок в Украину (- 78 %) и Эстонию (- 58 %) (см. График 4).
Среди стран — крупных импортёров российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая наибольшие пошлины установлены в странах ЕС ( 1,8 %) и в Монголии ( 5 %). В странах СНГ и бывшего Советского союза пошлины сведены к минимуму.
В заключение можно сказать, что экспорт российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая в последние годы характеризуется нестабильным и достаточно неуверенным ростом. Тем не менее, Россия остается крупным импортером железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая , когда как объемы экспорта уступают объемам импорта. Стоит также отметить, что основными потребителями выступают — Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Монголия, Украина, Литва, Латвия и Туркменистан.
Приложения
График 1. Экспорт российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (86 ТН ВЭД) за 5 лет (тыс. долл. США)
Источник: ITC Trade Map
Таблица 2. Основные виды экспортируемой продукции 86ТН ВЭД в 2013-2014 годах
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Год
|
Изменения за год
|
Доля на мировом рынке (%)
|
Рейтинг в мире
|
|
|
2013 (тыс долл. США)
|
2014 (тыс долл. США)
|
|
|
|
8606
|
Путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей
|
177439
|
261304
|
47.26%
|
3,3
|
6
|
8607
|
Механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов
|
365191
|
255548
|
-30.02%
|
3
|
11
|
8604
|
Транспортные средства самоходные или несамоходные
|
21857
|
64984
|
197.31%
|
2,1
|
7
|
8602
|
Железнодорожные локомотивы прочие
|
18546
|
56686
|
205.65%
|
0,7
|
15
|
8608
|
устройства обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах,
|
56158
|
49979
|
-11.00%
|
5,7
|
6
|
8603
|
Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные
|
111769
|
45277
|
-59.49%
|
2,1
|
10
|
Источник: ITC Trade Map
График 2. Основные товарные позиции категории 86 ТН ВЭД.
Источник: ITC Trade Map
Таблица 3. Главные импортёры российской продукции 86 ТН ВЭД за период 2013-2014 годов
Основные импортёры
|
Импортёры
|
Объём экспорта в 2013 (тыс.долл. США)
|
Объём экспорта в 2014 (тыс.долл. США)
|
Рост за 2013-2014 (%)
|
Доля в структуре экспорта (%)
|
Минимальные импортные тарифы для РФ (%)
|
|
|
|
|
|
|
Мир
|
832942
|
762890
|
-8,4%
|
100%
|
|
Казахстан
|
276518
|
351443
|
27,1%
|
46,1%
|
0
|
Беларусь
|
96487
|
85473
|
-11,4%
|
11,2%
|
0
|
Узбекистан
|
25693
|
61877
|
140,8%
|
8,1%
|
0
|
Монголия
|
4156
|
56905
|
1269,2%
|
7,5%
|
5
|
Украина
|
192322
|
42928
|
-77,7%
|
5,6%
|
0
|
Литва
|
29756
|
35104
|
18,0%
|
4,6%
|
1,8
|
Латвия
|
32918
|
30095
|
-8,6%
|
3,9%
|
1,8
|
Туркменистан
|
12428
|
16847
|
35,6%
|
2,2%
|
0
|
Австрия
|
15666
|
13428
|
-14,3%
|
1,8%
|
1,8
|
Сербия
|
590
|
13294
|
2153,2%
|
1,7%
|
0
|
США
|
6973
|
8417
|
20,7%
|
1,1%
|
0
|
Азербайджан
|
9879
|
7964
|
-19,4%
|
1,0%
|
0
|
Словакия
|
4555
|
6248
|
37,2%
|
0,8%
|
1,8
|
Грузия
|
2011
|
3992
|
98,5%
|
0,5%
|
0
|
Эстония
|
8177
|
3451
|
-57,8%
|
0,5%
|
1,8
|
Источник: ITC Trade Map
График 3. Основные импортёры российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая в 2014 году.
Источник: ITC Trade Map
График 4. Динамика импорта российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая за 2013-2014 гг.
Источник: ITC Trade Map