Обзор экспорта российских железнодорожных локомотивов и оборудования (категория 86 ТН ВЭД) из России
1. Обзор экспорта за первое полугодие 2014 года
В первом полугодии 2014 года объём экспорта российских ж/д локомотивов и оборудования составил $370 млн долларов США. Отрицательное сальдо торгового баланса составило $473 млн долларов США.
Большая часть экспорта данной категории продукции пришлась на вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные; части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава (См. таблицу 1, график 1).
Крупнейшими импортёрами российских ж/д локомотивов и оборудования в первом полугодии 2014 года стали Казахстан, Монголия, Беларусь, Украина и Узбекистан. Их совокупная доля импорта российской продукции 86 ТН ВЭД составляет более 75% (см. таблицу 2, график 2).
2. Обзор экспорта за период 2009-2013 годов
В 2013 году экспорт российских ж/д локомотивов и оборудования (категория 86 ТН ВЭД) упал на 44% по сравнению с 2012г., сократившись до объёма в $824 млн долларов США (см. таблицу 3). Сальдо торгового баланса отрицательное и составляло в 2013 году $2,2 млрд долларов США.
Рост экспорта российских ж/д локомотивов и оборудования имеет нестабильную динамику: двойной рост может сменяться падением на несколько десятков процентных пунктов. Несмотря на нестабильность, объёмы экспорта за 5 лет увеличились на 84% (см. график 3).
Таблица 3. Экспорт российских ж/д локомотивов и оборудования за последние 5 лет (тыс. долл. США)
Импортёры
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Все
|
$446 880
|
$397 515
|
$585 557
|
$1 476 289
|
$824 043
|
Источник: ITC Trade Map
Основная доля экспорта в 2013 году пришлась на части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава; вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные; моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные, открытые платформы; путевое оборудование и устройства для железнодорожных или трамвайных путей; механическое сигнальное оборудование, устройства обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, парковочных сооружениях, портах или аэродромах; части упомянутых устройств и оборудования.
В сравнении с 2012 годом, значительно возросли поставки специальных железнодорожных или трамвайных несамоходных вагонов (751%); железнодорожных локомотивов с питанием от внешнего источника электроэнергии, или аккумуляторных (698%). Столь высокие показатели роста объясняются изначально низкими объёмами поставок в 2012 году. Почти по всем остальным позициям отмечался спад экспорта примерно на треть (см. таблицу 4, график 4).
Крупнейшими импортёрами, потребляющими более 67% всей российской продукции 86 ТН ВЭД в 2013 году стали Казахстан, Украина и Беларусь. На долю 10 главных импортёров приходится 90% всего экспорта российских ж/д локомотивов и оборудования (см. таблицу 5, график 5).
По итогам 2013 года, наибольший рост импорта российских ж/д локомотивов и оборудования был зафиксирован на Кубе (730%), и Таджикистане (247%). Столь высокие показатели также объясняются изначально незначительными объёмами поставок в эти страны. Во всех остальных странах-ведущих импортёрах российской продукции представленной категории можно констатировать падение объёмов закупок в среднем на 15-40% (см. график 6).
В заключение можно сказать, что экспорт российских ж/д локомотивов и оборудования характеризуется динамичным , но нестабильным ростом. В целом по отрасли Россия является в большей степени крупным импортером, нежели экспортером. При этом большая часть экспорта приходится на страны СНГ.
Информационный обзор подготовлен 27.10.2014 с привлечением специалистов аналитической службы Консалтинговой компании «Деларей» (www.delarey.ru).
Приложения
Таблица 1. Основные виды экспортируемых российских ж/д локомотивов и оборудования в первом полугодии 2014
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Первый квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Второй квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за первое полугодие 2014 (тыс долл. США)
|
8606
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные
|
$91,543
|
$50,821
|
$142,364
|
8607
|
Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава
|
$50,101
|
$58,264
|
$108,365
|
8604
|
Транспортные средства самоходные или несамоходные, предназначенные для ремонта или технического обслуживания железнодорожных или трамвайных путей
|
$11,171
|
$20,738
|
$31,909
|
8603
|
Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные, открытые платформы
|
$8,200
|
$18,736
|
$26,936
|
8608
|
Путевое оборудование и устройства для ж/д или трамвайных путей; механическое сигнальное оборудование, устройства обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, парковочных сооружениях, портах или аэродромах; части упомянутых устройств и оборудования
|
$14,357
|
$11,515
|
$25,872
|
8605
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, пассажирские несамоходные; вагоны багажные, почтовые и прочие специальные железнодорожные или трамвайные, несамоходные
|
$209
|
$17,546
|
$17,755
|
8602
|
Железнодорожные локомотивы прочие; локомотивные тендеры
|
$214
|
$13,276
|
$13,490
|
8609
|
Контейнеры, специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта
|
$595
|
$1,678
|
$2,273
|
8601
|
Железнодорожные локомотивы, с питанием от внешнего источника электроэнергии, или аккумуляторные
|
$139
|
$417
|
$556
|
Источник: ITC Trade Map
График 1. Пять основных товарных позиций категории 86 ТН ВЭД в первом полугодии 2014 года

Источник: ITC Trade Map
Таблица 2. Основные импортёры российских ж/д локомотивов и оборудования в первом полугодии 2014 года
Импортёры
|
Объём экспорта за первый квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за второй квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за первое полугодие 2014 (тыс. долл. США)
|
Доля в структуре российского экспорта ж/д локомотивов и оборудования (%)
|
Мир
|
$176,528
|
$192,992
|
$369,520
|
100.0%
|
Казахстан
|
$94,984
|
$68,979
|
$163,963
|
44.4%
|
Монголия
|
$67
|
$27,795
|
$27,862
|
7.5%
|
Беларусь
|
$20,737
|
$25,167
|
$45,904
|
12.4%
|
Украина
|
$9,838
|
$13,197
|
$23,035
|
6.2%
|
Узбекистан
|
$8,771
|
$12,443
|
$21,214
|
5.7%
|
Латвия
|
$9,387
|
$10,129
|
$19,516
|
5.3%
|
Литва
|
$9,811
|
$9,465
|
$19,276
|
5.2%
|
Сербия
|
$192
|
$8,229
|
$8,421
|
2.3%
|
Туркменистан
|
$4,494
|
$4,334
|
$8,828
|
2.4%
|
Австрия
|
$4,498
|
$3,952
|
$8,450
|
2.3%
|
Словакия
|
$1,210
|
$1,280
|
$2,490
|
0.7%
|
Китай
|
$60
|
$1,136
|
$1,196
|
0.3%
|
Болгария
|
$243
|
$967
|
$1,210
|
0.3%
|
Киргизия
|
$72
|
$857
|
$929
|
0.3%
|
Эстония
|
$1,199
|
$821
|
$2,020
|
0.5%
|
Источник: ITC Trade Map
График 2. Обзор экспорта российских ж/д локомотивов и оборудования за первое полугодие 2014 года
Источник: ITC Trade Map
График 3. Экспорт российских ж/д локомотивов и оборудования (86 ТН ВЭД) за 5 лет (тыс. долл. США)

Источник: ITC Trade Map
Таблица 4. Основные виды экспортируемых российских ж/д локомотивов и оборудования в 2012-2013 годах
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Года
|
Изменения за год
|
Доля на мировом рынке (%)
|
|
|
2012 (тыс долл. США)
|
2013 (тыс долл. США)
|
|
|
8607
|
Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава
|
$494,577
|
$362,532
|
–27%
|
3
|
8606
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные
|
$639,247
|
$172,724
|
–73%
|
3.2
|
8603
|
Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные, открытые платформы
|
$171,850
|
$111,769
|
–35%
|
2.1
|
8608
|
Путевое оборудование и устройства для железнодорожных или трамвайных путей; механическое сигнальное оборудование, устройства обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, парковочных сооружениях, портах или
аэродромах; части упомянутых устройств и оборудования
|
$52,723
|
$56,063
|
6%
|
5.7
|
8601
|
Железнодорожные локомотивы, с питанием от внешнего источника электроэнергии, или аккумуляторные
|
$4,706
|
$37,550
|
698%
|
4
|
8605
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, пассажирские несамоходные; вагоны багажные, почтовые и прочие специальные железнодорожные или трамвайные, несамоходные
|
$3,627
|
$30,876
|
751%
|
2.2
|
8604
|
Транспортные средства самоходные или несамоходные, предназначенные для ремонта или технического обслуживания железнодорожных или трамвайных путей
|
$62,437
|
$20,416
|
–67%
|
2
|
8602
|
Железнодорожные локомотивы прочие; локомотивные тендеры
|
$32,722
|
$18,546
|
–43%
|
0.7
|
8609
|
Контейнеры, специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта
|
$14,400
|
$13,567
|
–6%
|
0.1
|
Источник: ITC Trade Map
График 4. Пять основных товарных позиций категории 86 ТН ВЭД
Источник: ITC Trade Map
Таблица 5. Основные импортёры российских ж/д локомотивов и оборудования за период 2012-2013 годов
Импортёры
|
Объём экспорта в 2012 (тыс.долл. США)
|
Объём экспорта в 2013 (тыс.долл. США)
|
Торговый баланс 2013 г (тыс.долл США)
|
Рост за 2012-2013 (%)
|
Доля в структуре экспорта российских ж/д локомотивов и оборудования (%)
|
Доля импорта страны в мире (%)
|
Минимальные импортные тарифы для РФ (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир
|
$1,476,289
|
$824,043
|
–$2,196,240
|
–44.2%
|
100.0%
|
100.0%
|
|
Казахстан
|
$628,684
|
$267,825
|
$261,470
|
–57.4%
|
32.5%
|
3.7%
|
0
|
Украина
|
$227,452
|
$192,322
|
–$1,659,696
|
–15.4%
|
23.3%
|
1.0%
|
0
|
Беларусь
|
$197,396
|
$96,270
|
$49,775
|
–51.2%
|
11.7%
|
0.9%
|
0
|
Болгария
|
$101,691
|
$56,015
|
$55,968
|
–44.9%
|
6.8%
|
0.5%
|
1.8
|
Латвия
|
$55,314
|
$32,918
|
$31,275
|
–40.5%
|
4.0%
|
0.3%
|
1.8
|
Литва
|
$44,637
|
$29,756
|
$22,072
|
–33.3%
|
3.6%
|
0.4%
|
1.8
|
Узбекистан
|
$47,000
|
$25,693
|
$25,687
|
–45.3%
|
3.1%
|
0.2%
|
0
|
Куба
|
$2,090
|
$17,357
|
$17,357
|
730.5%
|
2.1%
|
0.1%
|
8.7
|
Австрия
|
$14,155
|
$15,666
|
–$314,679
|
10.7%
|
1.9%
|
2.8%
|
1.8
|
Туркменистан
|
$9,543
|
$12,428
|
$12,428
|
30.2%
|
1.5%
|
0.4%
|
|
Азербайджан
|
$8,667
|
$9,879
|
$9,824
|
14.0%
|
1.2%
|
0.2%
|
0
|
Эстония
|
$21,136
|
$8,177
|
$4,994
|
–61.3%
|
1.0%
|
0.8%
|
1.8
|
Таджикистан
|
$2,209
|
$7,684
|
$7,680
|
247.8%
|
0.9%
|
0.1%
|
0
|
США
|
$8,590
|
$6,973
|
–$26,765
|
-18.8%
|
0.8%
|
5.1%
|
0
|
Китай
|
$8,398
|
$5,703
|
–$100,134
|
-32.1%
|
0.7%
|
3.0%
|
3.9
|
Источник: ITC Trade Map
График 5. Основные импортёры российских ж/д локомотивов и оборудования 2013 г.
Источник: ITC Trade Map
График 6. Динамика импорта российских ж/д локомотивов и оборудования за 2012-2013 гг. (тыс. долл. США)

Источник: ITC Trade Map