Обзор экспорта российских судов, лодок и плавучих конструкций (категория 89 ТН ВЭД) из России за первое полугодие 2014 года.
1. Обзор экспорта за первое полугодие 2014 года
В первом полугодии 2014 года объём экспорта российских судов, лодок и плавучих конструкций составил $282 млн долларов США. Отрицательное сальдо торгового баланса составило $655 млн долларов США.
Большая часть экспорта данной категории продукции пришлась на экскурсионные и круизные суда, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов; буксиры и суда-толкачи; яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ (см. таблицу 1, график 1).
Крупнейшими импортёрами российских судов, лодок и плавучих конструкций стали Турция, Украина, Кипр, Иран и Египет. Их совокупная доля импорт российской продукции 89 ТН ВЭД составляет более 75% (см. таблицу 2, график 2).
2. Обзор экспорта за период 2009-2013 годов
В 2013 году экспорт российских судов, лодок и плавучих конструкций (категория 89 ТН ВЭД) сократился на 26% по сравнению с 2012г. до объёма в $1,6 млрд долларов США (см. таблицу 3). Сальдо торгового баланса отрицательное и составляло в 2013 году $498 млн долларов США. Таким образом, Россия пока остаётся в большей степени импортёром данного вида продукции.
Рост экспорта российских судов, лодок и плавучих конструкций имеет нестабильную динамику: двойной рост может сменяться падением на несколько десятков процентных пунктов. В целом, подобная динамика объясняется спецификой отрасли. Несмотря на нестабильность, объёмы экспорта за 5 лет увеличились на 160% (см. график 3).
Таблица 3. Экспорт российских судов, лодок и плавучих конструкций за последние 5 лет (тыс. долл. США)
Импортёры
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Все
|
$625 423
|
$2 285 905
|
$1 609 491
|
$2 219 183
|
$1 641 515
|
Источник: ITC Trade Map
Основная доля экспорта в 2013 году пришлась на круизные и экскурсионные суда, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов; плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны, доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы; военные корабли и спасательные суда; буксиры и суда-толкачи.
В сравнении с 2012 годом, значительно возросли поставки разного рода пассажирских судов; плавучих маяков, пожарных судов, земснарядов, плавучих кранов и доков; прогулочных яхт и спортивных судов (см. таблицу 4, график 4).
Крупнейшими импортёрами, потребляющими почти 77% всей российской продукции 89 ТН ВЭД в 2013 году стали Туркменистан, Украина, Япония, Португалия и Эстония. На долю 10 главных импортёров приходится 90% всего экспорта российских судов, лодок и плавучих конструкций (см. таблицу 5, график 5).
По итогам 2013 года, наибольший рост импорта российских судов, лодок и плавучих конструкций был зафиксирован в Португалии (32223.0%), Эстонии (22942.1%), Туркменистане (1986.3%) и Украине (1344.4%). Столь высокие показатели объясняются изначально незначительными объёмами поставок в эти страны. В то же время, наибольший спад экспорта был отмечен во Вьетнаме -54.5%), Турции (-17.7%); Японии (-10.5%) (см. график 6).
В заключение можно сказать, что экспорт российских судов, лодок и плавучих конструкций характеризуется динамичным, но нестабильным ростом.
Информационный обзор подготовлен 24.07.2014 с привлечением специалистов аналитической службы Консалтинговой компании «Деларей» (www.delarey.ru).
Приложения
Таблица 1. Основные виды экспортируемых российских судов, лодок и плавучих конструкций в первом полугодии 2014 года
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Объём экспорта за первый квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за второй квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за первое полугодие 2014 (тыс долл. США)
|
8901
|
Суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов
|
$128 210
|
$96 629
|
$224 839
|
8904
|
Буксиры и суда-толкачи
|
$1 430
|
$23 000
|
$24 430
|
8903
|
Яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ
|
$1 024
|
$21 747
|
$22 771
|
8902
|
Суда рыболовные; плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов
|
$2 648
|
$3 308
|
$5 956
|
8907
|
Плавучие конструкции прочие ( например, плоты, плавучие баки, кессоны, дебаркадеры, буи и бакены)
|
$1 327
|
$618
|
$1 945
|
8905
|
Плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны, доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы
|
$1 414
|
$216
|
$1 630
|
8906
|
Суда прочие, включая военные корабли и спасательные суда, кроме гребных лодок
|
$364
|
$0
|
$364
|
8908
|
Суда и прочие плавучие конструкции, предназначенные на слом
|
$0
|
$120
|
$120
|
Источник: ITC Trade Map
График 1. Пять основных товарных позиций категории 89 ТН ВЭД в первом полугодии 2014
Источник: ITC Trade Map
Таблица 2. Основные импортёры российских судов, лодок и плавучих конструкций в первом полугодии 2014 года
Импортёры
|
Объём экспорта за первый квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за второй квартал 2014 (тыс долл. США)
|
Объём экспорта за первое полугодие 2014 (тыс. долл. США)
|
Доля в структуре российского экспорта судов, лодок и плавучих конструкций (%)
|
Мир
|
$136,416
|
$145,638
|
$282,054
|
100.0%
|
Турция
|
$40,643
|
$63,236
|
$103,879
|
36.8%
|
Украина
|
$40,690
|
$22,168
|
$62,858
|
22.3%
|
Кипр
|
$1,650
|
$23,000
|
$24,650
|
8.7%
|
Иран
|
$8,355
|
$3,414
|
$11,769
|
4.2%
|
Египет
|
$0
|
$10,847
|
$10,847
|
3.8%
|
Германия
|
$3,720
|
$3,492
|
$7,212
|
2.6%
|
Бангладеш
|
$2,384
|
$4,210
|
$6,594
|
2.3%
|
Румыния
|
$0
|
$3,888
|
$3,888
|
1.4%
|
Китай
|
$532
|
$2,967
|
$3,499
|
1.2%
|
Южная корея
|
$1,141
|
$1,242
|
$2,383
|
0.8%
|
Маршалловы острова
|
$1,180
|
$700
|
$1,880
|
0.7%
|
Панама
|
$0
|
$1,200
|
$1,200
|
0.4%
|
Индия
|
$364
|
$759
|
$1,123
|
0.4%
|
Белиз
|
$0
|
$980
|
$980
|
0.3%
|
Греция
|
$0
|
$895
|
$895
|
0.3%
|
Источник: ITC Trade Map
График 2. Обзор экспорта российских судов, лодок и плавучих конструкций за первое полугодие 2014
Источник: ITC Trade Map
График 3. Экспорт российских судов, лодок и плавучих конструкций (89 ТН ВЭД) за 5 лет (тыс. долл. США)
Источник: ITC Trade Map
Таблица 4. Основные виды экспортируемых российских судов, лодок и плавучих конструкций в 2012-2013 годах
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Года
|
Изменения за год
|
Доля на мировом рынке (%)
|
|
|
2012 (тыс долл. США)
|
2013 (тыс долл. США)
|
|
|
8901
|
Суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов
|
$420,085
|
$942,741
|
124%
|
1.1
|
8905
|
Плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны, доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы
|
$23,656
|
$471,655
|
1894%
|
1.3
|
8906
|
Суда прочие, включая военные корабли и спасательные суда, кроме гребных лодок
|
$511,056
|
$114,460
|
–78%
|
2.5
|
8904
|
Буксиры и суда-толкачи
|
$270,756
|
$46,745
|
–83%
|
0.9
|
8903
|
Яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ
|
$15,394
|
$35,861
|
133%
|
0.3
|
8902
|
Суда рыболовные; плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов
|
$23,869
|
$14,537
|
–39%
|
1.1
|
8907
|
Плавучие конструкции прочие ( например, плоты, плавучие баки, кессоны, дебаркадеры, буи и бакены)
|
$4,863
|
$14,246
|
193%
|
0.9
|
8908
|
Суда и прочие плавучие конструкции, предназначенные на слом
|
$360
|
$1,270
|
253%
|
0.6
|
Источник: ITC Trade Map
График 4. Пять основных товарных позиций категории 89 ТН ВЭД
Источник: ITC Trade Map
Таблица 5. Основные импортёры российских судов, лодок и плавучих конструкций за период 2012-2013 годов
Импортёры
|
Объём экспорта в 2012 (тыс.долл. США)
|
Объём экспорта в 2013 (тыс.долл. США)
|
Торговый баланс 2013 г (тыс.долл США)
|
Рост за 2012-2013 (%)
|
Доля в структуре российского экспорта судов, лодок и плавучих конструкций (%)
|
Доля импорта страны в мире (%)
|
Минимальные импортные тарифы для РФ (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир
|
$2,219,183
|
$1,641,515
|
–$498,397
|
–26.0%
|
100.00%
|
100.0%
|
|
Туркменистан
|
$19,348
|
$403,662
|
$403,662
|
1986.3%
|
24.60%
|
0.4%
|
|
Украина
|
$20,941
|
$302,468
|
$108,145
|
1344.4%
|
18.40%
|
0.0%
|
0
|
Япония
|
$267,913
|
$239,839
|
$205,491
|
–10.5%
|
14.60%
|
0.4%
|
0
|
Португалия
|
$552
|
$178,423
|
$176,186
|
32223.0%
|
10.90%
|
0.0%
|
0.8
|
Эстония
|
$527
|
$121,432
|
$119,277
|
22942.1%
|
7.40%
|
0.2%
|
0.8
|
Китай
|
$28,332
|
$48,671
|
–$201,160
|
71.8%
|
3.00%
|
1.7%
|
7.9
|
Вьетнам
|
$90,927
|
$41,375
|
$41,375
|
–54.5%
|
2.50%
|
0.4%
|
5.9
|
Турция
|
$45,442
|
$37,408
|
–$145,943
|
–17.7%
|
2.30%
|
0.8%
|
0
|
Болгария
|
$26,205
|
$30,734
|
$22,800
|
17.3%
|
1.90%
|
0.0%
|
0.8
|
Италия
|
$1,210
|
$25,806
|
$14,848
|
2032.7%
|
1.60%
|
1.2%
|
0.8
|
Нидерланды
|
$4,824
|
$23,893
|
–$53,079
|
395.3%
|
1.50%
|
0.4%
|
0.8
|
Азербайджан
|
$4,978
|
$22,306
|
–$28,426
|
348.1%
|
1.40%
|
0.0%
|
0
|
Сингапур
|
$10,261
|
$20,000
|
$5,035
|
94.9%
|
1.20%
|
1.2%
|
0
|
Литва
|
$6,172
|
$18,744
|
$9,164
|
203.7%
|
1.10%
|
0.0%
|
0.8
|
Индонезия
|
$23
|
$18,489
|
$7,779
|
80287.0%
|
1.10%
|
1.0%
|
4.6
|
Источник: ITC Trade Map
График 5. Основные импортёры российских судов, лодок и плавучих конструкций. 2013 год
Источник: ITC Trade Map
График 6. Динамика импорта российских судов, лодок и плавучих конструкций за 2012-2013 гг. (тыс. долл. США)

Источник: ITC Trade Map