Обзор экспорта российских средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (категория 87 ТН ВЭД) из России за 2013 год
В 2013 году экспорт российских средств наземного транспорта (категория 87 ТН ВЭД) уменьшился на -23.0% по сравнению с 2012 г., сократившись до объёма в $ 3,5 млрд (см. таблицу 1). Сальдо торгового баланса отрицательное и составляет $ 36,5 млрд. Таким образом, в торговом балансе России существует серьёзный дисбаланс в пользу импорта данного вида продукции.
С 2009 по 2012 года наблюдался стабильный рост объёмов экспорта аппаратов. Однако, в 2013 году объёмы экспорта сократились более, чем на $ 1 млрд (см. график 1).
Таблица 1. Экспорт российских российских средств наземного транспорта за последние 5 лет (тыс. долл. США)
Импортёры
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Все
|
$2 379 938
|
$2 201 013
|
$3 001 074
|
$4 646 993
|
$3 578 804
|
Источник: ITC Trade Map
Основная доля экспорта приходится на автомобили легковые (включая грузопассажирские автомобили-фургоны); моторные транспортные средства для перевозки грузов; части и принадлежности моторных транспортных средств; моторные транспортные средства специального назначения. По экспорту моторных транспортных средств специального назначения Россия занимает 6 место в мире (3,4% мирового экспорта).
В сравнении с 2012 годом, значительно возросли поставки кузовов (62.9%); легковых автомобилей (49.2%); моторных транспортных средств специального назначения (22.4%). В то же время наблюдалось сокращение объёмов экспорта тракторов (–2.2%) (см. таблицу 2).
Российский экспорт средств наземного транспорта большей частью направлен в страны бывшего СССР и в страны Ближнего Востока. Крупнейшим импортёром российских средств наземного транспорта является Казахстан (42.6% от экспорта). Также крупными импортёрами являются Беларусь (12.6%), Украина (11.7%) и Венесуэла (8.2%). На долю 10 главных импортёров приходится 88% всего экспорта российских средств наземного транспорта (см. таблицу 3, график 2).
В 2013 году наибольший рост импорта российских средств наземного транспорта был зафиксирован в Кувейте (239.8%), Египте (146.0%; ), Киргизстане (81.3%) и Казахстане (41.3%). В то же время, произошёл спад объёмов импорта среди таких крупных покупателей российских транспортных средств, как Алжир (–95.7%), Венесуэла (–62.9%), Туркменистан (–36.2%) и Сирия (–32.6%) (см. график 3).
В заключение можно сказать, что экспорт российских средств наземного транспорта значительно отстаёт от объёмов импорта и в основном востребован в странах СНГ, Ближнего Востока и Латинской Америки. При этом поставки в Европу и Северную Америку почти не осуществляются, что говорит о недостаточной конкурентоспособности российских средств наземного транспорта перед аналогичной продукцией местных производителей.
Информационный обзор подготовлен 12.09.2014 с привлечением специалистов аналитической службы Консалтинговой компании «Деларей» (www.delarey.ru).
Приложения
График 1. Экспорт российских средств средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (категория 87 ТН ВЭД) за 5 лет (тыс. долл. США)
Источник: ITC Trade Map
Таблица 2. Основные виды экспортируемых российских средств наземного транспорта (тыс.долл. США)
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Года
|
Изменения за год
|
Доля на мировом рынке (%)
|
|
|
2012
|
2013
|
|
|
8703
|
Автомобили легковые (включая грузопассажирские автомобили-фургоны)
|
$995,160
|
$1,484,848
|
49.2%
|
0.2
|
8704
|
Моторные транспортные средства для перевозки грузов
|
$513,929
|
$607,539
|
18.2%
|
0.5
|
8708
|
Части и принадлежности моторных транспортных средств
|
$520,609
|
$561,761
|
7.9%
|
0.2
|
8705
|
Моторные транспортные средства специального назначения
|
$388,205
|
$475,328
|
22.4%
|
3.4
|
8716
|
Прицепы и полуприцепы
|
$124,911
|
$146,642
|
17.4%
|
0.6
|
8701
|
Тракторы
|
$129,714
|
$126,843
|
–2.2%
|
0.2
|
8702
|
Моторные транспортные средства , предназначенные для перевозки 10 человек или более
|
$88,566
|
$88,108
|
–0.5%
|
0.6
|
8707
|
Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств
|
$28,045
|
$45,688
|
62.9%
|
0.5
|
Источник: ITC Trade Map
Таблица 3. Основные импортёры российских средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава
Импортёры
|
Объём экспорта в 2012 (тыс.долл. США)
|
Объём экспорта в 2013 (тыс.долл. США)
|
Торговый баланс 2013 г (тыс.долл США)
|
Рост за 2012-2013 (%)
|
Доля в структуре российского экспорта средств наземного транспорта (%)
|
Доля импорта страны в мире (%)
|
Минимальные импортные тарифы для РФ (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир
|
$4,646,993
|
$3,578,804
|
–$36,493,563
|
–23.0%
|
100
|
100
|
|
Казахстан
|
$1,030,536
|
$1,525,415
|
$1,487,947
|
48.0%
|
42.6%
|
0.3
|
0
|
Беларусь
|
$360,087
|
$451,279
|
–$704,635
|
25.3%
|
12.6%
|
0.2
|
0
|
Украина
|
$547,480
|
$418,982
|
$223,141
|
–23.5%
|
11.7%
|
0.4
|
0
|
Венесуэла
|
$788,676
|
$292,547
|
$292,511
|
–62.9%
|
8.2%
|
0.1
|
26.5
|
Азербайджан
|
$220,852
|
$140,243
|
$140,209
|
–36.5%
|
3.9%
|
0.1
|
0
|
Египет
|
$51,497
|
$126,659
|
$126,654
|
146.0%
|
3.5%
|
0.3
|
35.9
|
Узбекистан
|
$44,335
|
$73,132
|
–$461,697
|
65.0%
|
2.0%
|
0.1
|
0
|
Туркменистан
|
$81,733
|
$52,162
|
$49,598
|
–36.2%
|
1.5%
|
0
|
|
Сирия
|
$77,057
|
$51,950
|
$51,933
|
–32.6%
|
1.5%
|
0
|
34.9
|
Алжир
|
$951,853
|
$41,274
|
$41,274
|
–95.7%
|
1.2%
|
0.6
|
16.8
|
Куба
|
$31,777
|
$35,029
|
$35,028
|
10.2%
|
1.0%
|
0
|
12.2
|
Киргизстан
|
$18,855
|
$34,176
|
$27,051
|
81.3%
|
1.0%
|
0
|
0
|
Литва
|
$20,272
|
$26,081
|
–$74,620
|
28.7%
|
0.7%
|
0.2
|
8.2
|
Латвия
|
$24,134
|
$24,081
|
$10,705
|
–0.2%
|
0.7%
|
0.1
|
8.2
|
Кувейт
|
$6,672
|
$22,670
|
$22,670
|
239.8%
|
0.6%
|
0.4
|
5
|
Источник: ITC Trade Map
График 2. Основные импортеры российских средств средств наземного транспорта
Источник: ITC Trade Map
График 3. Динамика экспорта российских средств средств наземного транспорта за 2012-2013 гг. (тыс. долл. США)