20.04.2024

13:19

Стенограмма выступления Максима Решетникова на пленарной сессии Кавказской инвестиционной выставки 3 мая 2023 г.

– Уже начали говорить про экономический потенциал региона. Какие инструменты для привлечения инвестиций уже используются в округе сегодня и какие отрасли в первую очередь нуждаются в привлечении новых средств?

Решетников М.Г.: Сейчас в округе одновременно используются и общефедеральные, и специфические инструменты – дополнительные, которые мы создаем для Северного Кавказа на базе программы развития региона и на базе отдельных институтов развития, которые здесь существуют. Если говорить об общесистемных механизмах, то практически в каждой отрасли во всех запущенных программах Кавказ активно участвует.

Можно говорить и о промышленных программах, и о фонде поддержки промышленности, которые становятся все активнее. Есть большой потенциал, который надо еще раскрывать. Также много проектов в АПК: программа по поддержке создания овощехранилищ и другие проекты. Кавказские регионы тоже активно участвуют в этом. То же самое можно сказать о программе поддержки туротрасли: наше 141-е постановление, которое предполагает субсидирование строительства гостиниц. У нас есть пять проектов.

Что касается системных инструментов, это не значит, что они все идеально работают. Сегодня на правительственной комиссии мы обсуждали, что некоторые инструменты надо донастраивать. В частности, мы договорились донастроить механизм по овцеводству, есть вопрос по программам среднего профобразования. Все то, что очень нужно для экономики. Но одновременно с этим есть и такие специфичные инструменты, которые ведутся корпорацией «Кавказ.РФ». Она является очень мощным инструментом не только по развитию курортов, но и по поддержке отдельных проектов. Вы знаете, у нас есть инвестиционная политика, которая предполагает, что корпорация может заходить и долевым, и долговым финансированием – то есть участвовать и в капитале, и в виде младшего долга.

И надо сказать, что практически все крупные проекты, которые сейчас существуют, так или иначе тоже поддерживаются корпорацией, будь то «Чеченцемент», будь то Тырныаузское месторождение вольфрамомолибденовых руд, будь то Сунжа и так далее. Но самые большие эффекты мы получаем, когда действительно воедино собираем общефедеральные инструменты поддержки и дополняем их специальными инструментами именно по Кавказу. Потому что тот же вольфрамомолибденовый проект в Тырныаузе с большим объемом инвестиций (больше 50 миллиардов) – только с корпорацией «Кавказ.РФ» его не получается собрать, поэтому там одновременно участвует ВЭБ.РФ с Фабрикой проектного финансирования. Это мощнейший институт поддержки крупных индустриальных проектов. Одновременно с этим заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, где тоже есть и риски хеджирования, и, соответственно, свое субсидирование процентных ставок.

И за счет этого сбалансировали экономику, потому что ни один отдельный инструмент не вытянет этот проект, а в комплексе получается. То же самое касается «Чеченцемент», где, с одной стороны, «Кавказ.РФ», а с другой стороны, республика грамотно распорядилась инфраструктурным бюджетным кредитом, направив его именно на индустриальную поддержку.

И это все в совокупности позволяет нам вытягивать проекты, причем проекты не только крупные. Например, корпорация «МСП» активно работает, получив дополнительные деньги по линии именно кавказской программы плюсом к нацпроекту. Коллеги сейчас очень активно наращивают кредитование вместе с банками. У нас в полтора раза выше уровень проникновения кредитов при помощи господдержки, чем в среднем по стране, и это дает дополнительные темпы кредитования. И коллеги проанализировали кредиты, выданные на туризм в секторе «МСП»: 98% – это кредиты, выданные при помощи госпрограммы. То есть бизнес максимально откликается, видит эти возможности и активно их использует. Поэтому инструментов очень много, и, наверное, очень много зависит от региональных команд, от того, как они это соберут, как они смогут это использовать.

Отмечу еще раз, что региональные команды за последние три года принципиально изменили качество работы и теперь могут собирать крайне сложные проекты при помощи этих инструментов. Поэтому у нас тот же портфель проектов корпорации «Кавказ.РФ» за последний год вырос в десять раз – то есть это не только уже бюджетные инвестиции, это более сложные вопросы. Александр Валентинович [Новак] сказал, что у нас три наложения: природный потенциал и возможности, люди, компетенция, природа. Второй момент – это наведение порядка, изменение инвестклимата, чтобы принципиально интерес вырос к региону. И третий момент – это текущая ситуация, она тоже играет на Кавказ, потому что теперь это основной логистический перекресток: это и Азово-Черноморский регион, это и «Север – Юг», именно здесь все пути пересекаются. Это национальный капитал. Здесь коллеги присутствуют, и если раньше наш национальный капитал во многом инвестировал куда-то в Европу, в зарубежные страны, то сейчас все понимают, что инвестировать надо домой, сюда. А где возможности? А вот, собственно говоря. Кавказ с гигантским рынком, со своими гигантскими возможностями. Поэтому спрос есть, и мне кажется, сейчас для Кавказа реальное время возможностей, и, судя по интересу, который есть, я думаю, мы все вместе сделаем так, чтобы это время не упустить.

‒ Если говорить про транспорт, но с точки зрения уже межрегиональной и межстрановой доступности, Александр Валентинович на выступлении упомянул, что четыре страны моря и четыре страны сухопутные имеют границы. Что сегодня делается для того, чтобы крупномасштабные проекты, в том числе «Север-Юг», были реализованы, и что сегодня в центре внимания с точки зрения межрегионального воздействия, межстранового воздействия и реализации этих проектов?

Решетников М.Г.: Это отдельный большой вопрос. Коридор «Север-Юг» больше, чем Северный Кавказ. Если говорить о крупных проектах, то это прежде всего вопрос достройки западного пути по железнодорожной инфраструктуре – имеется ввиду Решт-Астара, участок на территории Ирана, и там ведется предметная проработка. Но даже без этого участка западный поток работает. Я имею ввиду путь через Дагестан в Азербайджан. И там происходят большие изменения – в первую очередь модернизируются погранпереходы. Азербайджанская сторона свою работу практически закончила. Мы со своей стороны активно развернулись, реализуем проект. Сроки понятны, бюджеты выделены.

Одновременно с этим развивается Транскаспийский маршрут. Строятся порты в Астраханской области. В Махачкале инвестор будет развивать порт. Одновременно с этим загружается восточная часть, и загрузка эта растет – там по железной дороге уже раскатываются маршруты, имеется в виду участок, который проходит через Казахстан и Туркменистан в Иран. И наши туркменские коллеги сделали большую работу. За последние годы очень много вложили. Это абсолютно такой же живой маршрут.

Сейчас мы рассматриваем вопросы интеграции вместе с нашими иранскими партнерами. На стороне Ирана – это Бендер-Аббас и Бендер-Хомейни (два порта, на которые можно выйти). В фокусе вопрос о развитии терминалов причальных стенок коммуникации с нашими арабскими партнерами, потому что это создает абсолютно новые возможности, о которых два ‒ три года назад мы еще и не задумывались.

А сейчас обсуждаются и зерновые хабы, и другие проекты. Для Северного Кавказа важно, чтобы все потоки грузов шли не мимо, не через, а создавали новые экономические возможности. Это значит, что должны быть мощные торгово-распределительные центры, которые, с одной стороны, собирают Кавказские грузопотоки, а их все больше и больше, учитывая развитие сельского хозяйства, рост производства стройматериалов.

Сейчас у импортеров из других стран запросы очень большие, то есть всем нужен стандартизированный гарантированный продукт, правильным образом упакованный, сохраненный. Поэтому программа по тем же овощехранилищам крайне важна. А с другой стороны, очень важно, чтобы здесь были центры, которые как раз переупаковывают продукцию из Ирана и Азербайджана, собирают, пересобирают ее и уже отправляют по регионам Российской Федерации. К тому же там, где идет логистика, там же рядом развивается и производство, поэтому очень важно, чтобы Северный Кавказ по максимуму получил выгоду с этих новых возможностей. В Северной Осетии мы обсуждаем тему, связанную с большим логистическим центром, ориентированным на погранпереход в Верхний Ларс – это важный путь. По территориям Дагестана – та же самая задача, учитывая и порт, и дорогу, и погранпереходы, и новую автодорогу, которая, по сути, создается с обходами Махачкалы и Дербента. То есть все возможности есть. Но очень важно, чтобы мы работали в партнерстве с нашими прикаспийскими друзьями. Здесь у нас присутствуют друзья и коллеги из Азербайджана, Казахстана, Ирана, Таджикистана, Киргизии, уважаемый посол Катара. Это говорит о том, что все эти проекты – реально предметные вещи, которые всех интересуют, под которыми есть экономика, и надо за них браться. И то, что вчера еще казалось какой-то фантазией, смелым начинанием, завтра может быть вполне практическим проектом, который при всех тех инструментах, о которых я сказал, получит развитие.

Источник: Export.Link | International Trade & Investment Digital Platform

Региональные новости


03.03.2024 Российские регионы получили новый подвижной состав городского пассажирского транспорта

Сегодня в рамках Форума национальных достижений: Транспорт, прох...

28.01.2024 Новый узкоколейный трамвай Ростеха будет перевозить жителей и гостей Пятигорска

«Уралтрансмаш» Госкорпорации Ростех заключил контракт на поставк...

28.01.2024 Новый аэровокзальный комплекс в Минводах возвели на 22%

Расширение аэропорта за счёт открытия нового аэровокзального ком...

12.11.2023 Минпром констатирует рост в 2023 году поставок белорусской техники в Ставропольский край

Поставки техники предприятиями системы Министерства промышленнос...

12.11.2023 Рогожник: Беларусь намерена более интенсивно развивать сотрудничество со Ставропольским краем

Беларусь нацелена на более интенсивное развитие сотрудничества с...

06.10.2023 Александр Новак провёл рабочую встречу с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым

Заместитель Председателя Правительства, куратор Северо-Кавказско...

Интервью с Экспортером


30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

12.10.2023 «Экспорт находится не в кармане, а в голове…»

Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседу...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры