- Не так давно на всероссийском совещании вузов «По работе с иностранными студентами», которое у нас проходило, я заявила о том, что создана система работы с иностранными студентами, базируется она, конечно же, на экспорте. Обучение иностранных студентов – это ни что иное как экспорт образовательных услуг. Когда мы только объединились, у нас училось порядка 40 иностранцев на все учебные заведения, за 6 лет количество иностранных студентов увеличилось в 30 раз, то есть, сейчас у нас более 1300 иностранных студентов из 45 стран мира. Все они обучаются на разной базе.
Есть те, кто приезжает как соотечественники, например, граждане СНГ, в том числе этнические русские, которые признают себя соотечественниками и поступают на общих условиях с российскими гражданами в наши вузы. Таких у нас достаточно много, хотя это меньшая часть иностранных студентов.
Есть студенты, которые приехали к нам по квоте министерства образования и науки: ежегодно вместе с МИДом, Россотрудничеством проводится национальный конкурс, выделяются квоты на бюджетные места, 15 тысяч стипендий: сначала студентов отбирают, а потом студенты выбирают вуз, потом мы выбираем студентов, которые подходят для нашего вуза и попадают к нам по направлению от министерства образования и наук, такие тоже у нас обучаются.
Ну и третья группа, она самая большая, это непосредственно экспорт. Это контрактные студенты, которые приезжают к нам получать образование. Сейчас министерство говорит о том, что надо четко разделять тех студентов, которые могут связать свою судьбу с Российской Федерацией, которые, например, будут участвовать в программах переселения, и чистый экспорт – оказание услуг и зарабатывание денег. Если в первом случае могут быть какие-то политические моменты, то во втором – только экономика. То есть, иностранцы приезжают, мы обучаем, они платят деньги, потом возвращаются к себе и делают успешную карьеру. Таких у нас более 50%.
Что касается системы, то она включает в себя этап рекрутинга, то есть, мы проводим рекламную компанию, определяем страны, количество студентов из этих стран, определяем систему, по которой они поступают, сюда же включается система приема, у нас разработана дистанционная система приема документов, абитуриенты могут подавать документы заранее. Потом, когда студенты уже поступают, то в ход идет наша система адаптации, она уже отработана, мы изучали опыт успешных европейских университетов, помог наш опыт сотрудничества с университетом во Франкфурте-на-Одере, кстати, самый интернациональный университет в Германии. Представьте, студент уезжает из родной страны, идет смена климата, языка, культуры, он разлучается с друзьями, с семьей - это очень тяжело. Вот система адаптации призвана интегрировать студента в учебную жизнь, сделать его пребывание здесь комфортным, чтобы он тут же не уехал обратно. У нас выстроена система учебной работы, то есть, поддержки иностранных студентов, обучение языку, предусматривающее целый ряд мероприятий. Ну и последнее - система внеучебной работы, в рамках которой мы стараемся задействовать иностранных студентов на различных мероприятиях (кстати, их активность обычно выше чем у российских студентов) организовываем их практику и др.