Денис Артёмов: «…Работа с каждым зарубежным партнёром — ценный опыт»
Есть предприятия, на которых изготавливают «сердечную» технику, и изобретения эти так ценятся, что уже десятилетия поставляются за границу. Об изделиях, которые помогают спасать жизни и наращивать российский экспорт, мы поговорили с исполнительным директором ООО Концерн «Аксион» Денисом Артёмовым.
Э.Р.: Денис Вадимович, насколько мне известно, «Аксион» — предприятие с историей. Расскажите, сколько лет на заводе производится медтехника?
Д.А.: Отправной точкой принято считать 1 мая 1970 года, когда на предприятии было запущено производство переносного одноканального электрокардиографа. Всемирное признание прибор получил в 1977 году — он вошел в состав оборудования международной экспедиции под руководством норвежского исследователя Тура Хейердала. Участвовавший в ней известный советский врач и путешественник Юрий Сенкевич дал аппарату самую высокую оценку. В последующие годы предприятие было занято изготовлением различной медицинской техники.
Э.Р.: То есть, уже 46 лет…
Д.А.: Да, и за эти годы здесь создали целое семейство портативных приборов функциональной диагностики, позже появились и другие самостоятельные направления производства — бытовая техника, автокомпоненты.
Э.Р.: Как часто расширяется линейка товаров?
Д.А.: Постоянно.
Э.Р.: Если говорить о наиболее приоритетном направлении, то это…
Д.А.: Мы производим приборы в пяти направлениях: кардиология, реанимация, неонатология, хирургия, физиотерапия. Основной акцент делается на «сердечной» технике — приборах для кардиологии и реанимации; здесь в российских масштабах мы являемся лидерами. Дефибрилляторы ДКИ-Н-10, ДКИ-Н-11 с функцией «автомат» и электрокардиографы «Аксион» одинаково успешно применяются в стационарных и полевых условиях. Сейчас мы занимаемся разработкой автоматического дефибриллятора, простая конструкция которого позволит даже человеку без медицинского образования при случае воспользоваться им, возможно, спасти кому-то жизнь. Такие приборы необходимы в местах массового скопления людей.
Э.Р.: Перейдем к экспорту. Расскажите, как давно «Аксион» поставляет продукцию за рубеж? Какие рынки были первыми?
Д.А.: Поставки начались еще в советский период, более сорока лет назад. Начинали мы с рынков Греции, Сирии, Турции, Ирана, Египта, Болгарии, Чехии и Индонезии.
Э.Р.: А какие торговые партнеры на внешнем рынке у предприятия сейчас?
Д.А.: Сегодня мы активно сотрудничаем со всеми странами СНГ, Турцией, Индонезией, Алжиром.
Э.Р.: Можете ли назвать страны, которые считаете наиболее перспективными для экспорта сегодня?
Д.А.: Нам, как производителям высококачественной и надёжной техники, интересны крупные мировые рынки — это, в первую очередь, Китай, Индия.
Э.Р.: Денис Вадимович, за столько лет внешнеторговой деятельности, компания, наверняка, сталкивалась с трудностями при работе с иностранными компаниями. Поделитесь опытом.
Д.А.: Трудностей нет, есть особенности ведения бизнеса, нюансы которого нужно учитывать. Могу выделить самые распространенные: регистрация приборов, поиск партнеров и дистрибуторов, адаптация продукции под требования страны. Нерешаемых вопросов нет, работа с каждым зарубежным партнёром — ценный опыт.
Э.Р.: Есть ли среди линейки товаров «Аксиона» уникальные приборы?
Д.А.: Мы ориентируемся на текущее удовлетворение потребностей рынка. Это, прежде всего, уже хорошо известная техника, необходимая для оснащения больниц. Однако на мировом рынке слабо представлены такие изделия как дефибрилляторы с функцией «автомат» и электрокардиографы с передачей данных по GSM-каналам. У нас такие приборы есть, и мы ведем дальнейшую работу по их совершенствованию.
Э.Р.: Когда речь идет о наукоемком производстве, напрашивается вопрос: приборы запатентованы?
Д.А.: Да, в этом есть необходимость. Мы сталкивались со случаями подделки нашей бытовой техники, поэтому вся наша продукция проходит регистрацию до внедрения в массовое производство. Это неприятно, но копируют всегда то, что имеет цену на рынке. Значит, «Аксион» производит востребованную продукцию.
Э.Р.: Да, оптимизм – важная составляющая успеха, особенно в условиях кризиса. Кстати, отразилась ли непростая политическая и экономическая ситуация в мире на продажах компании, в частности, на экспортных поставках?
Д.А.: Как говорится — у медали две стороны. Конечно, санкции Евросоюза негативно сказываются на продвижении российской продукции в Европе. Однако эта ситуация способствовала развитию отношений с другими странами, обеспечение поставок на их рынки. Кроме того, техника «Аксиона» весьма конкурентоспособна по сравнению с более дорогими аналогами.
Э.Р.: Вы сказали: «…с другими странами», а с какими именно? Речь про упомянутые Китай и Индию или есть и другие?
Д.А.: Это, например, страны африканского континента.
Э.Р.: У «Аксиона» достаточно большая дилерская сеть, поделитесь, как находите дилеров?
Д.А.: В поиске дилеров мы используем разные инструменты: принимаем участие в международных, российских и региональных выставках и конференциях; проводим анализ участников тендеров и импортеров; устанавливаем контакты в социальных сетях; используем агентские договоры и услуги консалтинговых агентств.
Концерн не всегда экспонирует свою продукцию на международных выставках, но всегда находит возможность для проведения встреч и переговоров на этих площадках. Я думаю, этот канал продаж во внешнеэкономической деятельности — один из наиболее эффективных. Крупные выставки — это не только продвижение своей продукции, но и поиск идей для развития, обмен уникальным опытом.
Э.Р.: Среди списка дилеров предприятия есть и украинский партнер. Сохранилось ли сотрудничество при непростых отношениях России и Украины?
Д.А.: Наше сотрудничество не только сохранилось, но и выросло. Объем экспорта на Украину увеличивается, несмотря на сложную политическую обстановку.
Э.Р.: И никаких проблем с логистикой не возникает?
Д.А.: Мы не почувствовали каких-либо препятствий. Здоровье человека выше политических разногласий.
Э.Р.: Участвует ли Концерн в тендерах, российских, зарубежных? Целесообразно ли это для компании?
Д.А.: Большая часть медицинской техники в России реализуется через госзакупки. В зарубежных странах мы работаем через дилерскую сеть, где, в свою очередь, наши партнеры также участвуют в торгах. Поэтому, без сомнения, участие в тендерах и целесообразно, и обязательно.
Э.Р.: Денис Вадимович, какой лично Вы видите компанию через пять лет?
Д.А.: Продукция «Аксиона» широко известна на российском рынке. Мы продолжаем активно развивать дилерскую сеть за рубежом, улучшаем потребительские качества нашей техники, развиваем продуктовую линейку для того, чтобы через 5 лет товары под маркой «Аксион» заняли достойное место на глобальном рынке. Наша цель — стать крупнейшим экспортером медицинской и бытовой техники в России, максимально охватить рынки Европы, Азии и Африки.
Э.Р.: Благодарю за интересную беседу, спасибо, что развиваете такое ценное для всех нас направление.
Беседу вела Анастасия Мякота,
корреспондент портала «Экспортеры России»