Прибалтика тостует за развитие бизнеса.
Если истина действительно в вине, то только в том, которое получает медали на выставках.
Немногим более месяца назад нашей компании довелось принять участие в знаменитой на всю Прибалтику ежегодной винной выставке Vyno Dienos (г. Вильнюс, Литва). Причем, мы были единственными ее участниками, представлявшими там Россию. Как утверждают ее организаторы, «Винные дни», (а именно так переводится Vyno Dienos), – одно из самых масштабных винных мероприятий в Прибалтийском регионе, ориентированное как на профессиональную публику, так и на рядовых потребителей. И, пообщавшись в ходе этой выставки с ее посетителями, я склонен согласиться с этим утверждением. Действительно, с учетом того, что в Литве живет всего около трех миллионов человек, а население Латвии и Эстонии составляет, соответственно, два и один миллион человек, и при этом на «Винные дни» съехались тысячи посетителей со всех концов Прибалтики – от Таллинна до Паланги, от Риги до Вильнюса, – есть все основания считать эту выставку крупнейшей в регионе.
Замечу, что наша компания регулярно участвует в международных выставках. При этом мы стараемся быть представленными на самых крупных (и более значимых для макрорегиона) мероприятиях. Присутствие же на региональных выставках, собирающих участников и посетителей из своего локального микрорегиона/страны, мы, как правило, считаем для себя неоправданным. Потому как убедились, что, при сравнительно низкой стоимости аренды места, затраты на участие в них, за счет пересылки образцов и сопутствующих расходов, всё же зачастую получаются сопоставимыми с затратами на участие в гораздо более крупных и значимых мероприятиях.
Однако при этом и в участии в умело организованной региональной выставке есть свои существенные преимущества: там, к примеру, легче не затеряться среди раскрученных брендов, которые непременно в обилии представлены на более крупных винных выставках. Кстати, стоимость участия в Vyno Dienos была совсем невысокой (около 2000 евро за 9 кв.м. стенда со всеми декорациями). А учитывая близость Литвы к России, пересылка образцов для этой и для любой другой выставки обойдется гораздо дешевле, чем их доставка, к примеру, в Китай или США. К тому же есть множество путей экономии на пересылке образцов, о которых известно любому, кто живет в Центральном федеральном округе и хоть раз задавался вопросом пересылки каких-то образцов в Прибалтику. В то же время, с моей точки зрения, надо иметь в виду одно "но". Участие в таких локальных мероприятиях целесообразнее принимать только после того, как продукция вашей компании уже найдет своих потребителей в данном регионе (что касается нас, то продукция нашей фирмы в Литве уже продается). При этом, должен признаться, я всё же опасался неблагоприятного фактора «сверхлокальности» мероприятия (даже не в масштабах страны, а в масштабах города). К счастью, эти опасения оказались напрасными.
Но вот наши опасения другого рода – по поводу возможного в свете известных событий на Украине враждебного настроя ко всему, что будет представлено на выставке из России, отчасти оказались верными. Точнее в той части, где официальные организаторы с видимой неохотой фотографировали наш стенд для официального фотоотчета. А некоторые посетители, услышав, что мы из России, демонстративно разворачивались прочь от нашего стенда. Но в целом я бы все же не стал утверждать, что отношение к нам, русским виноделам, было негативным. Скорее, публика демонстрировала нейтралитет с оттенками удивления и любопытства. Впрочем, это и не удивительно. В своей «питейной» истории Россия тщательно поддерживает имидж не винной, а водочной страны – на водку приходится львиная доля экспорта в категории пищевых продуктов.
Кстати, несколько забегая вперед, возьму на себя смелость утверждать, что российские производители продуктов питания вообще не часто бывают представлены на стОящих международных выставках. Здесь сказывается и неопытность российских игроков на международном рынке, и их предубеждение по поводу непреодолимой сложности ведения экспорта, а также, увы, их банальная неосведомленность о наличии самой возможности участия в престижных выставках.
Вернемся, однако, на площадку «Винных дней». Участие в них нашей компании все-таки вызвало локальный ажиотаж. Как нам позже рассказал один из посетителей выставки, по местному радио в анонсе мероприятия говорили о том, что, мол, «несмотря на рост напряженности в отношениях с Россией, следует отметить, что там есть компании, которые готовы налаживать сотрудничество с Европой».За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был именно таким.
По поводу столь «редкого события», как участие в местной пищевой выставке российской компании, наш стенд посетил старший советник Посольства России в Литве – поприветствовать земляков, обменяться впечатлениями. Даже такой визит вежливости всегда приятен экспортерам. К слову сказать, так же было и на выставках в Великобритании, и в Германии, и в США, где мы также представляли свою продукцию. Но, к сожалению, на этом участие наших госструктур в продвижении товаров отечественных экспортеров из нашей отрасли нередко и заканчивается. Для сравнения: в тех же США одних только некоммерческих структур, активно помогающих местным производителям-виноделам выйти на международный рынок, насчитывается более 30.
Теперь расскажу в двух словах о формате выставки. Программа ее первого дня была разделена на две части. В первой половине дня выставку посещали исключительно профессиональные участники алкогольного рынка. Калибр участников совершенно разный – владельцы местных магазинов, ресторанов, сомелье и представители винных ассоциаций, импортеры из Латвии и Эстонии. В этот же день были оглашены итоги конкурса Lithuanian Wine Competition (по определению, лучший дегустационный конкурс Литвы), вручались награды лауреатам, а также проводились мастер-классы производителей. И здесь я позволю себе похвастаться: одно из наших игристых вин, изготовленное из автохтонных (аборигенных) сортов винограда, получило на этом конкурсе бронзовую медаль.
Что касается посетителей, то они, как водится, были разные. Были и истинные знатоки и ценители вин, и новички, постигающие тонкости виноделия, которым действительно было интересно послушать о сортах винограда или способах производства вина. И, конечно, дело не обошлось и без «дегустаторов-любителей» чьи запросы сводись к тривиальному «налейте брюта, но только белого». К слову, мною было замечено, что большинство этнических литовцев предпочитали именно сухие вина, тогда как русскоговорящие жители Литвы – сладкие/полусладкие. Конечно, это очень субъективная точка зрения, но в целом картина была такая.
Резюмируя, могу сказать, что «Винные дни» мне очень понравились. Отличное, замечательно организованное мероприятие, где можно было и с коллегами по бизнесу обсудить насущное, и с конечными покупателями пообщаться. И вновь хочу подчеркнуть, что участие в подобной локальной выставке наибольшую пользу принесет только в том случае, если ваша продукция уже представлена на территории этого рынка. В конце концов, подавляющее большинство посетителей, интересуясь, где сейчас можно приобрести нашу продукцию в Литве, и получая ответ, возможно, и забыли бы о нас уже на следующий день, если бы они не нашли наши вина на полках местных магазинов.
Аскар Надыршин
Руководитель экспортного направления
ОАО "ЦИМЛЯНСКИЕ ВИНА"
www.vinoigristoe.ru
Ссылка на фотоотчёт