Экспорт Удмуртии: в ногу со временем
По данным Министерства экономического развития РФ, всего 0,28% российских малых и средних предприятий занимаются экспортной деятельностью, при этом за рубежом эта цифра достигает 40%.
Очевидно, что без государственной поддержки малых и средних предприятий изменить такую ситуацию в позитивную сторону будет очень сложно. Одним из государственных механизмов поддержки стали Центры поддержки экспорта, созданные почти во всех регионах России.
В Удмуртской Республике Центр поддержки экспорта работает с 2012 года. Основной задачей Центра является помощь на безвозмездной основе как компаниям-экспортерам, так и экспортно ориентированным предприятиям Удмуртии в выходе на международный рынок и ведении внешнеэкономической деятельности. За 4 года работы более 200 компаний воспользовались услугами Центра.

К основным услугам Центра поддержки экспорта относятся консультационные услуги по внешнеэкономической деятельности, проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков, обучающие мероприятия, организация международных бизнес-миссий, софинансирование участия в международных зарубежных выставках.
Главной проблемой российских экспортеров из числа МСП эксперты называют катастрофическую нехватку опыта и знаний для ведения внешнеэкономической деятельности. Этот факт подтверждают и сами компании. Для повышения уровня грамотности малых и средних предприятий-экспортеров Центр поддержки экспорта оказывает консультационные услуги и проводит обучающие мероприятия. В рамках этого направления экспортеры получают консультации экспертов в различных отраслях: валютное, таможенное и налоговое законодательство, юридические вопросы, поиск партнера и проверка деловой репутации зарубежного контрагента через Торговые представительства РФ, перевод на иностранные языки рекламно-информационных материалов, международный маркетинг. Центр регулярно проводит семинары и круглые столы, посвященные актуальным вопросам внешнеэкономической деятельности, спикерами на которых выступают приглашенные эксперты из различных городов России и зарубежных стран. По итогам четырех лет работы экспертами Центра было оказано более 2000 консультаций, было проведено около 50 семинаров и круглых столов.
Не имея достаточного опыта работы с зарубежными рынками, начинающие экспортеры не представляют с чего и как начать поиск зарубежных контрагентов. Как показывает практика, самым эффективным видом поддержки в этом случае являются бизнес-миссии за рубеж. Такие деловые поездки Центр поддержки экспорта проводит несколько раз в год. Участие в бизнес-миссии подразумевает ряд мероприятий, направленных на развитие международных экономических отношений между предприятиями, на расширение рынков сбыта. Как правило, программа бизнес-миссии включает в себя контактно-кооперационную биржу, деловые встречи с представителями власти и потенциальными партнерами. За четыре года Центром было организовано 10 бизнес-миссий в Чехию, Австрию, Казахстан, Армению, Грузию, Азербайджан, Белоруссию, Узбекистан, Иран.
В рамках бизнес-миссии Центр поддержки экспорта проводит маркетинговый анализ рынка, адресно прорабатывает потенциальных контрагентов для каждой компании-участника деловой поездки, а также берет на себя организационные расходы, в том числе профессиональный перевод, внутренний трансфер.
Центр поддержки экспорта стимулирует компании малого и среднего бизнеса Удмуртии участвовать в международных выставках за рубежом. Центр оказывает помощь в организации коллективных и индивидуальных стендов. Эта помощь заключается в проведении выставочного консалтинга, оплате регистрационных взносов, выставочной площади и оборудования. При содействии Центра поддержки экспорта компании Удмуртской Республики приняли участие более, чем в 40 международных выставках.

Главный показатель эффективности работы Центра поддержки экспорта – экспортные контракты, которые малые и средние компании заключили при содействии Центра. Всего по итогам четырех лет работы экспортеры-клиенты Центра заключили около 100 внешнеэкономических контрактов.
