Экспортеры России — Единый информационный портал

Дата,
Время

Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России
31.03.2017




Посмаковать Псков



20-21 апреля в Пскове пройдёт этногастрономический форум «Вкус без границ». В отличие от предыдущих псковских гастрономических форумов он будет международным и затевается под эгидой регионального комитета по культуре. А главное, впервые его организацией занимаются не сами псковские рестораторы сообща с фермерами и туроператорами, а специалисты Центра поддержки экспорта Псковской области. И что немаловажно, Ассоциация малых и средних экспортеров является информационным партнёром этого мероприятия.


Вкус без границ. Регистрация.png


Рецептом предстоящего псковского этногастрофорума с порталом делится главный организатор «Вкуса без границ».



Бог напитал, никто не видал


- Власти Псковской области уделяют развитию туризма очень много внимания и сил. Но вот что я заметила. На презентациях областного комитета по культуре обычно демонстрируются замеры всех видов регионального туризма (паломнического, культурно-познавательного, сельского и так далее), кроме гастрономического, - говорит руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана ЯРЛЫКОВСКАЯ. – Поэтому сам самой напрашивается вопрос: а гастрономический туризм у нас в регионе существует или его нет? А если он существует, почему не поддаётся диагностике?


8 ноября в рамках Международного экспортного форума «Сделано в России» было подписано соглашение о сотрудничестве между Российским экспортным центром и Ростуризмом. Экспортёры России взялись за продвижение отечественных туристических услуг за рубежом, в связи с чем наш Центр поддержки экспорта тоже запланировал на 2017-й год ряд соответствующих мероприятий, чтобы оказать содействие псковским участникам туриндустрии в продвижении или разработке таких продуктов, которые бы привлекли внимание внешнего потребителя.


Всем известно, что туриндустрия в Псковской области развивается неплохими темпами, но визиты к нам в регион иностранных туристов до сих пор носят в основном случайный характер. Ясно, что псковские туристические услуги и маршруты необходимо продвигать за рубежом на более высоком уровне и более системно. Чем наш Центр и решил заняться вплотную.


Мы начали с Международной выставки MITT, которая состоялась в марте и в которой приняли участие 15 субъектов малого и среднего бизнеса Псковской области. За три дня они многое успели и даже подписали, можно сказать, прямо «на стенде» рамочное соглашение о сотрудничестве с итальянцами.


После этого мы приступили к подготовке международного туристического мероприятия на псковской земле. И решили оказать поддержку именно гастрономическому туризму как самой неизведанной в этом региональном бизнесе отрасли.


Казалось бы, гастрономический туризм в Псковской области наличествуют. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в регионе вот уже третий год подряд проходят гастрономические форумы.


Инициатива их проведения принадлежит известному псковскому ресторатору, руководителю группы компаний «Ресторанный партнёр» Андрею Юрьевичу Филатову. Это именно его идея – создать в Пскове площадку, где его коллеги, рестораторы, а также производители сельхозпродуктов и туроператоры могли бы налаживать связи, обсуждать общие проблемы и делиться наработанным опытом.


Площадка получилась интересной, но результаты её работы, так же, как и сам гастрономический туризм в Псковской области, никто до сих пор не пробовал замерять.



Жуй-жуй, глотай!


В этом году мы поставили перед гастрофорумом более амбициозную задачу. Да, нам очень важно выявлять и обсуждать проблемы, которые мешают продвижению псковского гастрономического туризма. Тем более, что эти проблемы никуда не деваются. Например, крупные рестораторы как не хотели связываться с мелкими производителями сельхозпродуктов – так и не хотят, потому что фермеры - слишком ненадёжные партнёры. Размышлять почему это так, а не иначе, можно бесконечно. Но нам-то важно не просто озвучить наши трудности, но и понять, как их преодолевать.


Вот для этого мы и решили, что псковский гастрофорум должен стать международным. Не только для того, чтобы наши хорошие соседи, дружественные государства Эстония, Латвия и Литва побольше узнали о псковских турпродуктах, но и для того, чтобы они поделились с нами своим передовым опытом и подметили наши ошибки (со стороны-то виднее). Ведь у них уже разработано множество гастрономических маршрутов (тот же «Луковый путь» Причудья), есть понимание, как кооперировать рестораторов и фермеров, имеется успешный опыт проведения конкурсов, которые помогают выявить региональные гастрономические бренды. Например, в Латвии такой конкурс состоялся совсем недавно.


Нам тоже есть что показать из готовых турпродуктов и что доработать общими усилиями. Поэтому мы задумали не только презентовать иностранцам свои достижения, но и выведать у них, как они смогли справиться с такими же, как у нас, проблемами (ведь проблемы у всех одни и те же).



От вашего стола – к нашему столу


Соответственно, наш гастрофорум будет состоять из двух частей. Наряду с презентациями и дегустациями будут организованы четыре «круглых стола». Не лекции и презентации, как это было в прошлом и позапрошлом годах, а именно «круглые столы», или даже «экспертные панели», участники которых будут строго распределены по ролям: модератор, спикеры, эксперты, активные слушатели.


Мы планируем завершать каждый такой «круглый стол» рассмотрением по меньшей мере одного кейса. А в идеале, двух кейсов: отечественного и зарубежного.


В частности, на «круглом столе» по брендингу у нас запланирован кейс, рассказывающий об опыте брендирования псковской питьевой воды «Хельга». Участников гастрофорума ждёт сногсшибательная история о том, как регистрация торговой марки принесла местному производителю выгоду в виде потенциального зарубежного партнёра.


Я думаю, что и другие представители малого и среднего бизнеса Псковской области захотят презентовать на наших «круглых стола» свои кейсы. Ведь это уникальная возможность не просто похвастаться собственными достижениями, но и провести их экспертизу. Ведь мы пригласили на форум экспертов высочайшего класса, в том числе зарубежных, которые помогут нам разобраться в наших проблемах.


Тем более, что с тем же брендингом в Псковской области дело обстоит не лучшим образом, начиная с того, что у нас начисто отсутствует соответствующая региональная правовая база, заканчивая тем, что производители до сих пор не понимают, зачем им тратиться на брендирование. А ведь те же эстонцы в брендинге уже поднаторели и могут поучить нас, как сделать, чтобы торговая марка работала на продвижение продукта.


Вкус без границ


Например, лучшим продуктам питания, произведённым в Вырумаа, присваивается товарный знак UMA MEKK. Он свидетельствует об официальном признании заслуг фермера, предпринимателя, любого человека, связавшего жизнь с возделыванием земли и производством продуктов питания. Этот знак также присваивается блюдам, которые подают в ресторанах, гостиницах или развозят на заказ. Претендовать на этот знак могут только те продукты, в производстве или приготовлении которых было использовано не менее 50 % местного сырья или сырья из сотрудничающего с Вырумаа эстонского региона. Вдобавок способ приготовления пищи, которая отмечена этим знаком, должен быть характерным для Южной Эстонии или традиционным для данного хутора деревни, семьи. Если знак получает предприятие общественного питания, то это значит, что не менее 50 % блюд в его меню приготовлено в соответствии с местными традициями и с использованием уникальных рецептов либо технологии.


Второй «круглый стол» будет посвящён созданию гастрономических маршрутов. Понятно, что в этом направлении мы уже много чего наработали, поэтому здесь нам предстоит разобраться, почему этот вид туризма у нас пробуксовывает. Опять же наша задача как организаторов форума – создать его участникам такие условия, чтобы они могли, что называется, «прокачать» свои наработки с помощью отечественных и иностранных экспертов. А кроме того, им представится хорошая возможность договориться о создании трансграничных гастрономических маршрутов, что особенно важно в свете предстоящих псковских Ганзейских дней 2019 года.


Что касается третьего «круглого стола», то он будет посвящён местной кухне как основе развития гастрономического туризма. Местные локальные ресурсы у нас, как известно есть, но мы пока не понимаем, какие из них могут стать псковскими брендами. Более того, рестораторы сегодня стремятся формировать свои меню таким образом, чтобы уделять определённый процент блюдам, приготовленным исключительно из местных продуктов. Поэтому нам так важно понять, где они могут брать эти местные продукты и как создавать логистику их бесперебойной поставки.


И, наконец, четвертый «круглый стол» призван привлечь внимание участников форуму к запросам и проблемам фермерских хозяйств. Как гастрономический туризм возможно развивать за счет этого ресурса? Например, пора разобраться, почему мелкие сельхозпроизводители или разработчики какой-то уникальной кухни так боятся официально регистрировать свой бизнес, предпочитая создавать «сеточку» из знакомых и знакомых знакомых. Это мешает им развиваться и не позволяет зайти ни в один ресторан.


А ведь иностранного туриста интересуют именно такие мелкие локальные штучки. Как власти должны поддержать этот гастрономический креатив на местах, чтобы у нас появились такие же туристические локации, как в Эстонии, где уже есть и сыроварни с мастер-классами и частные производители хлеба по старинным технологиям, к которым едут и за продуктом, и за рецептом.


В этом году участники гастрофорума получат возможность не просто побеседовать на эти темы в приятной компании, но и понять, какой локальный инструмент поможет им решить их проблемы. А если не локальный, то с какими предложениями мы должны обратиться на федеральный уровень, чтобы сдвинуть региональный гастрономический туризм с мёртвой точки.



Послевкусие


Самые желаемые результаты предстоящего этногастрофорума понятны. Для кого-то это новый турпродукт в виде нового псковского блюда или уникального местного деликатеса, для кого-то - в виде нового туристического маршрута. Кто-то, возможно, задумается о брендировании своей продукции, а кто-то – о внесении изменений в региональную законодательную базу или о новых статьях бюджета.


В любом случае мы собираемся через год оцифровать результаты этого мероприятия, чтобы к следующему гастрофоруму чётко понимать, что получилось, а что нет.


Тем более, что Министерство культуры сейчас выступило с новым проектом под названием «Гастрономическая карта России». Нам волей-неволей надо постараться занять на этой карте подобающее место. А для этого мы постараемся сделать так, чтобы разговоры о гастрономическом туризме не вспыхивали раз в году, во время гастрофорумов (поговорили – и разошлись по своим делам), а побуждали их участников к конкретным действиям.


Нельзя не учитывать, что у нас в регионе уже есть реальный кейс роста – всем известный «Столбушинский продукт», который совершил за последний год огромный скачок, в том числе как псковский бренд. Что характерно: если раньше производители столбушинских сбитней и чаёв говорили, что они не готовы к наплыву туристов, то нынче они уже начали задумываться и об этом направлении в развитии своего бизнеса.


Одним словом, если как следует «поскрести по сусекам», в Псковской области гастрономический туристический продукт найти можно. Важно правильно его упаковать. Особенно к Международным Ганзейским дням. Потому что до сих пор все попытки разработать региональный гастрономический бренд оказывались не слишком удачными. Почему? Да потому что раньше эта работа велась в основном силами самих же участников рынка. Но как показал вологодский опыт, в этом деле важна административная поддержка.


Достаточно сказать, что у нас в Псковской области нет пока ни одного зарегистрированного наименования места происхождения товара. В Вологде есть «Вологодское масло», в Туле – «Тульский пряник», а у нас что? А ведь то же «Вологодское масло» - это не просто наименование, а нормативка на уровне региона, где строго прописаны все требования к производству, вплоть до качества воды. Получается географически привязанный уникальный продукт, повышающий туристическую привлекательность региона.


Короче говоря, на предстоящем гастрофоруме нам предстоит выработать резолюцию, которая станет руководством к действию не только для участников рынка, но и для региональных властей. А чтобы это не получился междусобойчик, мы пригласили себе в помощь несколько хедлайнеров российского туристического бизнеса.


Традиционный для псковских гастрофорумов ужин в ресторане HANSA – уже хороший повод съездить в Псков и окунуться в средневековую кулинарную атмосферу. Плюс для гостей у нас запланирован гастрономический тур по лучшим городским заведениям общепита, чтобы, как это называется, показать товар лицом.


Так что наш форум, без сомнения, будет интересным и для местных производителей товаров и услуг, и для приезжих экспертов. Лично я предвкушаю его как изысканное блюдо и надеюсь, что он таким и станет.


Записала Ольга Миронович 




Партнеры

  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic