Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей

Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей




Малазийский рынок: перспективы для российских предпринимателей



За последние 10 лет Малайзия вошла в список наиболее конкурентоспособных экономик мира. Сегодня малазийский рынок представляет интерес не только с точки зрения сырьевой базы, как это было еще несколько лет назад, но и с точки зрения активного роста промышленности готовых изделий. О том, почему российскому предпринимателю стоит присмотреться к рынку Малайзии и какие существуют «сдерживающие» факторы, нам рассказал Валентин Мягков, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, кандидат экономических наук.



Валентин Мягков, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ.pngЭкспортеры России: Какую позицию на сегодняшний день Малайзия занимает на международной арене?


Валентин Мягков: Сегодня можно говорить об изменении роли Малайзии в современном мире и, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь может возникнуть непонимание, но стоит рассказать о тех экономических процессах, которые происходят сейчас в этой стране.


Можно сказать, что сегодня появился второй эшелон новых индустриальных стран, в котором Малайзия может занять первое место.


Но, что такое экономика Малайзии сегодня? Она все больше становится сервисной, т.е. повышается доля сферы услуг. В первую очередь, я говорю об услугах страховых, финансовых и коммерческих. Так, около 55% всей экономики страны приходится на эту сферу, при этом темп прироста этого сектора около 6,6%.



Э.Р.: Чем обусловлен такой рост?


В.М.: В значительной степени этого требует внутренний рынок.



Э.Р.: Какие еще отрасли являются ведущими в экономике Малайзии?


В.М.: Набирают обороты телекоммуникационная отрасль, высокоскоростные траспортные сети, логистика и терминально-складская инфраструктура, что обусловлено активным развитием портового хозяйства. На сегодняшний день малазийским руководством поставлена задача – довести долю этого сектора к 2020 году до 60% (ВВП).


Надо сказать, что Малайзия отличается достаточно развитым промышленным потенциалом. 23-25% ВВП страны приходится на промышленность. Несмотря на сложную хозяйственную конъюнктуру в мире и регионе, объем прироста промышленного производства за последний год составил около 5%, при этом повышается доля производства готовых изделий.



Э.Р.: Что можно сказать о торговых отношениях Малайзии с другими странами?


В.М.: Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, внешнеэкономическая сфера в Малайзии развивается стабильно и устойчиво. Общий объем товарооборота составляет почти 400 млрд. долларов США, при этом вот уже почти 18 лет он сводится с положительным сальдо (профицит около 25-30 млрд. долларов США).


Малазийский экспорт представлен изделиями электронной техники, топливно-минеральным сырьем и различными видами оборудования, что говорит об индустриальном векторе развития экономики страны. Основные импортные товары – это машины, транспортные средства и топливо. Главными торговыми партнерами являются Китай, Сингапур и США, при этом около 71% товарооборота приходится на азиатский рынок.


Сегодня страна занимает 1 место в регионе Юго-Восточной Азии по экспорту сельскохозяйственного сырья и 2 место (после Сингапура) по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. Кроме того, Малайзия – достаточно крупный экспортер нефти и природного газа. На сегодняшний день страна активно привлекает иностранные капиталы в свои национальные сектора экономики: сельское хозяйство, аэрокосмическую сферу, биотехнологии, туризм, логистику.


Что касается государственного регулирования внешней торговли Малайзии, то она, главным образом, базируется на нормах ВТО. При этом активно развиваются зоны свободной торговли. Соответствующие соглашения заключены с Японией, Новой Зеландией, Пакистаном, Чили, Турцией. В 2015 году страна стала участником Транстихоокеанского партнерства. Сейчас ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС.



Э.Р.: А как складываются отношения между Малайзией и Россией?


В.М.: Что касается российско-малазийского сотрудничества, то данные таковы: объем товарооборота за 2015 год составляет примерно 2 млрд. долларов США, наблюдается тенденция к снижению. В основные статьи российского экспорта в Малайзию входят минеральная продукция (около 52%), продукция химической промышленности (33%), а также некоторые виды машин и оборудования, транспортные средства (авиатехника). В импорте из Малайзии большую долю составляют оборудование (около 63%), продовольственные товары (18%), продукции химической промышленности. В ноябре 2015 года создана Совместная российско-малазийская комиссия по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, деятельность которой направлена на активизацию двухсторонних отношений.



Э.Р.: Какая российская продукция может представлять интерес на малазийском рынке?


В.М.: Основными направлениями сотрудничества между нашей страной и Малайзией остаются атомная и авиационная промышленность. При этом уже давно наметилась тенденция к военно-технической кооперации. Помимо этого, интересны такие сферы, как ИКТ (спутниковые связи, кабельные системы), фармацевтика и приборостроение.



Э.Р.: Какие факторы сдерживают наше сотрудничество?


В.М.: В первую очередь, это, конечно, недостаточная информированность о потребностях партнеров, о специфике и возможностях рынка. Кроме того, сказывается и отсутствие прямого авиационного сообщения и судоходной линии. Ввиду отсутствия зоны свободной торговли, мы оказываемся в заведомо невыгодном положении по сравнению с другими странами.



Э.Р.: При этом можно ли отметить какие-либо преимущества выхода на малазийский рынок для российских предприятий?


В.М.: Малазийское руководство стимулирует создание высокотехнологичных и инновационных производств, поэтому, как правило, предприятия указанных отраслей, чья продукция идет на экспорт, в значительной степени освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. В этой связи выгодно создавать совместные производства. Следует отметить, что на сегодня в Малайзии функционируют 25 свободных экономических зон, 14 из которых – промышленные. Необходимо также сказать, что специальные ограничения по маркировке продукции или упаковке Малайзия не выдвигает. При этом некоторые товары требуют лицензии: медицинская и фармацевтическая продукция, продукты питания. Разрешенный процент иностранного капитала может колебаться в зависимости от сферы деятельности и процента экспорта выпускаемой продукции, но в большинстве случаев компаниям, созданным при участии иностранного капитала, предоставляется национальный режим. Нужно помнить, что практически весь малазийский бизнес «китайский», что сказывается на нормах и практиках, принятых в бизнес-сообществе.



Э.Р.: А о каких нормах малазийского поведения и ведения бизнеса следует помнить российским предпринимателям?


В.М.: Следует помнить, что Малайзия отличается культурным и религиозным разнообразием, что обусловлено наличием здесь большого количества этнических групп. При этом малазийское общество во многом остается традиционным, поэтому важно то, каким профессиональным или почетным званием обладает партнер. Учитывая то, что Малайзия – мусульманская страна, во внешнем виде и поведении стоит придерживаться консервативного стиля.


Важно отметить, что малазийцы ориентированы на семью и, соответственно, в основе их поведения – семейные и общественные ценности. Большое значение имеет живое общение и обсуждение, поэтому несколько личных встреч могут дать гораздо больше, чем сотни звонков и писем. Главное, о чем следует помнить, в Малайзии практически любой жест или знак может иметь сразу несколько смыслов, поэтому малазийское «да» иногда нужно ставить под сомнение.



Беседу вела Светлана Еремкина




Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


26.03.2019 Краснодарский чай продвигают на рынок Сербии

Кубанский чай планируют экспортировать в Сербию. Вопрос поставок в рамках визита на Балканы обсудили...

26.03.2019 Право поставок на Филиппины мяса птицы получили 4 российские компании

Четырем предприятиям РФ разрешили поставлять мясо птицы на Филиппины. В январе и сентябре 2018 года ...

25.03.2019 Удмуртская компания договорилась о регулярных поставках молока и мороженого в Китай

С 2019 года удмуртский агрохолдинг будет поставлять в Китай 500 тонн молочной продукции и 40 тонн мо...

Топ мероприятий


01.10.2019 Бизнес-миссия в Бишкек, Киргизия

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Кирг...

01.10.2019 Бизнес-миссия в Пекин, Китай

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Китайскую Народ...

01.10.2019 Бизнес-миссия в Улан-Батор, Монголия

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских пред...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

04.10.2018 Ограничения экспорта: красный или зеленый свет?

В майских указах 2018 года Президент РФ поставил задачу нарастить к 2024 году экспорт несырьевых и н...

19.02.2018 Владимир Балакин: "Комплаенс – это гудвил. Так же, как, например,...

Как нивелировать риски и обеспечить комплексую защиту компании, а также о том, как внедрить Комплаен...

Наши партнеры