Олег Кондрашин: «Экспортные поставки составляют 88,3% внешнеторгового ...
Олег Кондрашин: «Экспортные поставки составляют 88,3% внешнеторгового оборота области»
Олег Кондрашин: «Экспортные поставки составляют 88,3% внешнеторгового оборота области»
Вологодская продукция с давних времен известна не только на просторах России, но и в странах дальнего зарубежья. Внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии Вологодской области и характеризуется высокими темпами развития. О том, что сегодня производят в регионе, какие меры государственной поддержки востребованы экспортерами, и как достичь успеха на внешних рынках нам рассказал Олег Валериевич Кондрашин, заместитель директора АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области», руководитель Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП Вологодской области, кандидат юридических наук, доцент, полковник в отставке
Экспортеры России: Олег Валериевич, расскажите о деятельности Центра поддержки экспорта в целом. Какие услуги экcпортерам сегодня оказывает центр?
Олег Кондрашин: Вологодский Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства оказывает консультирование по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности, содействует в выходе экспортно-ориентированных субъектов МСП на международные рынки, организует субъектов участие субъектов МСП в бизнес-миссиях, выставках, семинарах, круглых столах за рубежом.
Центр оказывает информационно-аналитическое, консультационное, организационное, финансовое сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Э.Р.: Какие меры поддержки наиболее востребованы экспортерами?
О.К.: Вологодские экспортеры с радостью соглашаются на участие в конференциях и бизнес-миссиях, где они могут презентовать свою продукцию целевой аудитории. Но охотнее идут на контакт при перспективе переговоров B2B, то есть лицом к лицу с потенциальным покупателем. Именно при такой форме взаимодействия идет более эффективный диалог, при котором потенциальный потребитель задает наиболее интересующие его вопросы, а производитель может подать более полную информацию.
Э.Р.: Какова структура экспорта МСП из Вологодской области на сегодняшний день и какие отрасли в ней преобладают?
О.К.: Внешнеэкономическая деятельность традиционно играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии Вологодской области и характеризуется высокими темпами развития.
Внешнеторговый оборот области за первое полугодие 2015 года составил в текущих ценах 1,8 млрд долларов США, в том числе экспорт – 1,6 млрд долларов США и импорт – 0,2 млрд долларов США.
Торговля с зарубежными партнерами области имеет ярко выраженную экспортную направленность. Экспортные поставки составляют 88,3% внешнеторгового оборота области с устойчивой ориентацией на рынки стран дальнего зарубежья.
Основную часть экспортного потока области составляет продукция химической и металлургической промышленности, а также древесина и изделия из нее. Их доля в экспортных поставках региона занимает порядка 96,8%.
Э.Р.: Какие страны являются крупнейшими внешнеторговыми партнерами региона? И как изменилась география поставок за последний год?
О.К.: Вологодская область имеет связи со 102 странами мира. Наиболее активны связи Вологодской области со странами дальнего зарубежья, их доля в товарообороте области составила 94%.
Основными потребителями экспортной продукции в январе – июне 2015 года являлись Индия (15,4% общего объема), Бразилия (6,9%), США (6,7%), Италия (5,1%).
Основными поставщиками импортной продукции стали Китай (19,8% общего объема), Германия (14,1%), Швеция (9,3%), Италия (8%), Франция (7,9%), Норвегия (7,5%) и Япония (5,5%).
В первом полугодии 2015 года количество предприятий Вологодской области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, составило 195 участников (экспортировали товары -140, импортировали – 86), это где-то на 2% выше, чем в аналогичный период 2014 года.
Э.Р.: В этом году Центром уже были организованы бизнес-миссии? Как вы оцениваете результаты и состоявшихся деловых поездок для экспортеров?
О.К.: Можно выделить три наиболее важные бизнес-миссии, организованные в первом полугодии текущего года.
В марте состоялся деловой визит субъектов МСП Вологодской области в Республику Казахстан. В рамках бизнес-миссии вологодские производители приняли участие в работе XVI Международной выставки «Промстрой-Астана 2015».
Во время работы бизнес-миссии проходили встречи и переговоры с заинтересованными казахстанскими компаниями по условиям поставок российской продукции, проработки отдельных вопросов по заключению дилерских контрактов. Со стороны казахстанских компаний была проявлена высокая заинтересованность в продукции вологодских предприятий, а также в дальнейшем партнерстве.
В том же месяце состоялась бизнес-миссия малых и средних предпринимателей Вологодской области в итальянский город Триест. В мероприятии приняли участие вологодские деревообрабатывающие и текстильные предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию.
В ходе проведения деловой поездки удалось установить деловое партнерство с итальянскими компаниями, обменяться опытом и начать продвижение вологодских товаропроизводителей на итальянский рынок. АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области» оплатил предприятиям-участникам поездки организационные услуги, а также оказал визовую поддержку и заранее подобрал партнеров для B2B встреч.
Во втором квартале 2015 года организовано участие предприятий области в международной бизнес-миссии в Китайскую народную республику. В рамках бизнес-миссии вологодские производители приняли участие в Российско-Китайском форуме – 2015 «Большие возможности малого и среднего бизнеса», в рамках форума было проведено пленарное заседание на тему «Дальний Восток России: новые экспортно-импортные возможности», где был представлен доклад об инвестиционном климате региона и описаны реализуемые в регионе инвестиционные проекты, которые заинтересовали китайских инвесторов. Были налажены деловые контакты с сотрудниками посольства КНР с целью дальнейшего развития внешне-экономических связей между регионами, также состоялись В2В встречи с потенциальными партнерами с китайской стороны, в ходе которых с китайскими компаниями обсуждалась возможность участия в строительстве сразу нескольких заводов на территории региона: предприятия по производству светодиодных ламп, строительство крупной фермы и предприятия по производству инженерного оборудования, также была проявлена заинтересованность в субъектах МСП, которые экспортируют пиломатериалы, занимаются лесопереработкой и деревопереработкой.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев посетил стенд Вологодской области в рамках выставки «Импортозамещение» (смотреть с 2.25 минуты)
15-17 сентября 2015 года участвуем в Международной специализированной выставке «Импортозамещение» г. Москва «Крокус-Экспо», представляем 16 субъектов МСП региона.
В октябре 2015 года организуем участие заинтересованных вологодских предпринимателей в XXIV заседании Российско-Итальянской Рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса, которое будет проходить в Чебоксарах.
Ну и самое важное и масштабное мероприятие, которое мы уже сейчас активно готовим, – это III Международная конференция «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации», которая будет проходить в Вологде 10-11 декабря 2015 года. Надо отметить, что данное мероприятие уже не раз подтвердившее свой статус эффективной площадки для всех тех, кто заинтересован в развитии внешнеэкономической деятельности, собирает очень большую аудиторию и традиционно проходит при активной поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.
Э.Р.: По Вашему мнению, от чего зависит успех экспортера на внешних рынках?
О.К.: На мой взгляд, от желания самих экспортеров. Внешний рынок волатилен и очень динамичен. На нем выигрывают активные и предприимчивые игроки, что дает им взамен высокую конкурентоспособность и дополнительную маржу.
Э.Р.: Есть ли среди региональных экспортеров Центра те, кого Вы можете особо отметить? (интересный опыт выхода на внешние рынки или личные истории успеха в экспортной деятельности)
О.К.: Многие успешные вологодские предприятия начинали свой экспортный путь на выставках и бизнес-миссиях. Некоторые компании находили друг друга через интернет. Однако все они яркие и запоминающиеся. Каждый из них неординарен по-своему, и у каждого свой опыт.
Э.Р.: Какие мероприятия Центр планирует реализовать в 2016 году?
О.К.: Запланировано проведение семинаров «Как стать экспортером», «Налогообложение внешнеторговых операций», «Международный маркетинг»; бизнес-миссии в Финляндию, а также совместно с коллегами из РИЦ участвуем в подготовке бизнес-миссии в Чехию, Болгарию и участие в международной выставке в Венгрии.
В апреле организуем участие вологодского малого и среднего бизнеса во Втором Российско-Китайском форуме 2016 «Большие возможности малого и среднего бизнеса» в г. Сочи.
Планируется организация и проведение ежегодного регионального конкурса «Лучший экспортер года» среди вологодских экспортно-ориентированных предприятий.
Э.Р.: Со сколькими компаниями МСП Центр сегодня работает?
О.К.: В 2014 году нефинансовую поддержку получили 187 предприятий области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. В этом году мы издали реестр экспортеров области, который насчитывает около 100 компаний.
Э.Р.: Какими компетенциями, по Вашему мнению, должен обладать сотрудник Центра поддержки экспорта?
Коммуникабельность, особенно при диалогах с партнерами из других стран. Знание российского и регионального законодательства по части внешнеэкономической деятельности. Желание развиваться и развивать.
Э.Р.: Расскажите подробнее о компаниях, которые пока на внешние рынки не вышли, но имеют такое желание. Как в Центре работают с такими компаниями?
О.К.: В последнее время к нам чаще стали обращаться компании, которые можно характеризовать как импортозамещающие.
Это производство экологически чистых продуктов. Например, набирает оборот компания, производящая чай из иван-чая, который содержит большое количество витамина С и других полезных микроэлементов.
Есть компании, производящие домашний хлеб, экологически обогащённый торф и удобрения или мебель, которой есть только два аналога в мире. Есть и те, кто производит высокотехнологичную продукцию, на которую засматриваются крупнейшие мировые электротехнические концерны.
Какого-то определенного алгоритма нет. Для каждого подбирается индивидуальный комплекс услуг. Работа идет по нескольким направлениям: производственная (наши коллеги из других инфраструктурных подразделений поддержки бизнеса помогают предприятию решить вопросы с лизингом, субсидированием процентных ставок, гарантийным обеспечением, микрофинансирование), маркетинговая (помогаем с упаковкой, сертификацией, рекламой, продвижением) и консультативная (разъясняем аспекты федерального и регионального законодательства).