20.04.2024

14:39

Как работает национальная экспертиза в вопросах ВТО?

Как работает национальная экспертиза в вопросах ВТО?




Как работает национальная экспертиза в вопросах ВТО?



Сегодня Всемирная торговая организация играет центральную роль в установлении многосторонних правил торговли и регуляции глобального рынка. Россия вступила в ВТО совсем недавно, в августе 2012 года, и пока отечественные компании не имеют большого опыта представления своих интересов в рамках этой Организации. О соответствии национального законодательства нормам и правилам ВТО, спорах и отстаивании интересов компаний, лучших международных практиках защиты национального производителя, а также создании в России единой системы поддержки экспортеров мы поговорили с генеральным директором Центра экспертизы по вопросам ВТО Еленой Шапиро



Елена Борисовна Шапиро, генеральный директор Центра экспертизы по вопросам ВТО Экспортеры России: Елена Борисовна, расскажите про центр: когда он был создан и какие цели Вы перед собой ставите?


Елена Шапиро: Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО) как некоммерческая структура был создан по распоряжению правительства от 28 января 2014 года, а официальное открытие центра состоялось 14 октября 2014 года. Центр был организован в целях обеспечения участия Российской Федерации в деятельности Всемирной торговой организации, а также для надлежащего представительства страны в международных торговых спорах в органе по разрешению споров ВТО. Учредителями нашего центра являются Правительство РФ в лице Министерства экономического развития РФ, Высшая школа экономики и Сбербанк России. В наблюдательный совет входят министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, первый заместитель министра Алексей Лихачев, председатель правления Сбербанка России Герман Греф и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.


Поскольку Россия присоединилась к ВТО недавно, у нас еще мало опыта участия в работе этой организации и полномасштабного использования ее инструментов, основной стратегической задачей Центра является формирование национальной экспертизы в вопросах ВТО и, как следствие, снижение зависимости от привлечения иностранных консультантов для сопровождения споров в органе по разрешению споров ВТО, так как нельзя исключать политические риски, да и финансово такие услуги очень дороги.


Сегодня центр также занимается анализом правовых нормативных актов, например, соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО. Когда мы вступали в ВТО, работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами Организации была проведена, но поскольку принимаются новые законы и подзаконные акты, они тоже должны соответствовать нормам и правилам ВТО, и здесь мы оказываем экспертную поддержку. Главная же наша задача – это юридическое сопровождение споров в рамках ВТО, формирование плеяды экспертов, которые могут выполнять эту работу на высшем уровне.


Также к вопросам, которыми мы можем заниматься, относятся и такие задачи, как подготовка предложений по мерам защиты производителей на внутреннем рынке и поддержки наших национальных экспортеров на внешних рынках. Помимо этого, мы активно ведем просветительскую работу и проводим обучающие мероприятия для решения задачи не только по формированию национальной экспертизы, но и формированию у бизнеса понимания, как можно использовать инструменты ВТО для отстаивания своих интересов, вовлечения бизнеса в активный диалог по этой проблематике.



Э.Р.: Подготовка предложений по поддержке экспортеров является одной из задач Центра?


Е.Ш.: Да, такая задача стоит, она указана в нашем уставе как один из видов деятельности, которым мы можем заниматься. Пока мы такими разработками не занимались – Центр существует не так давно.


Мы, скорее, даже могли бы быть полезны в части экспертизы таких предложений, потому что сам бизнес лучше знает, какие меры поддержки ему нужны. Компании, которые сталкиваются с трудностями, барьерами и проблемами, гораздо лучше понимают, что должно быть изменено или улучшено для того, чтобы их деятельность была более эффективной. Мы же, со своей стороны, можем эти предложения по поддержке проанализировать и сказать, соответствуют они нормам и правилам ВТО или нет, и помочь сформулировать их должным образом, в рамках правовой базы ВТО.



Э.Р.: Елена Борисовна, у других стран есть огромный опыт по поддержке своих производителей в рамках ВТО. Есть ли в России планы решать такие задачи превентивно – не только защищать в случае возникновения споров, но и выстраивать некий «наступательный» механизм для продвижения интересов российских производителей на международных рынках?


Е.Ш.:  Перед Российской Федерацией стоит серьезная задача диверсификации экспорта, наращивания объемов несырьевого экспорта. В связи с этим продолжается работа по совершенствованию национальной экспортной стратегии, которая ведется совместными усилиями экспертов, представителей бизнеса, органами власти. Также была создана дорожная карта по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта, и реализация мероприятий в рамках этой дорожной карты уже осуществляется.


Если говорить о тех преимуществах, которые мы имеем от вступления в ВТО, то сейчас у нас есть возможность влиять на изменение норм и правил ВТО в рамках Дохийского раунда переговоров по либерализации международной торговли. О том, как мы можем повлиять на изменение правил игры мы говорили 2 июля на круглом столе, который проводился совместно с Министерством экономического развития и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Мы призываем бизнес занимать более ответственную позицию и доносить свои интересы до Минэкономразвития.


Сегодня Российская Федерация формирует свою позицию, выстраивает свою стратегию в зависимости от интересов бизнеса, и бизнес должен проявить активность для того, чтобы его потребности могли быть встроены в стратегию переговорного процесса.


Мы, как Центр, стараемся внести свой посильный вклад, однако на данном этапе наши ресурсы сильно ограничены, чтобы вести серьезную работу в этом направлении. К тому же помимо юридических вопросов, много вопросов экономических, которые мы решать не можем. Здесь активную позицию занимают не только органы власти, но экспертное сообщество, например, Высшая школа экономики, где очень сильные специалисты профессионально занимаются исследованиями в этой области.



Э.Р.:  Не все компании могут сформировать свои предложения, например, малому и среднему бизнесу сложно это сделать на уровне государства, при этом они активно представлены в отраслевых союзах, ассоциациях. Есть ли у вас опыт взаимодействия с такими объединениями?


Е.Ш.:  Да, конечно, мы нацелены именно на сотрудничество с ассоциациями, и такое сотрудничество у нас уже складывается: мы приглашаем ассоциации на наши мероприятия, ежемесячно издаем и рассылаем информационный. Здесь, на мой взгляд, нам не хватает именно вовлеченности в диалог со стороны бизнеса, потому что, зная их потребности и проблемы, мы могли бы дать консультации по вопросам дискриминации, торговых барьеров, с которыми могут сталкиваться наши экспортеры, и как можно с этими барьерами бороться в рамках норм и правил ВТО.



Э.Р.:  А есть какие-то ассоциации, с кем уже ведется работа?


Е.Ш.:  Да, мы взаимодействуем активно с Ассоциацией производителей минеральных удобрений, с Фондом развития трубной промышленности, у нас установлены контакты с Зерновым союзом, Национальной ассоциацией нефтегазового сервиса. Помимо отраслевых ассоциаций и объединений мы сотрудничаем с такими организациями как РСПП, Деловая Россия, Евроазиатский Деловой Совет.



Э.Р.:  Елена Борисовна, имеет ли смысл, допустим, малым и средним компаниям обращаться к Вам, рассказывать о своих проблемах?


Е.Ш.:  Конечно, мы открыты для такого сотрудничества, всегда готовы предоставить консультацию. У нас на сайте есть форма обратной связи и телефоны: нам можно позвонить, написать, задать любой вопрос, – мы отвечаем на все поступающие вопросы, и, если это не находится в рамках нашей компетенции, мы укажем направление движения: где можно найти информацию, к кому можно обратится. Мы знаем, что экспортеры, особенно крупные и, возможно, средние, точно сталкиваются с юридическими вопросам, касающимися правового поля ВТО, нуждаются в таких консультациях, и мы открыты для такого сотрудничества.



Э.Р.:  А каких-то завершенные процессы (готовые кейсы) есть?


Е.Ш.:  Наше государство только три года в ВТО, это слишком маленький срок для завершенных процессов, однако мы уже участвуем в спорах не только как истец или ответчик, но и в качестве третьей стороны.


Сейчас наш центр занимается сопровождением споров с ЕС и Украиной по энергокорректировкам, и эти споры затрагивают интересы нашей трубной и химической промышленности, вообще среди дискриминационных мер, которые действуют против Российской Федерации, больше всего как раз антидемпинговых, и в значительной степени эти меры затрагивают трубную и химическую промышленность. В этой области и с ассоциациями, и с конкретными компаниями у нас уже хорошо выстроены отношения, мы активно с ними взаимодействуем по сопровождению споров, и надеюсь, что это сотрудничество окажется успешным и долгосрочным.



Э.Р.:  А какие инструменты используют другие страны для поддержки экспортеров?


Е.Ш.:  Поддержка экспорта за рубежом строится как целая система институтов, которые активно взаимодействуют между собой. Система включает в себя государственные структуры (министерства и ведомств, дипломатические миссии и представительства) и негосударственные (филиалы и представительства компаний, экспертные центры и т.п.)


В целом можно выделить ряд направлений в области содействия ВЭД. Первое – это развитие финансовых институтов. В 20-х годах прошлого столетия, характеризующихся громадными политическими потрясениями и, соответственно, срывами многих контрактов, возникло понимание предоставления защиты тем предприятиям, которые работают на внешних рынках и подвергаются рискам. Системы страхования экспортных кредитов были сформированы уже после Второй мировой войны. Были созданы специализированные агентства. Наиболее успешный проект по развитию страхования в сфере экспорта дала миру Германия, в которой возникла частная компания «Ойлер Гермес» (Euler Hermes Kreditversicherungs-AG) в результате слияния французской компании Euler c немецкой организацией, осуществлявшей страхование экспортных кредитов Hermes Kreditversicherungs-AG. Euler Hermes обеспечивает так называемое «покрытие Гермес». Решение об обеспечении Euler Hermes принимает на основании рассмотрения заявок Межминистерским комитетом. Компания собирает заявки, обрабатывает и оценивает их, направляет на экспертизу в Межминистерский комитет. По решению Комитета Euler Hermes занимается оформлением страховой сделки.


Вся схема работы Euler Hermes выстроена с учетом и на базе соглашений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Бернского союза, Европейского Союза (ЕС) при соответствии правилам ВТО. И составляющей успешной работы Euler Hermes является сама конструкция взаимодействия этого частного акционерного общества и Федерального правительства Германии. Частная компания работает по поручению государства, собирает, анализирует и оценивает заявки, делая это в короткие сроки. Государство, фактически, только контролирует. Решения принимаются достаточно быстро, что удобно для предприятий, да и действенность меры повышается.


Вторым важными направлением в области содействия ВЭД можно назвать формирование институциональной системы поддержки. Это направление активно развивается практически во всех странах. Интересным примером является Британский национальный совет по экспорту, который использует механизм «торговых окон». В Бразилии создано агентство APEX, которое сконцентрировано на продвижении бразильских товаров на внешние рынки. APEX открывает свои представительства в странах, обеспечивает бразильским экспортерам информационное содействие и оказывает помощь в ассимиляции на национальных рынках.



Э.Р.:  А есть другие аналогичные интересные яркие примеры, которые нам бы имело смысл у себя опробовать, и которые бы не нарушали правила ВТО?


Е.Ш.: Мне, например, нравится система, которая была выстроена в Японии. Там есть некоммерческая организация содействия развитию внешней торговли JETRO. Она полностью финансируется правительством и занимается изучением мировых товарных рынков, в частности сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом. JETRO имеет представительство в 56 странах мира, тем самым способствуя активному продвижению японских товаров на международные рынки и являясь одним из крупнейших в мире источников деловой информации.


Еще один интересный пример – развитие малого и среднего предпринимательства в США. В рамках государственных программ поддержки экспорта продукции американских малых и средних предприятий реализуется инициатива FastTrack. С 2003 года крупные залоговые компании могут предоставлять до 25 млн долларов одному заемщику под гарантии Эксимбанка США. Работая по этой схеме с наиболее квалифицированными залоговыми компаниями, американские экспортеры получают более выгодные условия обслуживания.


БИКИ


Э.Р.:  Существуют ли конкретные интересные примеры, как можно поддерживать производителей, но при этом не нарушать правила ВТО?


Е.Ш.: Если говорить о механизмах, которые активно используют другие страны, и которые пока еще не очень широко используются у нас в отношении среднего и малого бизнеса, то это конечно механизмы субсидирования. Если рассматривать субсидирование с точки зрения правового поля ВТО, то есть субсидии запрещенные и разрешенные, а есть и те, против которых могут быть приняты ответные компенсационные меры.


В качестве примера аккуратного использования государственной субсидии хотелось бы привести Швецию. Там владельцы удовлетворяющих экологическим нормам автомобилей освобождаются от уплаты транспортного налога. Выгода сознательного автовладельца может составлять до 200 долларов в год. Действует данная субсидия в течение 5 лет с момента приобретения экологичного автомобиля. Поскольку мера применяется как в отношении иностранных авто, так и транспортных средств, произведенных в Швеции, она является «допустимой мерой государственной поддержки». Таким образом, данный вид поддержки способствует улучшению экологии и стимулирует локальное производство.


Нормы и правила ВТО обязывают членов ежегодно предоставлять нотификации по их торговой политике, и анализ этих нотификаций дает информацию о том, что делают другие государства, и о чем можем подумать мы.



Э.Р.:  Если создавать единую систему поддержки экспорта, каким образом она могла бы быть выстроена, чьи компетенции были бы востребованы в такой системе?


Е.Ш.:  Во-первых, хочется сказать, что меры поддержки должны представлять из себя именно комплексную систему, так как решая только ту или иную задачу, добиться серьезного прорыва не удастся. И эта система может быть построена из различных органов государственной власти, некоммерческих и коммерческих организаций, финансовых институтов, экспертных, научных организаций. Эта система должна охватывать всю цепочку задач – помощь в проведении маркетинговых исследований рынка, формирования стратегии выхода на рынок, поиска торговых партнеров, упрощение таможенных и экспортных процедур, обеспечения транспортной доступности и удобной логистики, предоставления финансовой поддержки, снижения издержек экспортеров на всех этапах производства и экспортных поставок.


Решение этих задач отражено в мероприятиях дорожной карты, мне сложно добавить к ним еще что-то. Вопрос в том, как быстро и как качественно эти мероприятия будут организованы так, чтобы планируемая система поддержки действительно оказалась удобно, доступной для всех желающих, эффективной.


Во многих направлениях серьезная работа уже ведется. Начнем с упрощения таможенных процедур. В 2013 году был принят так называемый Балийский пакет, где, в том числе, было подписано соглашение об упрощении процедур торговли. По оценкам экономистов, реализация мер этого соглашения даст колоссальный эффект мировой торговле и будет катализатором ощутимого увеличения ВВП для целого ряда стран. И для России это важный вопрос.


Сейчас Евразийская экономическая комиссия работает над принятием нового таможенного кодекса, который направлен на снижение издержек и упрощение таможенных процедур, многие вопросы решены, но многие до сих пор остаются проблемными. В любом случае к процессу разработки активно привлечен бизнес, и новый кодекс должен быть принят до конца года.


Малому и среднему бизнесу необходима маркетинговая поддержка, по моему мнению, эта работа может выполняться негосударственными компаниями, которые могут проводить качественные маркетинговые исследования рынка и давать рекомендации по стратегии продвижения товара. Для таких работ могли бы привлекаться коммерческие профильные организации, конечно, на каких-то определенных условиях.


Для продвижения товаров и поиска зарубежных партнеров более активную роль должны играть наши торговые представительства и другие существующие для этих целей структуры. К сожалению, не секрет, что сейчас финансовый уровень поддержки такой деятельности не высок, а если вы в состоянии заплатить только часть стоимости билета, то в место назначения вы не попадете.



Э.Р.:  В завершение традиционный вопрос – каким вы видите центр через несколько лет?


Е.Ш.:  В первую очередь мне хотелось бы видеть Центр уже имеющим за плечами успешную историю. Очень хочется видеть победы в спорах в ВТО, которые достигнуты благодаря участию наших экспертов. Конечно же, я вижу наш Центр – как центр с высочайшей экспертной и деловой репутацией, с плеядой экспертов, которые могут конкурировать с западными адвокатами в вопросах правового поля ВТО. Хочется, чтобы все, кто у нас работает и будет работать, были вдохновлены интересными и важными задачами, видели Центр пространством своего профессионального развития, в котором радостно быть каждый рабочий день.


Хочется, чтобы Центр стал центром диалога с бизнесом по вопросам ВТО, организацией, куда действительно можно обратиться, получить ответ, помощь и поддержку. Хочется видеть активно налаженный диалог с бизнес-средой, то есть устойчивые коммуникации, широкий круг партнеров и клиентов, кому действительно будут полезны наши услуги и та работа, которую мы проводим, потому что именно благодаря совместной активности мы и сможем двигаться вперед как государство с успешной экономикой.


И, вернемся к нашей главной стратегической задаче, – это формирование национальной экспертизы. Хочется видеть наш Центр как ядро экспертного сообщества, вокруг которого концентрируются основные эксперты, потому что их очень немного, их нужно выращивать и расширять круг таких специалистов, и это касается и молодых специалистов из вузов, и уже опытных юристов, которым нужно повышать уровень знаний в части норм и правил ВТО.


Истории успеха, эффективный диалог с бизнесом, а также формирование экспертного сообщества с высоким уровнем знаний и компетенций – это крайне важно для того, чтобы Российская Федерация могла профессионально отстаивать интересы российских экспортеров в рамках Всемирной торговой организации.





Главные новости


18.04.2024 Мишустин заявил, что рост инвестиций в РФ в 2023 году стал рекордным за 12 лет

Объем инвестиций в РФ в 2023 году увеличился примерно на 10%, чт...

18.04.2024 В Минсельхозе заявили о достижении РФ продбезопасности по большинству направлений

Россия достигла большинства показателей доктрины продовольственн...

18.04.2024 Из Москвы в Брест можно долететь прямым авиарейсом

3 апреля авиакомпания «Белавиа» начала выполнение прямых воздушн...

18.04.2024 Россия и Пакистан развивают регулярные международные автомобильные перевозки по новому наземному маршруту

2 апреля статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Дм...

Топ мероприятий


08.07.2024 Иннопром -Екатеринбург

С 8 по 11 июля 2024 года в г. Екатеринбург состоится международн...

05.06.2024 Петербургский международный экономический форум

С 5 по 8 июня 2024 года в г. Санкт-Петербург состоится XXVI...

21.05.2024 Nigeria BuildExpo 2024

Nigeria BuildExpo 2024 - международная выставка строительных материалов

24.04.2024 АО «ЭКСПОЦЕНТР» принимает заявки на полный комплекс услуг по организации участия в выставке «ИННОПРОМ. Центральная Азия 2024»

Международная промышленная выставка ИННОПРОМ — ключевое мероприятие торгово-промышленного сотрудниче...

Интервью с Экспортером


30.12.2023 Я не вижу препятствий, нужно только желание развиваться

В 2024 году липецкой компании MEZO, занимающейся производст...

13.12.2023 Просто идти и делать, не ждать подходящего момента

В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - о...

30.11.2023 Корпорация ПСС — уверенность в продукте, смелые шаги и господдержка — ...

Пермская Корпорация ПСС — лидирующее предприятие в РФ в сфере пр...

12.10.2023 «Экспорт находится не в кармане, а в голове…»

Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседу...

Лучшие практики ВЭД


03.04.2024 В Липецкой области наградили победителей и призеров ежегодного региона...

В малом зале Правительства Липецкой области состоялось подведение итогов регионального конкура «Эксп...

21.03.2024 Конференция «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и логистика» ...

Липецкие экспортеры приняли участие в конференции «Экспорт 2024: поворот на Восток, технологии и лог...

15.03.2024 Как подготовиться к международным выставкам – рассказывает Ирина Лящен...

Заместитель генерального директора АО «ЭКСПОЦЕНТР» Ирина Сергеевна Лященко рассказывает о том, как с...

05.03.2024 Ингушетия имеет большой экспортный потенциал в страны Ближнего Востока

Сегодня собеседник Портала - генеральный директор Центра подд...

Наши партнеры