Куда ведет Бизнес-мост: возможности экспорта в Удмуртской Республике

Куда ведет Бизнес-мост: возможности экспорта в Удмуртской Республике



Куда ведет Бизнес-мост: возможности экспорта в Удмуртской Республике


Сегодня государство уделяет особое внимание экспортно ориентированным предприятиям, причем меры поддержки действуют как для крупного бизнеса, так и для малых и средних предприятий. Во многих регионах существует государственная структура, работающая с действующими и потенциальными экспортерами из числа МСП. При этом у каждой территории есть своя производственная специфика и приоритетные направления внешней торговли. О том, что производят, куда экспортируют и с какими трудностями сталкиваются экспортеры Удмуртии нам рассказала руководитель Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Удмуртской Республики Валерия Антоненко.


Валерия АнтоненкоВалерия Михайловна, какие страны на сегодняшний день являются ключевыми внешнеторговыми партнерами региона?

Если говорить о импортерах региональной продукции несырьевого сектора, то это в первую очередь страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Украина, Беларусь).  Закупают нашу продукцию и европейские страны, такие как Польша, Италия, Германия, – но это скорее единичные случаи, нежели систематичные поставки. Есть, конечно же, поставки и в отдаленные регионы, например, страны Южной Америки и Африки, но пока такие поставки не носят системный характер.


Какие мероприятия были организованы Центром координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Удмуртской Республики в этом году?

Большая часть мероприятий проходила в Удмуртии – это обучающие семинары, в рамках которых к нам приезжали Петр Травинский, Игорь Звягин, Евгения Векличева и другие эксперты. Что касается зарубежных мероприятий, мы провели две бизнес-миссии: в июне у нас состоялась поездка в Азербайджан, и в ноябре – в Казахстан. Также предприятия региона были представлены на  международных выставках: выставка CeBIT в Ганновере (Германия) и туристическая выставка в Хельсинки (Финляндия), до этого состоялось промоутерское мероприятие в Посольстве Республики Польша в Москве: 14 наших предприятий презентовали продукцию польским предпринимателям. Помимо этого, мы принимали участие в  VIII_Петербургском Партнериате, у нас был коллективный стенд на выставке нефтегазовой отрасли KIOGE 2014 в Казахстане, и недавно наши  компании вернулись из Финляндии, где в представляли свою продукцию в рамках коллективного стенда на выставке Fashion Finland-2014 в г. Хельсинки.


Какие компании приняли участие в последней бизнес-миссии в Казахстан?

Казахстан посетили представители нескольких отраслей: это компании, предлагающие оборудование и услуги для агропромышленного комплекса, промышленных предприятий, железнодорожной отрасли (например, деревянные шпалы и запчасти для ж/д транспорта), производитель упаковки, а также компания, которая занимается изготовлением одноразовой медицинской одежды.


Какую помощь Вы оказываете предприятиям в рамках бизнес-миссий и поездок на выставки?

Наши подопечные – это малые и средние предприятия, поэтому с некоторыми работа начинается с составления для них грамотного коммерческого предложения и перевода на иностранные языки. Помимо этого мы организуем двусторонние встречи с потенциальными партнерами, проводим круглые столы, предоставляем возможность для ведения прямых переговоров


Недавно в Ижевске завершился крупный международный форум «БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ», который длился более двух недель. Расскажите, почему был выбран такой формат мероприятия?

Этот формат позволил нам использовать одновременно несколько возможностей, объединить несколько площадок с одной целью – развитие международного сотрудничества Республики Удмуртия. Дело в том, что мероприятие было запланировано за год, и мы достаточно долго вели к нему подготовку. Началось все в ходе бизнес-миссии в Австрию и Чехию, когда мы пригласили наших партнеров из этих стран посетить нас с ответным визитом. В процессе подготовки мы приглашали делегации из разных стран и столкнулись с тем, что у каждого свой график, и часть делегаций, которые запланировали поездку, не смогли прибыть 14-15 октября – в первые дни открытия Бизнес-форума, но они были готовы приехать в течение недели: это посол Ганы в России, делегация австрийских предпринимателей. Поэтому в рамках форума в течение недели у нас состоялось несколько мероприятий.


Как Вы оцениваете итоги данного делового раунда для местного бизнеса?

Мы отталкиваемся от тех отзывов, что слышим от наших предприятий. Отзывы, конечно, только положительные, потому что до сих пор у нас в республике мероприятия такого формата не проводились. Были отдельные делегации, рабочие встречи с иностранными бизнесменами, но комплексной площадки, где можно обсудить различные тематики, еще не было, и нашим компаниям это действительно интересно. Конечно, мы столкнулись со сложностями в плане визита европейских делегаций, поскольку есть проблемы, связанные с политической конъюнктурой, но те участники форума, которые смогли приехать, говорили как раз о необходимости любыми путями продолжать международное сотрудничество.


Сколько региональных компаний приняли участие в форуме?

Обычно наши обучающие мероприятия (семинары, тренинги) собирают до 30 компаний, в форуме приняли участие представители 150 предприятий – это значительно большая аудитория, но в рамках форума мы не ограничивались только малым и средним бизнесом. Мероприятие было комплексное, организованное совместно Правительством республики, поэтому там были и крупные предприятия, и ассоциации.


Какие отрасли в основном представляли местные компании?

Нельзя сказать, что среди участников преобладали определенные производители. Как Центр мы работаем со всеми экспортно-ориентированными предприятиями, которые выпускают продукцию непосредственно на территории Удмуртии. Они относятся к самым различным отраслям: деревообработка, текстильная промышленность, химическое производство, машиностроение (в том числе выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности). В форуме приняли участие представители практически всех отраслей, которые есть в республике среди экспортно-ориентированного бизнеса.


Есть ли планы провести второй Бизнес-мост в 2015 году?

Мы говорили об этом с нашим Министерством экономики и, скорее всего, если это мероприятие будет министерством запланировано, мы будем участвовать в его подготовке.


Какие мероприятия в рамках деятельности непосредственно Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП Удмуртской Республики уже запланированы на 2015 год?

У нас есть примерный план на следующий год. Дело в том, что финансирование фактически выделяется только в конце календарного года. Например, по смете 2014 года мы получим деньги только в декабре, соответственно, весь следующий год мы будем работать за счет средств, полученных по смете 2014 года.
Новая смета уже прошла конкурс и утверждена, и она довольно стандартна – у нас запланировано 2 бизнес-миссии, около 5 выставок, и 4-5 учебных мероприятий, конечно смета включает и текущие затраты, связанные с обслуживанием сайта, оплатой услуг сторонних организаций, проведением консультаций и другие расходы.


Каким образом формируется бюджет центра?

На нас распространяются общие правила формирования смет, которые устанавливаются Министерством экономического развития РФ. В Удмуртии действует принцип софинансирования 20/80, то есть 20% финансирования обеспечивает республиканский бюджет и 80% – федеральный. Эта смета формируется ежегодно, летом проходит конкурс, в рамках которого предъявляются определенные требования к статям расходов, стоимости тех или иных мероприятий: бизнес-миссии оцениваются по одним критериям, выставки – по другим, семинары – по третьим. И с учетом этих ограничений мы формируем смету на год исходя из потребностей малого среднего бизнеса и того количества заявок, которые мы можем от них ожидать. Также у нас есть определенные показатели эффективности (KPI), которые должны быть выполнены, и на них мы также ориентируемся при составлении плана мероприятий.


Со сколькими компаниями Центр сегодня работает?

У нас в реестре на сегодняшний день 156 компаний, из них около 60% являются экспортерами – часть систематически поставляет продукцию за рубеж, часть – от случая к случаю, и 40% -  это экспортно ориентированные предприятия, которые планируют выходить на зарубежные рынки, и находятся на разных этапах подготовки.


Расскажите подробнее о компаниях, которые пока на внешние рынки не вышли, но имеют такое желание. С какими трудностями они сталкиваются?

Достаточно разнообразные компании. Есть, например, компании, которые на сегодняшний день  являются неофициальными экспортерами: у них действует сайт электронных продаж, но отгрузки осуществляются через частных физических лиц и различные почтовые службы, а оплата – через электронные платежные системы. При этом поставки идут в достаточно большое количество стран мира, но они незначительные по объему и единичные, – с юридической точки зрения такие компании, конечно, не являются экспортерами, потому что они отсутствуют в перечне экспортеров, ежегодно предоставляемом Таможенной службой.

Или, например, производители меда, которые имеют большое желание выйти на зарубежные рынки, но, поскольку работают в таких компаниях 1-2 человека – это в основном семейный бизнес – они не могут уделить достаточно времени и внимания тому, чтобы соблюсти все требования, подготовиться грамотно к экспортной деятельности.

Есть предприятия по производству текстиля и различной одежды: как правило, такие компании рассматривают выход на зарубежные рынки для сбыта собственной продукции как возможность  развития бизнеса, но они не уделяют этому достаточно внимания, потому что еще не в полной мере освоили внутренний российский рынок. И таких компаний достаточно много – они не против осваивать внешние рынки, если к ним приведут готового покупателя, но сами уделять достаточное внимание этому отказываются в силу того, что для них более перспективен внутренний рынок.


Валерия Михайловна, почему Вы решили работать в этой сфере?

Внешнеэкономическая деятельность – одно из тех направлений, которое сегодня обладает большими перспективами и возможностями для развития. Это очень разнообразная работа, каждый день приходится сталкиваться с новыми ситуациями, требуется гибкость мышления, креативный подход, и здесь есть большой информационный пласт, который очень интересно освоить. Кроме того, это позитивная работа, поскольку она направлена на поддержку бизнеса, развитие экономики в целом.


Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


19.06.2019 Ульяновский агрокомплекс будет экспортировать в Иран зерно и скот

Ульяновское сельхозпредприятие договорилось о поставках продукции в Иран в ходе встречи Российско-Ир...

19.06.2019 Импорт джинсов: больше Турции, меньше Китая, в лидерах – Бангладеш

В январе-апреле 2019 года импорт джинсов в Россию составил 11,9 млн пар джинсов на сумму 132,2 млн д...

19.06.2019 Амурский мед поедет в Сеул

Амурские производители меда подпишут эксклюзивный контракт с предпринимателями из Южной Кореи. В Сеу...

Топ мероприятий


27.11.2019 Бизнес-миссия в Бишкек, Киргизия

С 27 по 29 ноября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Киргизи...

10.11.2019 Бизнес-миссия в Хошимин, Вьетнам

С 10 по 14 ноября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей во Вьетнам.

29.10.2019 Бизнес-миссия в Алматы, Казахстан

С 29 по 31 октября 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Казахс...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

Наши партнеры