Ежемесячный обзор международных рынков: КИТАЙ

Ежемесячный обзор международных рынков: КИТАЙ



ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКОВ   



Китайская Народная Республика Bezimeni1_8658.jpg



Особенности экономики страны


Последние 32 года  китайская экономика отличалась высокими темпами роста: в среднем чуть меньше 10% ежегодно. Это позволило Китаю обогнать Японию в 2010 году и стать второй по величине экономикой мира. По прогнозам  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Китай сможет обогнать США в 2016 году (по паритету покупательной способности).


В то время, как многие из крупных экономик мира все еще пытаются оправиться от экономического спада, темпы прироста экономики Китая также несколько замедлились: в 2011 году этот показатель составил 9,2%, в сравнении с 10,3% в 2010 году. Такое же замедление экономического роста наблюдалось в 2012 году, тогда темп прироста составил около 8,2%. Отчасти это связано с падением спроса на китайскую продукцию на крупнейших для Поднебесной экспортных рынках: в Европе и США. Немаловажную роль сыграло и ужесточение денежно-кредитной политики в конце 2011 года. Ввиду этого в 2012 году китайское правительство ослабило денежно-кредитную политику и приступило к осуществлению крупной инвестиционной программы для поддержки роста ВВП и сохранения его на отметке не ниже 7.5% в год.

В последнее время факторы экономического роста Китая значительно трансформировались. Традиционно Китай предоставлял дешевые производственные решения для мирового рынка, но после сокращения экспорта из-за глобального экономического кризиса обрабатывающая промышленность Китая отреагировала незамедлительно и начала изменяться,  модернизировать свои ориентиры.

Сегодня китайское правительство инвестирует в развитие инфраструктуры и социальное обеспечение, а также направляет большие ресурсы на улучшение уровня жизни внутри обширных сельских районов Китая с целью повысить покупательские способности широких слоев населения  и увеличить внутреннее потребление.


Новые промышл

енные предприятия перемещаются вглубь страны, охватывая десятки новых городов и преобразуя их в промышленные регионы.

Несмотря на то, что Китай продолжает оставаться развивающимся рынком и познавать сложное по своей неоднородности мировое рыночное пространство (будь то продажи, торговля, инвестиции или франчайзинг), – эта страна открывает самые разные по величине возможности для сотрудничества.


Ключевые промышленные сектора страны

1.  Аэропорты и авиация   


Крупнейшимкитай 2.pngи центрами с четким фокусом на расширение сети воздушных портов и развитие авиастроения являются Чэнду, Ханчжоу, Нанкин, Шэньян, Сучжоу, Таншань, Тяньцзинь, Вэйфан, Сямэнь и Сиань. Основными задачами этих промышленных регионов являются: авиастроение и планирование, развитие, дизайн, а также строительство новых аэропортов.


В 2013 году китайское правительство инвестировало 1.5 триллионов юаней в развитие и увеличение числа аэропортов в стране. Всего за пять лет (2005-2010 гг.) в стране было построено 33 новых аэропорта, отреставрировано и расширено еще 142 аэропорта.

По данным администрации гражданской авиации Китая, к 2015 году в стране появится более 230 аэропортов, требующих более 4 500 самолетов и предлагающих возможности для принятия 450 миллионов пассажиров в год. Количество аэропортов будет продолжать расти и по прогнозам достигнет 270 к 2020 году и 300 к 2030 году.


В 2010 году, аэропорт Пекина обогнал лондонский Хитроу и стал вторым крупнейшим в мире аэропортом по объемам пассажиропотока, а шанхайский Пудонг занимает третье место в мире по объему грузоперевозок.

Неудивительно, что многие грузоперевозчики обратили внимание на такой рост и приняли решение открыть новые региональные центры в Китае: например, компания DHL с крупнейшими штаб-квартирами в Цинцинати, Лейпциге и Гонконге в 2011 году открыла четвертый центр в Шанхае, который теперь отвечает за Китай и северно-азиатские маршруты.


Объявив амбициозные планы расширения аэропортов, китайские города открыли огромные возможности для международных компаний: помощь в развитии инфраструктуры и создание инженерно-сервисных центров, обработка пассажиро- и грузопотоков, а также подготовка и обучение экипажа и персонала.

Последнее направление является весьма перспективным, поскольку быстрого роста аэропортов, к сожалению, не достаточно – необходимо также иметь квалифицированный штат опытных пилотов, бортпроводников, инженеров и специалистов в области связи, логистики, безопасности и питания. Китайские партнеры открыты к созданию специальных учебных центров: в рамках следующего пятилетнего плана центрами образовательной деятельности в соответствующих областях станут города Циндао и Наньтун.

Помимо этого, государство регулярно привлекает инвесторов для китайских и локализованных иностранных производителей, помогает местным авиакомпаниям закупать авиатехнику и авиаоборудование.


2. Автомобилестроение


китай 3.pngСемейный автомобиль, еще совсем недавно считавшийся показателем большого достатка и достный лишь небольшой части населения, а именно чиновникам, за последние несколько лет стал обычным предметом быта для большинства жителей Китая. В 2010 году Китайское правительство взяло на себя обязательство увеличения внутреннего потребления и повышение уровня дохода в городских и сельских районах, поэтому спрос на автомобили и их  техническое обслуживание растет по всей стране со значительной скоростью.


На сегодняшний день Китай также является крупнейшим в мире рынком импорта, как готовых автомобилей, так и сервисных услуг, различных компонентов, деталей, тюнинга и, самое главное, технологических инноваций.



Электрические транспортные средства (или электромобили)


Китайцы инвестируют значительные средства в развитие производства электрических и гибридных автомобилей. В 2010 году только пять городов: Шанхай, Чанчунь, Шэньчжэнь, Ханчжоу и Хэфэй – стали пилотными зонами с субсидированием на производство гибридных и электромобилей. Сейчас их число увеличилось до 25 городов. В 2012 году в Пекине появилось 30 000 электромобилей на дорогах: 23 000 классических электромобилей и 7 000 плагин-гибридов.

План развития электромобилей и их распространения на территории всего Китая требует большой и качественной поддержки со стороны международных партнеров по ряду ключевых направлений, в частности передовых технологий в области электрического транспортного средства. В ближайшие годы в Китае будут востребованы услуги инжиниринговых компаний и разработчиков в сфере создания аккумуляторов, электродвигателей и электрических систем управления в рамках развития нового поколения электромобилей в течение следующих 5-10 лет.


Основой план призван:

– уменьшить издержки производства батарей на 50%,

– иметь полтора миллиона электромобилей на дорогах Китая к 2018 году,

– увеличить годовую производственную мощностью энергетических батарей до 10Гв;

– выработать стандартную систему для производства всех электромобилей;

– установить более 2 000 зарядных станций и 400 000 зарядных центров в ключевых городах.


Хотя китайские производители, такие как BYD, являются передовыми в области разработки батарей и технологий для новых двигателей, есть ряд областей, где зарубежные компании могут быть привлечены к поступательному развитию электромобильного рынка, а именно композитные и легкие материалы, помощь в повышении уровня транспортных средств и тюнинг, инновации в интерфейсе и возможностях управления автомобилем, развитие систем безопасности электромобилей и другие возможности.


Рынок послепродажного обслуживания


Китайские клиенты все больше внимания уделяют уходу  за автомобилем, что приводит к  развитию рынка постпродажного обслуживания автомобилей. Это включает в себя такие направления, как ремонт и техническое обслуживание, закупка оборудования, комплектующих и компонентов, реконструкция автомобилей и эксплуатация б/у электронных продуктов, а также – обучение специалистов.

Ключевыми игроками по-прежнему остаются мировые производители. Bosch, например, имеет 855 станций технического обслуживания в Китае, что делает его крупнейшей независимой сетью автомобильного сервиса послепродажного обслуживания в стране.

Китайским компаниям, занимающимся постпродажным обслуживанием автомобилей, особенно ремонтом электроники, из-за небольшого масштаба таких организаций не хватает собственных исследований, инновационных технологий, технического ноу-хау и практики в области защиты прав интеллектуальной собственности. Поэтому их рынок не защищен от наплыва иностранных производителей, международных брендов, поставщиков низкого и среднего уровня конечных продуктов. В то же время растущий спрос на послепродажное обслуживание, увеличение цен на данный сервис с стране и поддержка государства делают этот рынок открытым для вхождения международных компаний.

Более того, Шанхай и близлежащие провинции Цзянсу, Чжэцзян и Аньхой (в дельте реки Янцзы) являются основными центрами производства компонентов для послепродажного обслуживания в Китае (примерно 44% от всего национального производства). Другие крупные производственные центры находятся в  Чунцине, Сычуане и Чанчуне (провинция Ляонин).

Одним из способов попасть на китайский рынок для зарубежных производителей запчастей является создание совместных предприятий с местными производителями.


3. Строительный сектор и улучшение инфраструктуры


китай 4.pngКрупнейшими региональными строительными центрами являются провинции Чанчунь, Чэнду, Дунгуань, Ханчжоу, Хэфэй, Нанкин, Шэньян, Сучжоу, Таншань, Тяньцзинь, Ухань и Уси. Кроме того, еще 23 города реализуют проекты по очистке воды и распространению систем фильтрации сточных вод.


По прибытию в Китай нельзя не заметить большого количества строительных кранов. По всех стране ведутся многочисленные строительные работы в основном для размещения огромного количества людей, которые постоянно переезжают из сельской местности, продолжая заполнять крупнейшие города.

Урбанизация Китая является примером крупнейшей миграции людей в истории мира. Более 200 миллионов человек переехали в крупные города страны за последние 10 лет, увеличив суммарную цифру всех жителей городов до 666 миллионов человек. Эта тенденция будет продолжаться, и к 2035 году китайское правительство ожидает появления еще 300 миллионов человек в городах по всей стране.


Необходимост

ь размещения людей и постоянный большой приток новых городских жителей, а также потребность в более комплексных решениях со стороны богатой части населения поставили несколько фундаментальных задач перед государством и открыли многочисленные возможности для зарубежных компаний.


Строительство для городов-миллионников


Приток людей в города Китая подтолкнул спрос на жилье, и частная собственность стала более распространенным инструментом для инвестиций. Рост дохода также привел к повышенному спросу на жилые, коммерческие и многофункциональные здания. Это в свою очередь привело к росту цен на строительном рынке и обусловило новую проблему – поиск жилищных решений для бедных слоев населения, а также создание баланса в строительстве разнобюджетных зданий. Сейчас правительство ведет работы по привлечению иностранных инноваций в области сооружения доступного жилья. Провинция Хэфэй объявила, что 10 миллионов кв.м. жилья для граждан с низким уровнем дохода будут построены в течение ближайших пяти лет, в то время как в провинции Шицзячжуан 462 000 квартир для малоимущих граждан будут закончены к 2018 году.

Массовая урбанизация и индустриализация имели большое влияние на окружающую среду в Китае. Одна из приоритетных задач китайского правительства – улучшение экологии в городах. Достижение данной задачи включает в себя ряд существенных изменений: например, строительство экологически безопасных домов и увеличение зеленых строительных объектов. Для реализации таких грандиозных планов необходима помощь международных партнеров в предоставлении технологий и методов, дизайнерских и инфраструктурных решений, систем управления по строительству таких экологически чистых городов, и, самое главное – экологичных материалов.


Провинция Цзинань намерена построить 16 городских комплексов, охватывающих 40 квадратных километров земли, а Тяньцзинь планирует освоить прибрежную зону для возведения новых жилых построек. В провинции Чанчуне в строительство нового регионального делового района будет вложено  30 миллиардов юаней.


Все новые объекты городской инфраструктуры будут возводиться в соответствии с новейшими технологиями и экологичными методами, что должно уменьшить их воздействие на окружающую среду.


Однако строительством экологичных комплексов планы развития городов-миллионников не ограничиваются. Многие китайские мегаполисы объявили о планах выделения значительных средств на развитие инфраструктуры в течение ближайших пять-десять лет. Сельские регионы Китая до сих пор борются с перебоями в подаче электроэнергии, и близлежащие города будут инвестировать в увеличение энергоемкости: расширять существующие электростанции и воздвигать новые экологичные объекты. Городской округ Цзянмэнь объявил, что более миллиарда юаней будет инвестировано в строительство электросетей.

Водоснабжение и очистка сточных каналов также является проблемой стремительного расширения границ городов. Провинция Нанкин инвестирует 390 миллиардом юаней в инфраструктуру и восстановление речного регулирования. Города Баотоу и Цзыбо будут инвестировать 12 миллиардов и 8.2 миллиарда юаней в различные инфраструктурные проекты. Доступ населения водопроводной воде увеличится по всему Китаю. Провинции Сиань, Вэньчжоу и Наньчан объявили о планах строительства новых водозаборных заводов.


Системы работы со сточной водой и ее очисткой также нуждаются в модернизации, новом оборудовании и новых технологиях. Возведение новых водных очистительных сооружений планируется в провинциях Тяньцзинь, Цзыбо, Чанчжоу и Сиань, в то время как Сямынь, Чжухай, Ухань, Куньмин и Гуйян продолжат расширять существующее производство чистой воды и планируют вдвое увеличить существующие мощности.

Города также должны улучшить системы утилизации мусора как бытового, так и промышленного. Провинция Сямэнь объявила о планах строительства заводов для переработки бытовых отходов, а также мусоросжигательного завода. Вэньчжоу намерена инвестировать 2,3 миллиарда юаней к 2015 году в модернизацию системы утилизации мусора.

Особой проблемой в сухой северной части страны становится нехватка воды. Китайское правительство работает над целым рядом водоохранных проектов, где без международного опыта и технологий также не обойтись.




АВТОР РУБРИКИ

загруженное (1).jpg

АНАСТАСИЯ КОЧЕТОВА

Старший региональный руководитель проектов компании Young and Rubicam (Франция)
Магистр наук University of Edinburgh (Великобритания)


интересы:
- международный стратегический бизнес и интернализация;
- бренд-менеджмент и управление брендами и товарами на локальных рынках.

опыт:
8 лет работы в международном бизнесе с крупнейшими компаниями в своих отраслях.

2013 – н.в. - Старший региональный руководитель проектов Young and Rubicam, Франция
Менеджмент бренд стратегии Colgate-Palmolive в 92 странах Восточной Европы, Дальнего и Ближнего Востока и Африки.

2012-2013 гг. – старший бизнес консультант Market Access Global, Португалия
Разработка стратегии интернализации для европейских и российских компаний; помощь в выходе на международный рынок и в адаптации бизнеса под особенности локальных рынков: SONAE Холдинг; IceHotel; Глобус Гурмэ и другие.

В 2012 году получила звание магистра наук в Университете Эдинбурга (Великобритания) по специальности «международный бизнес и развивающиеся рынки»

В 2011 году закончила с отличием Международный Институт Рекламы по специальности «менеджмент в рекламе»

2007-2011 гг – менеджер среднего звена

Young and Rubicam Россия

Рекламная стратегия и поддержка для ключевых клиентов компании: Land Rover, Colgate-Palmolive, MTS, LG Electronics, Xerox, Bristol Meyer Squibb, Uncredit Financial Group, Pirelli, Bacardi-Martini, Mabe и других

В 2004 году окончила Колледж Министерства иностранных дел и работала в Аппарате Президента РФ (кабинет Полномочного Представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе)

Родилась в Москве в 1985 году.

Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


20.09.2019 Российский цветмет: экспорт никеля и алюминия вырос, поставки меди снизились

Российский экспорт необработанного алюминия в январе-июле 2019 года превысил 1,9 млн тонн, что на 6,...

20.09.2019 Ленинградским экспортерам подарили справочник

Лифлет тиражом 5 тысяч экземпляров подготовлен региональным Центром поддержки экспорта АНО «ЦРП ЛО»

19.09.2019 Экспорт сельскохозяйственной продукции из Кабардино-Балкарии увеличился на 7,8%

Экспорт продукции агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики увеличился на 7,8%...

Топ мероприятий


20.05.2020 АктобеНефтеХим-2020

Международная выставка оборудования и технологий химической, нефтяной и газовой промышленности «Акто...

20.05.2020 MinTech-Актобе 2020

Международная выставка оборудования и технологий горнодобывающей, металлургической, угольной и энерг...

22.04.2020 MinTech-Павлодар 2020

Международная выставка оборудования и технологий горнодобывающей, металлургической, угольной и энерг...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

Наши партнеры