Ежемесячный обзор международных рынков: КИТАЙ
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКОВ
Китайская Народная Республика
Особенности экономики страны
Последние 32 года китайская экономика отличалась высокими темпами роста: в среднем чуть меньше 10% ежегодно. Это позволило Китаю обогнать Японию в 2010 году и стать второй по величине экономикой мира. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Китай сможет обогнать США в 2016 году (по паритету покупательной способности).
В то время, как многие из крупных экономик мира все еще пытаются оправиться от экономического спада, темпы прироста экономики Китая также несколько замедлились: в 2011 году этот показатель составил 9,2%, в сравнении с 10,3% в 2010 году. Такое же замедление экономического роста наблюдалось в 2012 году, тогда темп прироста составил около 8,2%. Отчасти это связано с падением спроса на китайскую продукцию на крупнейших для Поднебесной экспортных рынках: в Европе и США. Немаловажную роль сыграло и ужесточение денежно-кредитной политики в конце 2011 года. Ввиду этого в 2012 году китайское правительство ослабило денежно-кредитную политику и приступило к осуществлению крупной инвестиционной программы для поддержки роста ВВП и сохранения его на отметке не ниже 7.5% в год.
В последнее время факторы экономического роста Китая значительно трансформировались. Традиционно Китай предоставлял дешевые производственные решения для мирового рынка, но после сокращения экспорта из-за глобального экономического кризиса обрабатывающая промышленность Китая отреагировала незамедлительно и начала изменяться, модернизировать свои ориентиры.
Сегодня китайское правительство инвестирует в развитие инфраструктуры и социальное обеспечение, а также направляет большие ресурсы на улучшение уровня жизни внутри обширных сельских районов Китая с целью повысить покупательские способности широких слоев населения и увеличить внутреннее потребление.
Новые промышл
енные предприятия перемещаются вглубь страны, охватывая десятки новых городов и преобразуя их в промышленные регионы.
Несмотря на то, что Китай продолжает оставаться развивающимся рынком и познавать сложное по своей неоднородности мировое рыночное пространство (будь то продажи, торговля, инвестиции или франчайзинг), – эта страна открывает самые разные по величине возможности для сотрудничества.
Ключевые промышленные сектора страны
Крупнейшими центрами с четким фокусом на расширение сети воздушных портов и развитие авиастроения являются Чэнду, Ханчжоу, Нанкин, Шэньян, Сучжоу, Таншань, Тяньцзинь, Вэйфан, Сямэнь и Сиань. Основными задачами этих промышленных регионов являются: авиастроение и планирование, развитие, дизайн, а также строительство новых аэропортов.
В 2013 году китайское правительство инвестировало 1.5 триллионов юаней в развитие и увеличение числа аэропортов в стране. Всего за пять лет (2005-2010 гг.) в стране было построено 33 новых аэропорта, отреставрировано и расширено еще 142 аэропорта.
По данным администрации гражданской авиации Китая, к 2015 году в стране появится более 230 аэропортов, требующих более 4 500 самолетов и предлагающих возможности для принятия 450 миллионов пассажиров в год. Количество аэропортов будет продолжать расти и по прогнозам достигнет 270 к 2020 году и 300 к 2030 году.
В 2010 году, аэропорт Пекина обогнал лондонский Хитроу и стал вторым крупнейшим в мире аэропортом по объемам пассажиропотока, а шанхайский Пудонг занимает третье место в мире по объему грузоперевозок.
Неудивительно, что многие грузоперевозчики обратили внимание на такой рост и приняли решение открыть новые региональные центры в Китае: например, компания DHL с крупнейшими штаб-квартирами в Цинцинати, Лейпциге и Гонконге в 2011 году открыла четвертый центр в Шанхае, который теперь отвечает за Китай и северно-азиатские маршруты.
Объявив амбициозные планы расширения аэропортов, китайские города открыли огромные возможности для международных компаний: помощь в развитии инфраструктуры и создание инженерно-сервисных центров, обработка пассажиро- и грузопотоков, а также подготовка и обучение экипажа и персонала.
Последнее направление является весьма перспективным, поскольку быстрого роста аэропортов, к сожалению, не достаточно – необходимо также иметь квалифицированный штат опытных пилотов, бортпроводников, инженеров и специалистов в области связи, логистики, безопасности и питания. Китайские партнеры открыты к созданию специальных учебных центров: в рамках следующего пятилетнего плана центрами образовательной деятельности в соответствующих областях станут города Циндао и Наньтун.
Помимо этого, государство регулярно привлекает инвесторов для китайских и локализованных иностранных производителей, помогает местным авиакомпаниям закупать авиатехнику и авиаоборудование.
Семейный автомобиль, еще совсем недавно считавшийся показателем большого достатка и достный лишь небольшой части населения, а именно чиновникам, за последние несколько лет стал обычным предметом быта для большинства жителей Китая. В 2010 году Китайское правительство взяло на себя обязательство увеличения внутреннего потребления и повышение уровня дохода в городских и сельских районах, поэтому спрос на автомобили и их техническое обслуживание растет по всей стране со значительной скоростью.
На сегодняшний день Китай также является крупнейшим в мире рынком импорта, как готовых автомобилей, так и сервисных услуг, различных компонентов, деталей, тюнинга и, самое главное, технологических инноваций.
Электрические транспортные средства (или электромобили)
Китайцы инвестируют значительные средства в развитие производства электрических и гибридных автомобилей. В 2010 году только пять городов: Шанхай, Чанчунь, Шэньчжэнь, Ханчжоу и Хэфэй – стали пилотными зонами с субсидированием на производство гибридных и электромобилей. Сейчас их число увеличилось до 25 городов. В 2012 году в Пекине появилось 30 000 электромобилей на дорогах: 23 000 классических электромобилей и 7 000 плагин-гибридов.
План развития электромобилей и их распространения на территории всего Китая требует большой и качественной поддержки со стороны международных партнеров по ряду ключевых направлений, в частности передовых технологий в области электрического транспортного средства. В ближайшие годы в Китае будут востребованы услуги инжиниринговых компаний и разработчиков в сфере создания аккумуляторов, электродвигателей и электрических систем управления в рамках развития нового поколения электромобилей в течение следующих 5-10 лет.
– уменьшить издержки производства батарей на 50%,
– иметь полтора миллиона электромобилей на дорогах Китая к 2018 году,
– увеличить годовую производственную мощностью энергетических батарей до 10Гв;
– выработать стандартную систему для производства всех электромобилей;
– установить более 2 000 зарядных станций и 400 000 зарядных центров в ключевых городах.
Хотя китайские производители, такие как BYD, являются передовыми в области разработки батарей и технологий для новых двигателей, есть ряд областей, где зарубежные компании могут быть привлечены к поступательному развитию электромобильного рынка, а именно композитные и легкие материалы, помощь в повышении уровня транспортных средств и тюнинг, инновации в интерфейсе и возможностях управления автомобилем, развитие систем безопасности электромобилей и другие возможности.
Рынок послепродажного обслуживания
Китайские клиенты все больше внимания уделяют уходу за автомобилем, что приводит к развитию рынка постпродажного обслуживания автомобилей. Это включает в себя такие направления, как ремонт и техническое обслуживание, закупка оборудования, комплектующих и компонентов, реконструкция автомобилей и эксплуатация б/у электронных продуктов, а также – обучение специалистов.
Ключевыми игроками по-прежнему остаются мировые производители. Bosch, например, имеет 855 станций технического обслуживания в Китае, что делает его крупнейшей независимой сетью автомобильного сервиса послепродажного обслуживания в стране.
Китайским компаниям, занимающимся постпродажным обслуживанием автомобилей, особенно ремонтом электроники, из-за небольшого масштаба таких организаций не хватает собственных исследований, инновационных технологий, технического ноу-хау и практики в области защиты прав интеллектуальной собственности. Поэтому их рынок не защищен от наплыва иностранных производителей, международных брендов, поставщиков низкого и среднего уровня конечных продуктов. В то же время растущий спрос на послепродажное обслуживание, увеличение цен на данный сервис с стране и поддержка государства делают этот рынок открытым для вхождения международных компаний.
Более того, Шанхай и близлежащие провинции Цзянсу, Чжэцзян и Аньхой (в дельте реки Янцзы) являются основными центрами производства компонентов для послепродажного обслуживания в Китае (примерно 44% от всего национального производства). Другие крупные производственные центры находятся в Чунцине, Сычуане и Чанчуне (провинция Ляонин).
Одним из способов попасть на китайский рынок для зарубежных производителей запчастей является создание совместных предприятий с местными производителями.
3. Строительный сектор и улучшение инфраструктуры
Крупнейшими региональными строительными центрами являются провинции Чанчунь, Чэнду, Дунгуань, Ханчжоу, Хэфэй, Нанкин, Шэньян, Сучжоу, Таншань, Тяньцзинь, Ухань и Уси. Кроме того, еще 23 города реализуют проекты по очистке воды и распространению систем фильтрации сточных вод.
По прибытию в Китай нельзя не заметить большого количества строительных кранов. По всех стране ведутся многочисленные строительные работы в основном для размещения огромного количества людей, которые постоянно переезжают из сельской местности, продолжая заполнять крупнейшие города.
Урбанизация Китая является примером крупнейшей миграции людей в истории мира. Более 200 миллионов человек переехали в крупные города страны за последние 10 лет, увеличив суммарную цифру всех жителей городов до 666 миллионов человек. Эта тенденция будет продолжаться, и к 2035 году китайское правительство ожидает появления еще 300 миллионов человек в городах по всей стране.
Необходимост
ь размещения людей и постоянный большой приток новых городских жителей, а также потребность в более комплексных решениях со стороны богатой части населения поставили несколько фундаментальных задач перед государством и открыли многочисленные возможности для зарубежных компаний.
Строительство для городов-миллионников
Приток людей в города Китая подтолкнул спрос на жилье, и частная собственность стала более распространенным инструментом для инвестиций. Рост дохода также привел к повышенному спросу на жилые, коммерческие и многофункциональные здания. Это в свою очередь привело к росту цен на строительном рынке и обусловило новую проблему – поиск жилищных решений для бедных слоев населения, а также создание баланса в строительстве разнобюджетных зданий. Сейчас правительство ведет работы по привлечению иностранных инноваций в области сооружения доступного жилья. Провинция Хэфэй объявила, что 10 миллионов кв.м. жилья для граждан с низким уровнем дохода будут построены в течение ближайших пяти лет, в то время как в провинции Шицзячжуан 462 000 квартир для малоимущих граждан будут закончены к 2018 году.
Массовая урбанизация и индустриализация имели большое влияние на окружающую среду в Китае. Одна из приоритетных задач китайского правительства – улучшение экологии в городах. Достижение данной задачи включает в себя ряд существенных изменений: например, строительство экологически безопасных домов и увеличение зеленых строительных объектов. Для реализации таких грандиозных планов необходима помощь международных партнеров в предоставлении технологий и методов, дизайнерских и инфраструктурных решений, систем управления по строительству таких экологически чистых городов, и, самое главное – экологичных материалов.
Провинция Цзинань намерена построить 16 городских комплексов, охватывающих 40 квадратных километров земли, а Тяньцзинь планирует освоить прибрежную зону для возведения новых жилых построек. В провинции Чанчуне в строительство нового регионального делового района будет вложено 30 миллиардов юаней.
Все новые объекты городской инфраструктуры будут возводиться в соответствии с новейшими технологиями и экологичными методами, что должно уменьшить их воздействие на окружающую среду.
Однако строительством экологичных комплексов планы развития городов-миллионников не ограничиваются. Многие китайские мегаполисы объявили о планах выделения значительных средств на развитие инфраструктуры в течение ближайших пять-десять лет. Сельские регионы Китая до сих пор борются с перебоями в подаче электроэнергии, и близлежащие города будут инвестировать в увеличение энергоемкости: расширять существующие электростанции и воздвигать новые экологичные объекты. Городской округ Цзянмэнь объявил, что более миллиарда юаней будет инвестировано в строительство электросетей.
Водоснабжение и очистка сточных каналов также является проблемой стремительного расширения границ городов. Провинция Нанкин инвестирует 390 миллиардом юаней в инфраструктуру и восстановление речного регулирования. Города Баотоу и Цзыбо будут инвестировать 12 миллиардов и 8.2 миллиарда юаней в различные инфраструктурные проекты. Доступ населения водопроводной воде увеличится по всему Китаю. Провинции Сиань, Вэньчжоу и Наньчан объявили о планах строительства новых водозаборных заводов.
Системы работы со сточной водой и ее очисткой также нуждаются в модернизации, новом оборудовании и новых технологиях. Возведение новых водных очистительных сооружений планируется в провинциях Тяньцзинь, Цзыбо, Чанчжоу и Сиань, в то время как Сямынь, Чжухай, Ухань, Куньмин и Гуйян продолжат расширять существующее производство чистой воды и планируют вдвое увеличить существующие мощности.
Города также должны улучшить системы утилизации мусора как бытового, так и промышленного. Провинция Сямэнь объявила о планах строительства заводов для переработки бытовых отходов, а также мусоросжигательного завода. Вэньчжоу намерена инвестировать 2,3 миллиарда юаней к 2015 году в модернизацию системы утилизации мусора.
Особой проблемой в сухой северной части страны становится нехватка воды. Китайское правительство работает над целым рядом водоохранных проектов, где без международного опыта и технологий также не обойтись.
АВТОР РУБРИКИ
АНАСТАСИЯ КОЧЕТОВА
Старший региональный руководитель проектов компании Young and Rubicam (Франция)
Магистр наук University of Edinburgh (Великобритания)
интересы:
- международный стратегический бизнес и интернализация;
- бренд-менеджмент и управление брендами и товарами на локальных рынках.
опыт:
8 лет работы в международном бизнесе с крупнейшими компаниями в своих отраслях.
2013 – н.в. - Старший региональный руководитель проектов Young and Rubicam, Франция
Менеджмент бренд стратегии Colgate-Palmolive в 92 странах Восточной Европы, Дальнего и Ближнего Востока и Африки.
2012-2013 гг. – старший бизнес консультант Market Access Global, Португалия
Разработка стратегии интернализации для европейских и российских компаний; помощь в выходе на международный рынок и в адаптации бизнеса под особенности локальных рынков: SONAE Холдинг; IceHotel; Глобус Гурмэ и другие.
В 2012 году получила звание магистра наук в Университете Эдинбурга (Великобритания) по специальности «международный бизнес и развивающиеся рынки»
В 2011 году закончила с отличием Международный Институт Рекламы по специальности «менеджмент в рекламе»
2007-2011 гг – менеджер среднего звена
Young and Rubicam Россия
Рекламная стратегия и поддержка для ключевых клиентов компании: Land Rover, Colgate-Palmolive, MTS, LG Electronics, Xerox, Bristol Meyer Squibb, Uncredit Financial Group, Pirelli, Bacardi-Martini, Mabe и других
В 2004 году окончила Колледж Министерства иностранных дел и работала в Аппарате Президента РФ (кабинет Полномочного Представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе)
Родилась в Москве в 1985 году.