Обзор экспорта железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (категория 86 ТН ВЭД) за 2015 год
1. Обзор экспорта за период 2010-2015 годов
В 2015 году экспорт российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (категория 86 ТН ВЭД) уменьшился на 29% по сравнению с 2014 г. до объёма в $0,6 млрд долларов США (см. Таблицу 1). Положительное сальдо торгового баланса составляло в 2015 году $0,2 млрд долларов США. В 2015 году российский экспорт железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая составлял 1,8% от общемирового, что позволило России занять 13 место в рейтинге стран-экспортеров железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая. Последние 5 лет отрасль показывает постепенный рост объёмов экспорта (см. График 1).
Таблица 1. Экспорт железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая за 2010-2015гг. (млрд долл. США).
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Объем экспорта
|
$0.40
|
$0.59
|
$1.48
|
$0.83
|
$0.78
|
$0.55
|
Источник: ITC Trade Map
Экспорт данной категории продукции составляют:
- Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные (45%)
- Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава (29%)
- Путевое оборудование и устройства для железнодорожных или трамвайных путей (7%)
- Вагоны железнодорожные или трамвайные, пассажирские несамоходные (7%)
- Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные, открытые платформы, кроме входящих в товарную позицию 8604 (6%)
- Железнодорожные локомотивы прочие; локомотивные тендеры (3%)
- Контейнеры (включая емкости для перевозки жидкостей или газов), специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта (2%)
- Транспортные средства самоходные или несамоходные, предназначенные для ремонта или технического обслуживания железнодорожных или трамвайных путей (2%)
Наибольший рост по сравнению с 2014 годом показали вагоны железнодорожные или трамвайные, пассажирские несамоходные (+99%). Наибольший спад в поставках показали транспортные средства самоходные или несамоходные, предназначенные для ремонта или технического обслуживания железнодорожных или трамвайных путей (-86%) (см. Таблицу 2, График 2).
Крупнейшими импортёрами, потребляющими более 77% всей российской продукции 86 ТН ВЭД в 2015 году стали Казахстан, Азербайджан, Украина, Республика Беларусь, США. На долю 10 главных импортёров приходится свыше 91% всего экспорта железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая (см. Таблицу 3, График 3).
По итогам 2015 года, наибольший рост импорта российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая по сравнению с 2014 годом был зафиксирован в Азербайджане (+1505%). Наибольший спад объема поставок наблюдался в Австрии (-81%) (см. График 4).
В заключение можно сказать, что Россия остается крупным экспортером железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая, когда как объемы экспорта в 2 раза больше объемов импорта.
Приложения
График 1. Динамика экспорта российских железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая за 2010-2015гг. (млрд долл. США).
Таблица 2. Основные виды экспортируемой продукции 86 ТН ВЭД в 2014-2015 годах
ТН ВЭД
|
Продукция
|
Год
|
Изменения за год
|
Доля в российском экспорте
|
|
|
2014 (тыс долл. США)
|
2015 (тыс долл. США)
|
8606
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные
|
$262,968
|
$247,716
|
-6%
|
45%
|
8607
|
Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава
|
$262,872
|
$163,043
|
-38%
|
29%
|
8608
|
Путевое оборудование и устройства для железнодорожных или трамвайных путей
|
$53,376
|
$38,422
|
-28%
|
7%
|
8605
|
Вагоны железнодорожные или трамвайные, пассажирские несамоходные
|
$18,707
|
$37,150
|
99%
|
7%
|
8603
|
Моторные железнодорожные или трамвайные вагоны пассажирские, товарные или багажные, открытые платформы, кроме входящих в товарную позицию 8604
|
$45,289
|
$31,822
|
-30%
|
6%
|
8602
|
Железнодорожные локомотивы прочие; локомотивные тендеры
|
$57,393
|
$14,067
|
-75%
|
3%
|
8609
|
Контейнеры (включая емкости для перевозки жидкостей или газов), специально предназначенные и оборудованные для перевозки одним или несколькими видами транспорта
|
$9,383
|
$10,782
|
15%
|
2%
|
8604
|
Транспортные средства самоходные или несамоходные, предназначенные для ремонта или технического обслуживания железнодорожных или трамвайных путей
|
$65,688
|
$9,008
|
-86%
|
2%
|
8601
|
Железнодорожные локомотивы, с питанием от внешнего источника электроэнергии, или аккумуляторные
|
$1,261
|
$1,863
|
48%
|
0.3%
|
График 2. Основные виды экспортируемой продукции 86 ТН ВЭД в 2015 году.
Таблица 3. Главные импортёры российской продукции 86 ТН ВЭД за период 2014-2015 годов
Импортёры
|
Объём экспорта в 2014 (тыс. долл. США)
|
Объём экспорта в 2015 (тыс. долл. США)
|
Рост за 2014-2015 (%)
|
Доля в структуре экспорта (%)
|
Мир
|
$776,937
|
$553,872
|
-29%
|
100%
|
Казахстан
|
$359,555
|
$173,226
|
-52%
|
31%
|
Азербайджан
|
$7,964
|
$127,815
|
1505%
|
23%
|
Украина
|
$43,013
|
$43,595
|
1%
|
8%
|
Республика Беларусь
|
$89,134
|
$43,472
|
-51%
|
8%
|
США
|
$9,091
|
$35,759
|
293%
|
6%
|
Узбекистан
|
$62,019
|
$29,758
|
-52%
|
5%
|
Сербия
|
$13,294
|
$14,800
|
11%
|
3%
|
Литва
|
$35,106
|
$11,843
|
-66%
|
2%
|
Латвия
|
$30,103
|
$11,191
|
-63%
|
2%
|
Болгария
|
$2,824
|
$9,946
|
252%
|
2%
|
Туркменистан
|
$17,277
|
$9,828
|
-43%
|
2%
|
Индия
|
$0
|
$5,978
|
-
|
1%
|
Эстония
|
$3,451
|
$4,957
|
44%
|
1%
|
Словакия
|
$6,248
|
$4,924
|
-21%
|
1%
|
Грузия
|
$4,004
|
$4,526
|
13%
|
1%
|
Иран
|
$1,416
|
$3,164
|
123%
|
1%
|
Австрия
|
$14,320
|
$2,762
|
-81%
|
0.5%
|
Монголия
|
$56,905
|
$1,747
|
-97%
|
0.3%
|
Германия
|
$762
|
$1,270
|
67%
|
0.2%
|
График 3. Главные импортёры российской продукции 86 ТН ВЭД за 2015 год.
График 4. Динамика импорта российской продукции 86 ТН ВЭД за период 2014-2015 годов (млн долл. США).