Торговый оборот между Россией и Китаем за 1 полугодие 2015 года
1. Информация о Китае
Основными экспортируемыми из Китая товарами являются: электрические машины и оборудование, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели, предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания.
ВВП Китая составил в 2014 году $ 10,4 трлн долларов США. В 2015 году ожидается рост в районе 8 % (см. График 1).
В 2014 году инфляция составила 2 %. В 2015 году ожидается спад до 1,2%.
График 1. Динамика ВВП Китая ( трлн долл. США)
Источник: International Monetary Fund (IMF)
Население страны — 1,4 млрд человек. Количество безработных - 4 % от общего числа работоспособного населения. Самая крупная возрастная группа от 25 до 54 лет ( 48 %). Официальный язык — китайский.
По данным ежегодного рейтинга Всемирного банка “Doing Business”, Китай занимает 83 место по простоте ведения бизнеса.
В 2015 году Китай занял 100 место из 175 стран согласно Transparency International’s Corruption Perceptions Index ( Ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции международными аналитиками, в котором на 1 месте-наименее коррумпированная страна, а на 175-наиболее коррумпированная).
2. Товарооборот между Россией и Китаем за 1 полугодие 2015 года
В 1 полугодии 2015 года общий товарооборот между Россией и Китаем составил $ 29,7 млрд долларов США. Таким образом, товарооборот между двумя странами снизился на 31 % по сравнению с 1 полугодием 2014 года, когда товарооборот составлял $ 42,9 млрд долларов.
Российский экспорт в Китай за этот период сократился на 25 % по сравнению с 1 полугодием 2014 года до объёма в $ 14,3 млрд долларов (см. Таблицу 1, График 2). Импорт из Китая - $ 15,4 млрд долларов США (- 36 %). Отрицательное сальдо торгового баланса составило $ 1 млрд долларов США.
Таблица 1. Экспорт и импорт между Россией и Китаем ( млрд долл. США)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
1 полугодие 2014
|
1полугодие 2015
|
экспорт
|
$19.783
|
$34.692
|
$35.767
|
$35.625
|
$21.701
|
$19.053
|
$14.296
|
импорт
|
$38.961
|
$48.038
|
$51.768
|
$53.173
|
$19.457
|
$23.881
|
$15.363
|
График 2. Экспорт и импорт между Россией и Китаем за 5 лет (млрд долл. США)
Источник: ITC Trade Map
Основная доля российского экспорта в Китай приходится на:
- Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества
- Древесина и изделия из нее; древесный уголь
- Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства
- Удобрения
- Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
- Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы)
- Руды, шлак и зола
- Органические химические соединения
- Пластмассы и изделия из них
- Медь и изделия из нее
- Каучук, резина и изделия из них
(см. Таблицу 2; График 3).
В 1 полугодии 2015 года наибольший рост экспорта (в сравнении с 1 полугодием 2014 года) произошел в поставках пластмасс (+ 304 %). Наибольший спад объёмов экспорта произошел в поставках руды и шлака (- 35 %).
Крупнейшими экспортёрами на рынок Китая являются: Корея (10%), Япония ( 8%), США (8%), Тайвань ( 8 %)
Китай в свою очередь поставляет России:
- Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства
- Электрические машины и оборудование, их части
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
- Пластмассы и изделия из них
- Органические химические соединения
- Изделия из черных металлов
- Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали
- Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания
- Игрушки, игры и спортивный инвентар
- Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды
- Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания
(см. Таблицу 3, График 4).
В 1 полугодии 2015 года наибольший рост импорта произошел в поставках органических химических соединений (+ 5 %). Наибольший спад объемов импорта произошел в поставках средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава (- 54 %).