18 октября 2018 года в рамках пресс-конференции «Национальные выставочные проекты как двигатель развития торгово-экономических взаимоотношений России и Китая» было анонсировано создание в 2019 году экспортно-импортной торговой платформы на базе крупнейшей международной выставочной площадки потребительских товаров International Commodity Fair.
Мероприятие посетил первый секретарь Посольства КНР в РФ Ли Чаохуэй. Он отметил, что в последнее время отношения России и Китая находятся в наилучшем положении и выразил надежду на активную реализацию потенциала сотрудничества, а также увеличение взаимного товарооборота до $100 млрд к концу года.
О проекте, который в значительной степени способствует расширению инвестиционных и экспортных возможностей рассказала руководитель направления национальных выставок компании «Мессе Франкфурт РУС» Виктория Харламова. «Российские компании сегодня очень активно проявляют интерес к выходу на китайский рынок, и вообще на зарубежные рынки, особенно в сфере потребительских товаров. Следуя этому тренду и курсу нашего государства, направленному на несырьевой товарный экспорт, компания «Мессе Франкфурт РУС» совместно с Министерством коммерции КНР запускают новую концепцию национальных выставочных проектов, импортно-экспортную платформу International Commodity Fair», - сообщила она.
International Commodity Fair - это международная выставка потребительских товаров, которая объединит в себе два проекта. Первый, China Commodity Fair - национальная выставка китайских производителей, которая уже в четвертый раз пройдет в июне 2019 года. Второй проект – Российская экспортная площадка, где в рамках павильонов регионов России будут представлены товары компаний-производителей, которые ориентированы на экспорт. Участники получат возможность встретиться и провести переговоры с иностранными закупщиками.
«Мы будем приглашать импортеров, дистрибьюторов и сетевой ритейл из Китая и стран СНГ. Если такой формат окажется успешным, в чем мы не сомневаемся, то мы реализуем подобную концепцию и на машиностроительной выставке China Machinery Fair», - добавила Виктория Хармалова.
“Внешняя торговля – это дорога с двусторонним движением. И на протяжении последних десятилетий структура товарооборота не меняется: российский экспорт в Китай на 60% состоит из товаров топливно-энергетического комплекса. Конечно, хотелось бы, чтобы во второй декаде XXI века Россия в Китай поставляла продукты большей степени передела. В этом плане инициатива о создании платформы, которая была бы направлена и на экспорт российских товаров, видится очень правильной. Китай готов принимать российские товары и увеличивать импорт”, - отметил директор по связям с госорганами компании ALIBABA.COM Сергей Лебедев, добавив, что китайский рынок тяжелый, но в России есть достаточное количество госинтститутов развития, которые призваны помогать российский производителям экспортировать продукты.
Участники конференции обсудили развитие двусторонних проектов, в частности привлечение китайских специалистов в таких областях, как высотное строительство и возведение объектов альтернативной энергетики. Также речь шла о взаимодействии в сфере машиностроения, инвестиционных проектах и условиях для иностранных инвесторов.
Говоря о инвестициях, управляющий партнер ILM Андрей Лукашев отметил, что Китай лидирует среди иностранных инвесторов в российское производство, однако и его доля составляет только 6,6%, большая доля инвестиций – 82,5% - приходится на Россию. Он рассказал о действующих преференциях для иностранных компаний, особых условиях в рамках региональных индустриальных парков и налоговых льготах. Также эксперт дал оптимистичный прогноз относительно развития этого сегмента экономики: “С учетом долгострочных и анонсированных проектов мы ожидаем существенное повышение инвестиционной активности как по итогам 2018 года, так и в начале 2019 года. Площадки, проекты, хорошая инженерная база у нас в России есть, многие регионы создают особые экономичческие зоны и предоставляют существенные льготы для развития бизнеса в России и привлечения иностранных инвестиций”.
В 2019 году выставка China Commodity Fair в четвертый раз откроет свои двери, и помимо качественных потребительских товаров из Китая, представит российских производителей, которые смогут расширить каналы сбыта и заключить новые экспортные контракты. На протяжении трех дней выставки будет проходить форум, посвященный экспорту и импорту по маршруту «Россия - Китай». Также на выставке будет работать Единый Консультационный Центр по вопросам сотрудничества с Китаем, где эксперты предоставят консультации по вопросам логистики, таможенного оформления, заключения контрактов, лизинга, расскажут о возможностях финансового обеспечения ВЭД.
«Мы очень надеемся, что интерес к этой площадке будет расти, потому что это возможность для российских компаний узнать и найти новых партнеров в Китае, это возможность для инвестиций в Россию, для локализации производств на территории Российской Федерации, и мы надеемся, что это мероприятие будет востребовано», - отметил вице-президент РАСПП Тимур Андреев.