Алексей Оттен: «…Можем обеспечить поставку в любую точку планеты»




Алексей Оттен: «…Можем обеспечить поставку в любую точку планеты»



Как экспортировать товар в 58 стран мира? И в чем секрет успешного бизнеса? Об этом и не только мы поговорили с Алексеем Оттеном, председателем Совета директоров ОАО «НЕКК».



Алексей Оттен, председатель Совета директоров НЕКК

Э. Р.: Алексей Борисович, расскажите, как появилась идея создания экспортно-ориентированного производства в рамках промышленной группы НЕКК?


А. О.: В 2003 году я закончил президентскую программу*, и пришло понимание того, что процесс управления и построения бизнеса имеет свои правила и инструменты. У меня, профессионального инженера-строителя, появилось острое желание что-то срочно создать по классическим законам менеджмента. В стройке к тому времени мне было уже скучно, да и применить полученные знания вряд ли бы получилось. Стройка — это скорее политика, если мы не говорим о самой технологии возведения.



Э. Р.: Почему именно медный купорос?


А. О.: Мой давний друг шел параллельным, встречным путём. Сегодня он мой основной партнер. Профессиональный торговец медным купоросом, получал его в обмен на лом в рамках контракта с крупным медеэлектролитным комбинатом. Но условия взаимодействия сменились, и мой товарищ остался без продукта, хотя отлично ориентировался на рынках, где этот товар представлен. В итоге, мы решили создать производство медного купороса с нуля. Я получал возможность попробовать себя в классическом производственном проекте от бизнес-инициативы до конечного продукта, партнёр получал возможность развиваться дальше в рамках реализации медного купороса. Как правило, производство медного купороса носит массовый характер на медеэлектролитных заводах и является для них промпродуктом, то есть попутным продуктом основного производства. Поэтому необходимо было найти нишу, чтобы не конкурировать с массовым дешёвым продуктом, у которого и себестоимость порой не считается. Мы решили производить сульфат меди особого качества, востребованный в кормовой и электронной промышленности. Первую опытную промышленную партию этого высококачественного сульфата меди мы получили в 2006 году.



Э. Р.: То есть, производству уже 10 лет… И предприятие изначально было ориентировано на экспорт?


А. О.: Так как основные рынки сбыта находились за пределами России, то мы сразу начали «затачивать» структуру под экспорт. Чтобы преодолеть барьеры при выходе на европейский и североамериканский рынки мы создали торговый дом в Лондоне. Он вошел в ряд кормовых консорциумов и получил все необходимые регистрации на продукт. Создали собственные структурные подразделения, благодаря которым мы можем обеспечить поставку в любую точку планеты по оптимальным маршрутам с оформлением всех необходимых документов.



Э. Р.: Вы ощущаете поддержку государства? Финансовую? Информационную?


А. О.: Мы постоянно сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой по оформлению продукции на экспорт. Активно используем электронный сервис Федеральной таможенной службы РФ для профессиональных участников ВЭД.



Э. Р.: Предприятие стало победителем национального конкурса «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее предприятие-экспортёр в сфере промышленного производства по итогам 2015 года», расскажите об участии в конкурсе, стремились ли к такому результату или это можно отнести к текущей деятельности компании?


А. О.: За эти годы мы существенно нарастили объём производства, что не могло остаться незамеченным. По данным авторитетного журнала «Эксперт» мы прочно закрепились в пятёрке крупнейших экспортёров Челябинской области. Думаю, этот результат привлек внимание ТПП, которая проводит ежегодно конкурс «Золотой Меркурий». На мой взгляд, это один из лучших конкурсов с точки зрения охвата малого и среднего бизнеса и интереса к нему.



Э. Р.: Какие еще победы на счету компании?


А. О.: В декабре 2015 года наше предприятие стало лучшим экспортёром товаров промышленного назначения Челябинской области по итогам конкурса Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты и Правительства Челябинской области. В июне 2014 года – лучшим экспортёром Российской Федерации в отрасли химической промышленности (неорганическая химия) по итогам конкурса Правительства, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.


Э. Р.: Расскажите про ваш опыт экспортных поставок. Какие рынки уже освоили?


А. О.: У нас широкая география. На сегодняшний день, это 58 стран мира.



География экспорта ОАО «НЕКК»



Э. Р.:
Какой процент экспорта?


А. О.: В 2015 году произвели 26 663,68 тонн медного купороса, из которых 6,1% поставили в СНГ, 65,4% – в страны дальнего зарубежья.


Если говорить о распределении продаж в среднем ежегодно, то это 30% по России, 70% – экспортные поставки.



Э. Р.: Алексей Борисович, это отличные показатели! Поделитесь, как вы находите клиентов? Или они выходят на вас сами?


А. О.: За десять лет мы наработали имя, продукция под маркой НЕКК – узнаваемый бренд. С самого начала выхода на рынок нами была утверждена концепция «мягкого» входа. Надо понимать, что рынок высокочистого сульфата меди не является массовым. Он сложившийся и весьма консервативный. Он существовал и без нас. Так что для нас было важно не рушить его устои, а воспользовавшись ужесточением законодательных требований к продукту, обеспечить свою нишу. Для этого требуется кропотливая работа с существующими участниками рынка. Если взглянуть на структуру продаж, то 50% своей продукции мы продаём через трейдеров. Это старейшие игроки, обладающие большим авторитетам на рынке. Мы предложили им более качественный продукт, и они стали продвигать наш товар и бренд вместе с ним. Сегодня потребитель уже просит поставить им товар от НЕКК.



Э. Р.: Вы знакомы с процедурой страхования экспортных сделок?


А. О.: Да, мы используем эту процедуру, так как продукция отгружается покупателям согласно международным правилам Инкотермс 2010.



Э. Р.: У вас большой опыт зарубежных поставок, наверняка вы уже можете выделить наиболее перспективные рынки для компании сегодня…


А. О.: Европа. «НЕКК» поставляет на рынки Европы до 1000 тонн кормового сульфата меди в месяц, что составляет до 30-40% от общего европейского объёма потребления. Европейский рынок стабилен, основные ограничения по безопасности и качеству кормового сульфата меди, кроме допустимого содержания никеля, уже введены в действие. В настоящее время рынок предложения на 90% формируется медным купоросом специального качества. Это позволяет нам укреплять свои маркетинговые позиции на Европейском рынке.


Также перспективна Америка. Там стандарты потребления медного купороса и кормовой и технических марок отличаются повышенными требованиями к качеству и безопасности. Для кормового рынка характерны самые жёсткие в мире требования к содержанию диоксинов и канцерогенов. Наша продукция соответствует всем требованиям, у нас есть лицензия и регистрация. Динамика развития отношений с американскими потребителями, их высокие оценки качества нашей продукции и организации выполнения заказов позволяют нам планировать увеличение объёмов поставок.


В Африке сейчас наращиваются объёмы добычи цветных и драгоценных металлов. Растёт и спрос на качественный медный купорос для флотации, поэтому для нас перспективно осваивать и этот рынок.


Перспективным направлением является рынок кормового сульфата меди Австралии. В начале 2016 года было достигнуто соглашение об увеличении поставок кормового медного купороса с концерном «DSM Nutritional Products» –это один из мировых лидеров производства кормовых добавок.


В последние годы наметилась устойчивая тенденция изменения рациона питания населения стран Ближнего Востока, Центральной и Юго-восточной Азии в пользу увеличения потребления продуктов животноводства. Отсюда и развитие промышленных животноводческих комплексов. При этом нормы кормления приводятся в соответствие с общемировыми системами качества и безопасности — HACCP и FAMI-QS, что, конечно, приведёт к увеличению потребности в качественном кормовом медном купоросе.


В связи со снятием с Ирана многосторонних экономических и финансовых санкций, мы планируем увеличить объемы поставок в эту страну. В 2014 году, в условиях санкционного давления на Иран, ОАО «НЕКК» разработало программу освоения этого рынка.



Э. Р.: С какими трудностями сталкивались при работе с иностранными компаниями?


А. О.: Во-первых, это другая система документооборота. Во–вторых, конечно, есть языковой барьер, так как чаще всего английский язык не является родным языком для обеих сторон, ведущих переговоры. Из-за разницы во времени есть задержка информации по заказам, это тоже мешает, и разница в праздничных выходных днях.



Э. Р.: Алексей Борисович, сейчас непростая политическая и экономическая ситуация на мировой арене, скажите, отразилась ли это на продажах компании, в частности, на экспортных поставках?


А. О.: Конечно, мы тоже на себе это чувствуем. Исключение России из списка развивающихся стран лишило российские предприятия права пользоваться преференциями при экспорте продукции. Политическая ситуация с Украиной и Польшей вносит сложности при поставках продукции в страны Европы, так как увеличивается транзитное время следования груза до места назначения, увеличивается стоимость доставки груза. Но трудности возникают для того, чтобы с ними справляться.



Э. Р.: Расскажите, участвует ли «НЕКК» в выставках и конференциях? Локальных, международных?


А. О.: Посещаем и российские, и зарубежные выставки, периодически принимаем участие в бизнес-миссиях и конференциях в зарубежных странах. Например, в марте 2016 года приняли участие в визите в Исламскую Республику Иран в составе делегации во главе с Губернатором Челябинской области. Считаю участие в подобных мероприятиях эффективным для налаживания контактов с существующими и потенциальными покупателями и увеличения каналов сбыта продукции.



Э. Р.: Тогда, у вас наверняка есть план мероприятий на ближайшие полгода. Какие из запланированных наиболее интересные?


А. О.: У нас в планах:18-я Российская агропромышленная выставка «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ – 2016», которая пройдет в Москве, и Международная агропромышленная выставка «ЮГАГРО – 2016» в городе Краснодар.



Э. Р.: Компания участвует в тендерах? Российских? Зарубежных?


А. О.: Да, в тендерах на поставку медного купороса российским потребителям. С помощью дилеров принимаем участие в тендерах на зарубежных рынках.



Э. Р.: Алексей Борисович, какие каналы продаж вы считаете наиболее эффективными для своего товара?


А. О.: Думаю, все инструменты налаживания продаж эффективны. В наш век современных технологий невозможно себе представить жизнь без интернета. Любая серьезная компания имеет свой сайт, это самый легкий путь предоставления и получения информации. Участие в выставках и других общественных мероприятиях помогает налаживать связи с людьми, а это основа при ведении переговоров и решении задач.



Э. Р.: Какой вы видите свою компанию через пять лет?


А. О.: В пятилетнем горизонте нам предстоит расширить номенклатуру продукта на базе меди. Закрепиться на североамериканском рынке, в Африке и Юго-Восточной Азии. Оптимизировать технологические процессы.



Э. Р.: Благодарю за интересную беседу, Алексей Борисович, успехов вам.



Беседу вела Анастасия Мякота,   

корреспондент портала «Экспортеры России»




* Президентская программа подготовки управленческих кадров - масштабная и во многом уникальная Программа, которая реализуется в Российской Федерации с 1998 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08–2014/15 учебных годах»


Поделиться:

Поделиться Поделиться Поделиться Поделиться Поделиться Поделиться

Главные новости


17.01.2019 Российский экспорт деревянных шпал в 2,4 раза превысил импорт

Российский экспорт деревянных шпал для железнодорожных или трамвайных путей превышает импорт на 144&...

17.01.2019 Коста-Рика – основной поставщик ананасов в Россию

В январе-ноябре 2018 года Коста-Рика экспортировала в Россию 32 тысячи 574 тонны ананасов на общую с...

17.01.2019 Ассоциация малых и средних экспортеров обновляет деловой календарь

В 2019 году Ассоциация малых и средних экспортеров организует для российских предпринимателей деловы...

Топ мероприятий


01.10.2019 Бизнес-миссия в Бишкек, Киргизия

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Республику Кирг...

01.10.2019 Бизнес-миссия в Пекин, Китай

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских предпринимателей в Китайскую Народ...

01.10.2019 Бизнес-миссия в Улан-Батор, Монголия

В четвертом квартале 2019 года состоится бизнес-миссия российских пред...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

04.10.2018 Ограничения экспорта: красный или зеленый свет?

В майских указах 2018 года Президент РФ поставил задачу нарастить к 2024 году экспорт несырьевых и н...

19.02.2018 Владимир Балакин: "Комплаенс – это гудвил. Так же, как, например,...

Как нивелировать риски и обеспечить комплексую защиту компании, а также о том, как внедрить Комплаен...

Наши партнеры