Экспортеры России — Единый информационный портал

Дата,
Время

Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России Официальный Аккаунт портала - Экспортеры России
05.12.2016





Как монастырь из псковской глубинки взялся былую славу экспортёров России возрождать



Сейчас мы вам расскажем о производстве, которое не только возрождает старинные технологии и за счёт этого пополняет отечественный рынок новыми уникальными товарами.


Благодаря этому бизнесу Псковская область наконец-то обзавелась собственным гастрономическим сувениром. А русский язык – новым словом. Причём таким простым и всем понятным, что Владимир Иванович Даль обзавидовался бы.


А самое главное, что это новое слово (разумеется, написанное на этикетке) вот-вот отправится на экспорт и наверняка войдёт в международный лексикон, как когда-то «спутник» и «матрёшка».


Вы удивитесь ещё больше, если узнаете, что речь идёт о производстве, которое родилось и процветает при монастыре.


Наш собеседник – руководитель отдела продаж завода «Столбушинский продукт» при Свято-Успенском Святогорском мужском монастыре Дмитрий Алексеев. Он расскажет о том, как жители Пушкиногороского района Псковской области всего за 8 лет сделали сбитень стратегическим товаром, и начали поставлять на Восток выращенный в пушкинском «краю великих вдохновений» чай.




- Мы начинали наше производство буквально «на коленке» - варили сбитень в кастрюльках по домам, экспериментировали с приправами на свой вкус, учились заготавливать иван-чай.


Наш завод создан по благословению иеромонаха Ионы в 2009 году. Его идея состояла в том, чтобы возобновить производство продуктов по старинным русским рецептам и возвратить их на столы россиян.


Проблема заключалась в том, что эти рецепты почти не сохранились. Допустим, никто доподлинно не знает, каким был легендарный копорский чай, который наши предки очень ценили за его уникальные лечебные свойства. Его рецепт утрачен. А ведь иван-чай был второй по величине статьёй экспорта в России XIX века!


Что такое «сбитень» русские люди тоже успели подзабыть. Первый рецепт сбитня нам подарил институт медоварения. Мы его испытали и доработали по-своему. Так что впоследствии даже сотрудники этого института признали, что наш рецепт лучше.


Столбушинский продукт.jpg


Изначально мы намеревались всё производить только из псковского мёда, а также их тех трав и ягод, которые растут на нашей земле. Но теперь, конечно, некоторые приправы покупаем, потому что разработали много новой продукции и увеличили её объёмы. В месяц мы отгружаем товара в среднем на 10-13 тонн. У нас создано почти 50 постоянных рабочих мест. «В сезон», когда наступает пора сбора ягод и трав, количество занятых на нашем производстве людей, понятное дело, намного увеличивается.


Естественно, мы заинтересованы в наращивании объёмов. Тем более, что у нас в Псковской области и пчеловодов хватает, и иван-чая. В крайнем случае, мы готовы культивировать иван-чай, если уж на него за границей начнётся такой же спрос, как в XIX веке.


Тонкость его заготовки заключается в том, что нельзя собирать иван-чай два года подряд на одном и том же лугу, важно давать земле отдых. Но пока что у нас в Пушкиногорском районе это не проблема: дикороса столько, что мы его при всём желании не в состоянии переработать.


Мы начинали с четырёх сортов чая, а сейчас продаём уже 12 – на основе иван-чая и таволги. И 6 видов сбитня.


Мы открыли интернет-магазин, нашли партнёров по всей стране, и даже постоянных покупателей нашей продукции на Дальнем Востоке - в частности, в Южно-Сахалинске. Поэтому мы давно уже начали задумываться о том, чтобы пропагандировать наш товар не только в России, но и за рубежом.


Тем более, что у нас не так много конкурентов. В России мало кто производит в промышленных объёмах тот же сбитень. Чаще всего его готовят по собственным рецептам какие-нибудь кафе и рестораны, которые специализируются на русской кухне.


Поэтому наш продукт очень быстро стал невероятно популярным и его без каких-либо наших усилий моментально сделали гастрономическим брендом региона. Нас всё чаще стали приглашать на разные международные мероприятия, нашу продукцию начали специально заказывать для презентаций Псковской области на выставках за рубежом.


И везде её принимают на ура. Поэтому эстонские предприниматели вышли на нас сами и предложили нам заняться экспортом.


Мы, разумеется, сразу же обратились за помощью в Центр поддержки экспорта Псковской области, который был создан в прошлом году на базе регионального Фонда гарантий и развития предпринимательства, с которым мы и так плотно сотрудничаем.


Центр стал приглашать нас на обучающие семинары, помог наладить полезные контакты, даже выразил готовность финансово поспособствовать сертификации нашей продукции за рубежом. Кроме того, мы стали добросовестными учениками псковской Школы экспортёров.


Мы же ничего не знали о том, как надо правильно заниматься продажами за границей. Мы чуть не отправились в ближнее зарубежье с двумя мешками нашей продукции на пробу, рискуя нажить себе проблем. А в Центре нас научили, как и где открыть валютный счёт, как преодолеть все таможенные формальности, как проверить надёжность наших потенциальных зарубежных партнёров.


И теперь мы очень надеемся заключить с ними контракт и успеть отгрузить в Эстонию первую партию нашей продукции (пока тысяч на 100-150 рублей) к тамошним рождественским ярмаркам. Во всяком случае, эстонские партнёры нас с этим очень торопят и, со своей стороны, стараются сделать всё от них зависящее, чтобы мы поскорее прошли сертификацию.


Производство и фасовка. Солбушинский продукт.jpg


Как выяснилось, существует множество вариантов, как это лучше сделать. Будем разбираться. Эстонские предприниматели, как мы поняли, заинтересованы и в том, чтобы перепродавать наш продукт, и в том, чтобы презентовать его на Рождество как нечто экзотическое своим бизнес-партнёрам в Финляндии и Норвегии.


Полагаю, что у нас всё получится и что к концу года мы сможем не просто закончить Школу экспортёров с «хорошими оценками», но и защитить на итоговом занятии свой проект – а именно, отчитаться по первым подписанным с зарубежными партнёрами контрактам.


Это не значит, что мы начнём «гнать» свою продукцию на Запад в ущерб отечественному потребителю. У нас же миссия, мы, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы заново приохотить соотечественников к традиционным русским продуктам. И только во вторую очередь намерены популяризировать продукты русской кухни за рубежом.


В России мы уже и сегодня добились определённой известности: как Столбушинский храм является центром притяжения для православных, так и столбушинский сбитень пользуется в народе заслуженной славой. При этом мы постоянно расширяем ассортимент нашей продукции и придумываем что-то новое.


Например, в этом году начали производить черничный сбитень, а ещё придумали совершенно новый столбушинский продукт и назвали его придуманным нами же самими словом – «звар». Это сбитень, смешанный с натуральным соком – то есть, готовый к употреблению напиток для удовольствия и утоления жажды. Ведь сам по себе сбитень рекомендуется разводить водой или молоком. А сами по себе натуральные соки нашего производства с непривычки и по сравнению с другими соками кажутся некоторым слишком «концентрированными» или «кислыми», поскольку мы их делаем без добавления воды и сахара. Вот поэтому мы и придумали готовить «звары»: откупорил бутылочку и сразу можно пить.


Наши российские потребители уже начали привыкать и к слову «звар», и к новому столбушинскому напитку. Осталось приучить к звару иностранцев, но у нас и за этим дело не станет.



Записала Ольга Миронович




Вернуться в раздел Новости или на Главную страницу портала

 

Партнеры

  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic
  • pic