Европейская (СЕ) сертификация по правилам: директива или регламент?


21.05.2015


Европейская (СЕ) сертификация по правилам: директива или регламент?


В каждом государстве существуют механизмы регулирования товарного рынка и допуска иностранных товаров до местного потребителя. Безопасность ввозимой продукции, как правило, оценивается согласно принятым нормативам и стандартам, при этом у каждой страны мира свой список товаров, подлежащих обязательному документальному подтверждению соответствия требованиям. Европейскую систему сертификации и запросы российских экспортеров, в том числе, необычные, мы обсудили с руководителем проектов латвийской компании «Conformity» Андреем Париловым


Андрей ПариловЭкспортеры России: Андрей Георгиевич, каков основной профиль деятельности компании?

Андрей Парилов: Главной целью компании при ее открытии было оказание  сертификационных услуг  европейским производителям, экспортирующим свою продукцию в страны Таможенного союза. Этому способствовали установленные партнерские отношения с российскими органами по сертификации и испытательными лабораториями, а также более чем десятилетний опыт работы некоторых сотрудников в системе Госстандарта РФ (сейчас Росстандарт РФ).

В то же время в последние год-два стало возрастать количество запросов в нашу компанию в противоположном направлении: российские производители интересуются возможностью оценки соответствия своей продукции требованиям уже европейских директив и стандартов с целью продвижения товара на европейский рынок. Наряду с помощью по подготовке необходимых документов для европейской сертификации, предлагаем и проведение обучающих семинаров в этой сфере.


Э.Р.: Какую продукцию охватывают запросы на СЕ-сертификацию*?

А.П.: Самую различную. Это машины и механизмы, электротехническая продукция, мебель, строительные материалы, косметика, удобрения и другие товары. Обработка запросов происходит в сотрудничестве с нотифицированными европейскими органами и в соответствии с их областью аккредитации.


Э.Р.: Как происходит оценка соответствия европейским требованиям?

А.П.: Значительная часть продукции подпадает под действие так называемых европейских директив Нового подхода (New Approach Directives), их более 20. Нет смысла перечислять весь перечень действующих директив, эта информация широко доступна в интернете. Наиболее востребованы по числу запросов от россиян - Low voltage directive (LVD) 2006/95/EC (Низковольтное оборудование), 2004/108/EC Electromagnetic compatibility (EMC) (Электромагнитная совместимость), 2006/42/EC Machinery (MD) (Машины и механизмы). С полным перечнем директив и их текстами можно ознакомиться на сайте Еврокомиссии. Там же находится и список нотифицированных европейских органов (Notified Body), уполномоченных на работу по подтверждению соответствия в аккредитованной области.

По ряду директив, например, по LVD, EMC, MD есть нотифицированные органы в странах Балтии. Коммуникации с такими органами облегчает наличие в них русскоязычных специалистов. По другим директивам (например, медицинским или средствам измерений) нотифицированных органов в странах Балтии нет, поэтому при необходимости обращаемся к коллегам из скандинавских и других европейских органов, имеющим соответствующую аккредитацию.

Каждая директива Нового подхода имеет свою область применения, которая определяет номенклатуру продукции, подпадающую под действие директивы. Эта область применения обычно включает опасности, относящиеся к продукции или явлению. Одна и та же продукция может подпадать под действие нескольких директив в соответствии с риском для потребителя.

Для каждой директивы европейскими органами по стандартизации (CEN, CENELEC, ETSI) составлен перечень европейских гармонизированных стандартов, и он может быть использован в качестве технического решения для выполнения требований директив.

Все директивы содержат описание процедур оценки соответствия (модули подтверждения соответствия), которые необходимы для выпуска продукции на рынок ЕС. Комплекс процедур для конкретной продукции может содержать один или несколько модулей или их модификаций.

Отдельной статьей в директивах прописываются правила и порядок маркировки продукции знаком СЕ (CE-Marking). Большинство директив Нового подхода предусматривают присвоение маркировки CE, которая указывает на то, что изделие соответствует основным требованиям и прошло соответствующую процедуру подтверждения соответствия. Однако есть и исключения. Например, директива об упаковке и некоторые другие не предусматривают нанесение СЕ-маркировки.


Э.Р.: С 1 июля 2013 года в силу вступил Регламент 305/2011 о требованиях к строительной продукции. В чем принципиальное отличие директивы от Регламента?

А.П.: Регламент и директива – это разные законодательные акты в правовой иерархии Евросоюза.

Европейская директива является правовым актом Европейского Союза, который требует от государств-членов достижения конкретного результата, не диктуя средства его достижения. Страны-члены ЕС сами определяют, как внедрить директиву в свою правовую систему. Это происходит с разной степенью успеха и качества, приводит к различным интерпретациям, что затрудняет, в частности, задачу производителя по оценке соответствия при экспорте в разные страны.

Регламенты являются гораздо более сильными законодательными актами, поскольку они применимы напрямую. Более того, регламент Евросоюза выше, чем национальное законодательство в той или иной стране. В той сфере, которая регулируется регламентом, национальные законы не имеют силы.

Строительный регламент 305/2011 гармонизирует не саму продукцию, а методы оценки и испытаний, средства декларирования характеристик продукции и систему соответствия строительной продукции. В соответствии с регламентом маркировка СЕ может быть нанесена только на продукцию, подпадающую под гармонизированную техническую спецификацию (EN стандарт или европейский документ по оценке EAD).

Для строительной продукции, которая подпадает под регламент, до размещения на рынке является обязательным декларирование ее характеристик и нанесение маркировки СЕ для демонстрации этого факта.

Интересным положением регламента 305/2011 является то, что государства-члены должны определить контактные пункты для строительной продукции и предоставлять информацию по имеющимся в этой отрасли правилам и нормативам. Таким образом, поставщики строительной продукции на европейский рынок могут обращаться в такие пункты, чтобы узнать об имеющихся нюансах ввоза их товаров в конкретную страну.


Э.Р.: Говоря о запросах российских экспортеров, вы назвали и косметическую продукцию. У средств персонального ухода обычно сложный состав, и в них могут содержаться необычные для другой страны ингредиенты. Как определяется безопасность таких продуктов? Есть ли особенности подтверждения соответствия для этой отрасли?

А.П.: Правила размещения косметической продукции на рынке ЕС определяет Регламент ЕС № 1223/2009, вступивший в силу в июле 2013 года. В соответствии с Регламентом размещению на рынке подлежит только косметическая продукция, для которой в качестве «ответственного лица» (responsible person) определено юридическое или физическое лицо в пределах ЕС. Это лицо и будет нести ответственность за размещенный на рынке продукт и будет подотчетно перед надзорными органами страны размещения.
Для каждого косметического продукта должен быть составлен Отчет по безопасности (Safety report). Отчет составляет специалист, обладающий дипломом или другим доказательством его официальной квалификации, выданным по окончании прохождения университетского курса теоретического и практического обучения по фармацевтическому делу, токсикологии, лекарственным препаратам или подобной дисциплине, или по курсу, признанному государством-членом ЕС равноценным.

Основой для отчета безопасности являются проведенные испытания продукта: физико-химические, микробиологические, дерматологические. Часть испытаний можно провести в российских лабораториях, а для других, например, дерматологических, придется отправить образцы в аккредитованную европейскую лабораторию.

Производитель должен принять декларации о надлежащей организации производства, об отсутствии испытаний на животных, об отсутствии в косметическом продукте канцерогенных и мутагенных веществ.

Итогом этой непростой работы будет включение продукта в европейский реестр косметической продукции и «зеленый свет» для реализации на европейском рынке.


Э.Р.: Были ли в вашей практике какие-то не совсем обычные запросы?

А.П.: В 2015 году один российский производитель сделал запрос о процедуре выхода на европейский рынок со своим продуктом - удобрениями из птичьего помета. Что касается подобной и другой продукции животного происхождения, то первично изготовитель должен быть внесен в реестр производителей-экспортеров в страны ЕС. Ведет этот реестр Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Для включения в указанный реестр необходимо пройти проверки со стороны этого ведомства. Дальнейший порядок действий определяют регламенты 1069/2009 и 142/2011 Евросоюза.


Э.Р.: Бывают ли случаи, когда сертификация дает не только допуск на рынок, но и дополнительные возможности реализации (например, ввозимый продукт занимает узкий сегмент рынка или особенно востребован в какой-то стране)? Какие отрасли, по вашему мнению, выгодно выделяются?

А.П.: Очень интересной и перспективной темой является сертификация органических пищевых продуктов на соответствие европейским нормам, в частности, с целью получения маркировки «Organic» – зеленого листа («евролист»). Основным документом здесь является европейский регламент 834/2007.

В Евросоюзе определен перечень сертификационных органов, уполномоченных на проведение работ в этой отрасли. Например, в Латвии есть два таких органа. Нужно сразу предупредить, что процедура оценки производства кропотливая и длительная. Минимальный, предусмотренный нормативами, срок – два года. За этот период эксперты органа не раз должны выехать для проведения анализа производства и испытаний. Процедура непростая, но – дорогу осилит идущий.


Э.Р.: Спасибо за беседу.  




*CE – аббревиатура фр. Conformité Européenne — европейское соответствие





Вернуться в раздел Новости или на Главную страницу портала

 

Главные новости


20.10.2017 В ТПП обсудили новые возможности электронного документооборота

Это произошло 4 октября 2017 года во время проведения очередного заседания Рабочей группы по вопроса...

20.10.2017 В Томской ТПП прошла встреча с представителем чешской промышленности

В Региональном интегрированном центре крупнейшей международной деловой сети Enterprise Europe Networ...

19.10.2017 Вологодскую практику по бизнес-кооперации предложили тиражировать по всей России

II Межрегиональный совет по кооперации с иностранным участием (МСПК) стал одним из крупнейши...

Топ мероприятий


16.11.2017 8-ая международная Выставка Moscow Halal Expo 2017

Халяль Экспо в Москве привлекло внимание закупщиков из 30 стран мира

16.11.2017 II Международный базальтовый форум 2017

II Международный базальтовый форум состоится 16 - 17 ноября 2017 года на площадке Московского полите...

11.11.2017 II Международная выставка текстильной промышленности Африки DESTINATION AFRICA 2017

К участию в выставке приглашаются представители российских компаний, которые успешно действуют на на...

Спецпроекты


Интервью с Экспортером


19.05.2017 Александр Семенцов: «Индия это неожиданный, но приятный успех!»

В преддверии Петербургского международного экономического форума, на котором выступает Индия в каче...

02.05.2017 Сергей Доронин: «…Хочется формировать положительный имидж российского ...

Если искренне верить в успех и поддерживать качество продукта, результат не заставит себя ждать. Про...

30.03.2017 Александр Виршке: Фонд «Центр поддержки экспорта Югры» оказывает нам в...

Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Виршке» Александр Виршке рассказал о ...

17.02.2017 Евгений Максимов : «Мы ушли гораздо дальше иностранных коллег…»

Как за год организовать производство, наладить экспорт и увеличить штат в десятки раз? О большом усп...

Практика ВЭД


15.08.2017 МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТЕРА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВО...

О том, как минимизировать риски на стадии заключения внешнеторгового договора  рассказывае...

17.05.2017 74% руководителей хотят иметь зарубежный филиал, но не знают, как это...

Пошаговое руководство по открытию зарубежного представительства от эксперта и бизнес-тренера по эксп...

03.05.2017 Анна Трубецкая: «Бизнес надо строить на русских»

О моделях развития бизнеса в другой стране и профессиональных секретах  рассказывает практ...

12.04.2017 «Не стоит колебаться под изменчивый мир: экспорт может быть только стр...

20 и 21 апреля в Москве проходит 2-й ежегодный бизнес-форум экспортеров продуктов питания и потребит...

Наши партнеры