Деловая культура Чехии. Этикет.


Принято считать, что чехи отличные деловые партнеры и вести с ними бизнес очень комфортно. Тем не менее, будет не лишним узнать особенности бизнес этикета, принятого в этой стране.


Поначалу жители Чехии могут показаться вам необщительными и неприступными. Это впечатление создается за счет традиции проводить первые бизнес встречи в подчеркнуто официальной обстановке. Но ситуация может коренным образом измениться, если вы сможете расположить чехов к себе.


Любые встречи нужно согласовывать заранее, недели за две. Пунктуальность – важная составляющая чешской деловой культуры.


При встрече используют короткие рукопожатия, визуальный контакт и визитные карточки. Качество бумаги или печати вряд ли заинтересует чеха в вашей визитной карточке, зато вашим званиям и степени будет уделено пристальное внимание. Большим плюсом может стать факт наличия на визитной карточке помимо ваших реквизитов на русском языке той же информации и на чешском языке. Это будет говорить о вашем желании долговременного сотрудничества.


При обращении к чеху стоит использовать академические либо профессиональные титулы с фамилией до тех пор, пока вам не предложат перейти на «ты». Чехи высоко ценят иерархию в компаниях, поэтому если вы возглавляете делегацию, то ваша должность должна свидетельствовать о том, что вы имеете на это право.


Расстояние при общении должно быть тем больше, чем оно формальнее. Большое значение чехи придают языку жестов. Контакт взглядов, хорошая осанка очень важны для них. Часто во избежание прямого высказывания своего отрицательного мнения чехи могут отводить взгляд или делать словесные паузы. Чехам вообще не свойственны резкие высказывания. Их кредо – систематическое продавливание своих интересов, медлительность и последовательность; эмоциональные дискуссии им не по душе. Все должно быть четко и конкретно, в мире бизнеса нет места чувствам.


В целях налаживания долгосрочных деловых связей с чехами при первой встрече лучше ограничиться легкой, ни к чему не обязывающей беседой. Первые встречи воспринимаются чехами как установление взаимной симпатии и доверия (может быть просто проведена презентация фирмы, продукции, пройти ознакомление с компанией чехов), а к обсуждению конкретики делового сотрудничества можно будет перейти на второй, третьей встрече.


Чехи старшего поколения часто говорят на русском языке, более молодые люди - по-немецки и по-английски. Последние годы немецкий язык очень популярен в Чехии в связи с очень развитыми деловыми связями с Германией и туризмом в эту страну.


Чехи очень любят назначать деловые встречи в ранние часы, чтобы поскорее освободится во второй половине дня. Говорят, что эта традиция уходит своими корнями во времена правления Франца-Иосифа II, который любил начинать трудовой день в 6 часов утра. За своим императором в этой привычке последовала вся нация.


Официальные переговоры чехи любят проводить в офисе фирмы. Менее официальные деловые встречи часто проходят в ресторанах во время ланча или даже в пабе за кружкой пива. Независимо от обстоятельств во время деловых встреч лучше придерживаться строгого дресс-кода: мужчины в костюмах и галстуках, женщины – в костюмах (лучше юбка и пиджак).


Чехи достаточно равнодушно относятся к вручению/получению подарков, хотя во время Рождества принято дарить деловым партнерам открытки и подарки.


У чехов хорошее чувство юмора. Они любят шутить и иронизировать. Для светской беседы предпочитают следующие темы: культура, семья, спорт (хоккей и футбол), история, искусство Чехии и национальное пиво.


Во время поездки в Чехию стоит принимать во внимание местную погоду; дождь часто может застать вас врасплох.

Главные новости


07.08.2020 В Приморье выросли экспортные поставки сои и кукурузы

Объем экспорта сои и кукурузы из Приморского края в июле 2020 года увеличился до 32,1 тыс. тонн.

07.08.2020 Московский экспорт мороженого вырос на 35% в январе-мае 2020 года

За пять месяцев 2020 года объем экспорта московского мороженого увеличился на 35%, составив 12,7...

06.08.2020 Экспорт мяса птицы из России в Китай вырос в 7 раз с начала 2020 года

Российский экспорт мяса птицы в Китай с начала 2020 года увеличился в 7 раз и достиг 160,4 млн долла...

Топ мероприятий


04.11.2020 Powerexpo Astana 2020

9-ая Казахстанская Международная выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроени...

21.10.2020 Powerexpo Almaty 2020

19-ая Казахстанская Международная Выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое Машиностроен...

14.10.2020 TransLogistica Kazakhstan 2020

24-я Казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика» TransLogistica Kazakhstan 2020

Интервью с Экспортером


15.04.2020 «Сохраняем осторожный оптимизм и продолжаем трудиться»

Николай Милованов, директор Elecard - томской компании-экспортера, активного участника мероприятий Ц...

30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

Практика ВЭД


11.12.2019 Центр поддержки экспорта Курской области – реальная помощь действующим...

О достижениях и планах Центра поддержки экспорта Курской области в интервью порталу рассказала руков...

08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

Наши партнеры