Деловая культура Индонезии. Этикет.





Индонезийский деловой этикет


Баннер 250х100.jpg

Индонезия – самое большое островное государство в мире. В его состав входит более 18 тысяч островов, из которых около 1000 имеют постоянное население. Большинство людей едут в Индонезию на пляжный отдых: насладиться красочностью и экзотичностью океанского побережья, полюбоваться местными танцами, половить акул, увидеть в джунглях руины древнего храма и племена аборигенов, окунуться в воды кратерных озер в мангровых зарослях. Самым известным туристическим местом Индонезии является «остров богов» - Бали, заставляющий поверить каждого в существование рая на Земле.


Тем не менее, Индонезия интересна не только первозданным пляжным отдыхом. Занимая 14-е место по территории, эта страна в лидерах по плотности населения – 4 место в мире! Кроме того, Индонезия является самой большой мусульманской страной: ислам здесь исповедают 90% населения. Несмотря на это, огромное влияние на культуру местных жителей – из-за соседства страны с Китаем, Кореей и Японией – оказали буддизм, конфуцианство и таоизм.


Культурные особенности


Индонезийцы живут более чем скромно, можно сказать бедно, несмотря на то, что большую часть дохода страны приносит нефть. В какой-то степени, это можно объяснить тем, что местные жители предпочитают гармонию отношений материальным благам и карьерным устремлениям. Гармоничные отношения, а также религия играют очень большую роль, как в общественной, так и в личной жизни индонезийцев. Несмотря на невысокий уровень жизни индонезийцы очень мирный и дружелюбный народ, живущий в гармонии. Вежливость считается самым главным фактором в общении. Семья – центр жизни, поэтому здесь принято уделять большое внимание развитию внутрисемейных отношений.


Так как в Индонезии высокая плотность населения, местные жители спокойно относятся к тесноте и ограниченному пространству, чувствуя себя вполне спокойно в толпе. Для индонезийца дистанция комфорта при общении составляет один метр.


В Индонезии, как и в других мусульманских странах, действует запрет на свинину, алкоголь и еду левой рукой, однако, соблюдаются эти правила не так строго. Здесь не принято поворачиваться спиной к пожилому или высокопоставленному человеку, дотрагиваться до головы другого человека, даже ребенка, нельзя показывать подошвы ботинок или ступни своих ног, а также трогать ногами других людей. Входя в помещение, принято снимать головной убор. Громкая речь в Индонезии считается оскорблением.


Домой индонезийцы приглашают редко. Если же Вас пригласили, то стоит захватить с собой небольшой подарок. Презент необходимо обязательно упаковать. Если же подарили подарок Вам, то не стоит открывать его сразу, иначе даритель может подумать, что Вы жадный человек.


Когда в комнату входит хозяин или хозяйка, необходимо встать. Во время приема пищи, старайтесь ничего не оставлять на тарелке, а съесть все, что Вы себе положили или Вам было предложено. Всегда помните, что есть, что-либо брать или здороваться следует правой рукой (в знак особого почтения что-то брать или передавать можно двумя руками), задавать личные вопросы не прилично. Во время еды общение не принято; все беседы стоить вести до того, как вы сели за стол, либо после трапезы.


Приветствие, знакомство, обращение


Обмен рукопожатиями в Индонезии практикуется только после процедуры знакомства или же если люди на протяжении долгого времени не встречались. Рукопожатие не должно быть крепким, скорее расслабленным, спокойным, без встряхивания. Обнимаются или целуются в знак приветствия только близкие друзья. По религиозным соображениям рукопожатие между лицами противоположного пола исключается. Поэтому женщине — иностранке не следует протягивать руку местному мужчине для приветствия, то же самое касается и мужчин, когда перед ними индонезийка. Тем не менее, это правило может и не соблюдаться, если индонезийка разделяет нормы европейского этикета.


Процедура знакомства в Индонезии носит торжественный и неспешный характер. Главное не торопиться, вести себя спокойно, иначе ваша суетливость в представлении друг другу незнакомых людей будет воспринята как недостаток уважения. Этот нюанс учитывается всеми индонезийцами, независимо от их статуса и общественного положения. Перед тем, как вы зайдете в комнату, где вас ожидают, постарайтесь как можно тщательнее выяснить обо всех, кто присутствует в комнате.


Так как в Индонезии множество этнических групп, то и форм обращения великое множество. У человека может быть одно или два имени, имя полное и краткое, имя, данное ему при рождении, за которым следует имя семейное или же, наоборот, и так далее.


В деловом общении к индонезийцу следует обращаться по фамилии, употребив перед ней должность или звание. Если должности или звания нет, то европейский вариант - «мистер», «миссис» или «мадам» перед фамилией – будет вполне уместен.


Социальная структура


Структура общества в Индонезии строго иерархична и основана на принципах старшинства. Различия в социальной структуре заметны от острова к острову архипелага. Например, на Яве супружеская пара с детьми традиционно живет отдельно от других родственников, и не поддерживает с ними тесных связей, а на Бали несколько братьев с женами и детьми могут проживать совместно с родителями.


Городское сообщество в любой части Индонезии имеет более или менее сходную социальную структуру. Верхушка общества состоит из госчиновников, военных и политиков. Среди элиты могут встречаться врачи, университетские преподаватели, предприниматели. Традиционно это люди высокообразованные и финансово успешные. Хотя подобные качества существенно отделяют их от простых соотечественников, в частной жизни многие из входящих в элиту придерживаются национальных традиций - например, носят дома саронг, предпочитают другим продуктам питания рис и т.п.


Лидерами в Индонезии, как правило, становятся представители знати или выходцы из семей высшего армейского руководства. В руководстве чаще всего используется патерналистская модель. Добиться высокого статуса можно лишь с годами добросовестного труда или за заслуги (чаще всего военного характера) перед отечеством.


Средний класс индонезийских городов – это служащие, учителя, средний офицерский состав армии и полиции, торговцы, часть ремесленников. К низам городского общества относятся индонезийцы, выполняющие малопрестижную и низкооплачиваемую работу фабричных мастеровых, прислуги или велорикши. Индонезийское городское общество отличается плюрализмом - в том смысле, что каждая из социальных групп живет в отдельном районе или квартале. Так, элита сосредоточена в городах, низы - в кампунгах (скопление лачуг на окраине города), а торговцы и ремесленники зачастую предпочитают особые коммерциализированные кварталы (кауманы).


На островах Индонезии уже много веков живет достаточно большое количество китайцев. Коренное население страны считает их отдельной группой населения, что недалеко от правды. Большинство китайцев, на сегодняшний день, занимается коммерческой деятельностью и торговлей.


Положение женщин


Для Индонезии характерен высокий общественный статус женщины. Индонезийские женщины добились немалых успехов в мелком бизнесе; иногда, но все-таки редко, могут занимать высокие посты в сфере предпринимательства и аппарате государственного управления. Даже в среде ревностных мусульман женщины в Индонезии не придерживаются затворнического образа жизни, не ограничены в передвижениях и не закрывают лица, а лишь прикрывают платком голову. Официально в стране разрешена полигамия, но в реальной жизни многобрачие встречается редко.


Деловое общение


Как говорилось ранее, для индонезийцев большое значение при общении играет вежливость и эмоциональная сдержанность. Поэтому даже в ситуации сложных деловых переговоров или конфронтации сторон стоит соблюдать деликатность, уважительный тон речи, а при необходимости отказа, делать это в непрямой и завуалированной форме, обходными путями.


Индонезийцы редко признаются, что не знают ответ на Ваш вопрос, и в этих случаях делают вид, что им все понятно, хотя это и не так. К этому нужно относиться спокойно, помня, что для индонезийца крайне важно в любой ситуации «сохранить лицо». В деловом общении индонезийцы ориентируются на диалог. Это хорошие слушатели, не перебивающие собеседника, как бы пространно он ни выражался. На деловых встречах индонезийцы терпеливо воспринимают оратора, даже если не понимают его. В связи с этим у иностранцев может сложиться неправильное представление об отношении к своему выступлению.


Для индонезийца крайне важно соблюдение этикета, хороших манер и протокольных мероприятий.


В Индонезии не принято принимать решения на ходу или спонтанно. Переговоры ведутся неспешно, а решения принимаются после нескольких длительных бесед. В этой стране никто никуда не спешит, так как не видят в спешке смысла. По этой причине и отношение ко времени у индонезийцев свободное; они легко опаздывают даже на деловые встречи. Тем не менее, иностранцам, на все назначенные заранее встречи, опаздывать не следует.


Любые решения принимаются коллективно, индивидуализм не приветствуется. Давление или агрессия с вашей стороны будут восприниматься индонезийскими партнерами резко отрицательно, как высшая степень неуважения.


Как правило, во время переговоров индонезийцы сначала просят другую сторону высказаться, затем излагают свою позицию, стараясь сказать то, что вам понравится, а после этого следует вежливая просьба.


К сожалению, в Индонезии, как и во многих странах, распространены взятки. Но если Вы не хотите обидеть индонезийца, не стоит затрагивать проблемы коррупции или чрезмерную милитаризацию государства. Помните, что индонезийцы предпочтут покупать товар у тех, кто будет проявлять к ним более почтительное отношение и расположение. Если Вы хотите завоевать доверие индонезийца, нужно дать им почувствовать ваше расположение, сделать так, чтобы Вы им понравились.


Индонезия страна жаркого климата. Но вне зависимости от погоды одеваться на деловые встречи следует официально. Одежда должна отражать уважительное отношение к окружающим. Женщинам рекомендуется надевать юбки не выше колен.


Транспорт


Индонезия достаточно протяженная страна, расположенная на множестве островов. Поэтому при передвижении часто используют самолеты внутренних авиалиний. Железнодорожное сообщение развито на Яве, плюс два небольших отрезка есть на Суматре. Междугородние автобусы в пределах одного острова достаточно комфортабельные и ходят регулярно, что нельзя сказать о городском общественном транспорте. Городские автобусы по большей части старые, изношенные и загруженные. Деньги за проезд надо передавать водителю или кондуктору.


Стоимость проезда на такси невелика, но лучше договориться о цене поездки перед посадкой. Расплачиваться лучше в индонезийской валюте. И хотя таксисты, преимущественно в туристических местах, берут оплату в евро или долларах, но по крайне невыгодному курсу. Еще можно воспользоваться услугами маршрутного такси «бемо» — недорогого и демократичного, а также услугами моторикш.


Кухня Индонезии


Основа индонезийской кухни — рис «наси», который, как правило, варят в бульоне или в банановых листьях, делают рисовые чипсы, жарят с различными ингредиентами или подают с овощами и соусом. Свинину здесь практически не употребляют, зато все остальные виды мяса и морепродуктов готовят с большой изобретательностью.


Острую пищу принято запивать холодной водой и сладким чаем со льдом. Алкоголь в стране практически не употребляют, однако на северной Суматре, Сулавеси и Бали, где ислам имеет меньшее распространение, можно найти в продаже вино или пиво. В стране производят хорошие местные вина (рисовое «брэм»), пальмовую водку «арак» и пиво «туак» из сока пальмовых цветов.


В целом, в Индонезии стоит внимательней относиться к вопросам гигиены: как можно чаще мыть руки, не употреблять воду из крана. К сожалению, в этой стране, даже в туристических местах, не всегда соблюдают санитарные нормы.


Чаевые в Индонезии составляют 5-10% от стоимости услуг.

Главные новости


18.02.2020 Беларусь закупает калужские шампиньоны

Калужская область наращивает поставки шампиньонов в Республику Беларусь. Только с начала 2020 года т...

18.02.2020 Кубань открыла экспорт банановых чипсов в Китай

Кубанский производитель банановых чипсов начал экспорт в Китай.

17.02.2020 Экспорт минеральных удобрений вырос на 3,9% в 2019 году

Экспорт минеральных азотных удобрений в 2019 году вырос на 3,9% и достиг 2,9 млрд долларов. Объе...

Топ мероприятий


14.10.2020 TransLogistica Kazakhstan 2020

24-я Казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика» TransLogistica Kazakhstan 2020

16.09.2020 Kazcomak 2020

КАЗАХСТАНСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "ДОРОЖНОЕ И ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, КОММУНАЛЬНАЯ ТЕХНИ...

16.09.2020 Mining and Metals Central Asia 2020

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "ГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ДОБЫЧА И ОБОГАЩЕНИЕ РУД И МИН...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


11.12.2019 Центр поддержки экспорта Курской области – реальная помощь действующим...

О достижениях и планах Центра поддержки экспорта Курской области в интервью порталу рассказала руков...

08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

Наши партнеры