Деловая культура Турции. Этикет.



Турецкий деловой этикет

Деловая культура Турции.


Экспортерам российской продукции в Турцию следует помнить о том, что большая часть жителей этой страны являются мусульманами. В этой связи имеет смысл освежить в памяти или ознакомиться с базовыми особенностями мусульманской деловой культуры.


В национальном характере россиян и турок есть много общих черт, заслуживающих взаимного уважения. Они способны в значительной степени сблизить потенциальных деловых партнеров. Гостеприимство, заботливое и трепетное отношение к детям, высокий уровень межличностного общения в деловой среде приняты как в России, так и в Турции.


Практика работы турецких государственных структур и их национальные особенности также интуитивно понятны и знакомы российским экспортерам.


Бизнес столицей Турции является город Стамбул. Город, до 1453 года известный как Константинополь, является предметом турецкой гордости, а 29 мая — день взятия Константинополя — отмечается в Турции как национальный праздник «день обретения Родины».


Особенности деловых отношений в Турции


Деловая культура Турции

Культура деловых отношений Турции предполагает высокий уровень личного общения между партнерами. Общую последовательность развития деловых отношений можно описать следующей формулой: сначала познакомиться и хорошо узнать партнера, затем сделать несколько пробных закупок у российского экспортера, затем постепенно развивать деловые отношения и расширять формат сотрудничества.


Не следует ждать от турецких партнеров немецкой четкости, однозначности и прямолинейности. Лучше изначально быть готовым проявить необходимую гибкость и выдержку на переговорах.


Переговоры


Как правило, турецкие партнеры ожидают в начале переговоров услышать комплименты в адрес их страны, культуры, как минимум - сборной по футболу. Такие комплименты будет восприняты положительно, а искусная лесть будет однозначно свидетельствовать о высоком интеллекте и внимательности российского партнера.


Турецкие бизнесмены будут в первую очередь пытаться понять, что представляет из себя их российских партнер как человек и как предприниматель.


Очень распространена проверка компетенции, когда турецкие партнеры путем уточняющих вопросов о технических особенностях и характеристиках российской продукции, стараются получить более полное представление о профессионализме их российского собеседника.


Цена экспортной продукции/услуги безусловно является важным фактором на переговорах, но не решающим. Такие факторы как качество продукции, доброе имя компании, честность, добропорядочность и гибкость ее представителей, их умение проявить терпение и уважение к турецким партнерам, могут послужить сильными аргументами в пользу начала сотрудничества.


По ходу переговоров турецкие партнеры могут ненадолго отвлекаться и активно использовать мобильные телефоны. Не следует относиться к этому, как к демонстративному проявлению неуважения к российским партнерам. Это просто национальная особенность.


Во время беседы турецкие партнеры, как правило, подходят достаточно близко к своим собеседникам. Ближе, чем это принято в России. По возможности не следует отступать назад и пытаться увеличить расстояние. Это может быть воспринято как признак недружелюбного отношения.


В знак согласия с собеседником в Турции, также как и в России принято кивать головой. Непривычной для россиян является форма выражения несогласия. Вместо поворотов головы турецкие партнеры приподнимают брови и цокающий звук. В последнее время, правда, турецкие партнеры стараются пользоваться более привычными для европейцев символами и жестами.


Гостеприимство


Турецкий кофе

Турецкое гостеприимство достойно высшей оценки. В большинстве случаев турецкие партнеры возьмут на себя расходы по оплате счетов в ресторанах, особенно, если они выступают в качестве приглашающей стороны.


Турецкие партнеры в большинстве случаев будут стараться проявить подчеркнутое уважение к российским экспортерам. И ждать того же в ответ.


Раньше подарки были неотъемлемой частью деловой культуры Турции. Сегодня подаркам следует уделять важное внимание в случае, если турецкий партнер приглашает россиян к себе домой. В таком случае подарки обязательны. К числу наиболее подходящих подарков относятся атрибуты российской культуры и быта.


В любом случае у российских представителей должны быть наготове несколько подарков и сувениров, которые необходимо будет передать турецким партнерам по окончании переговоров.


Не принято...


Ни в коем случае нельзя допускать каких-либо негативных оценок турецкой компании - партнера по переговорам или Турции в целом.


Практики рекомендуют по-возможности избегать постановки жестких сроков турецким партнерам для принятия решений по сделкам. Хороший запас терпения особенно необходим отечественным экспортерам на начальных этапах сотрудничества с турецкими заказчиками.


В Турции считается невежливым категоричный отказ от делового предложения партнера. Гораздо разумней в мягкой форме постараться объяснить, что озвученное предложение может повлечь серьезные сложности для россиян и привести к негативным результатам в долгосрочной перспективе.


В целом, в ходе общения имеет смысл постараться минимизировать эмоции и в качестве переговорщиков с российской стороны выбирать более спокойных и обстоятельных представителей компании-экспортера.

Главные новости


06.12.2019 В ноябре из Приморья в Китая экспортировали 400 тонн гриба чага

В ноябре 2019 года из Приморского края в Китай экспортировали более 400 тонн гриба чага, что превыша...

05.12.2019 В Томской области назвали лучших экспортеров

Шесть томских компаний получили награды победителей регионального конкурса «Экспортер года».

05.12.2019 Югра и Франция обсудили новые направления взаимодействия

Рабочую встречу с руководством федерации предпринимателей Франции MEDEF International, Французского ...

Топ мероприятий


14.10.2020 TransLogistica Kazakhstan 2020

24-я Казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика» TransLogistica Kazakhstan 2020

16.09.2020 Kazcomak 2020

КАЗАХСТАНСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "ДОРОЖНОЕ И ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, КОММУНАЛЬНАЯ ТЕХНИ...

16.09.2020 Mining and Metals Central Asia 2020

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "ГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ДОБЫЧА И ОБОГАЩЕНИЕ РУД И МИН...

Интервью с Экспортером


30.10.2018 Артём Багнюк: «Надеюсь, что у наших детей будет интерес к тому делу, к...

Об активном развитии семейного бизнеса, модернизации производства, экспортной стратегии нам рассказа...

03.04.2018 Андрей Кучерявенков: «Активный старт к зарубежным рынкам у нас был в 2...

У российской электроники хорошие перспективы на международных рынках – высокая надежность и конкурен...

29.12.2017 Иван Гусев: «Выход на европейский рынок – крайне сложный процесс»

В Ярославле подвели итоги регионального конкурса «Лучший экспортер». В этом году его впервые проводи...

28.12.2017 Виктор Баранов: «Все шокированы нашей ягодой»

Есть случаи, когда сладкая жизнь – вовсе не метафора, например, если на приусадебном участке растет ...

Практика ВЭД


08.05.2019 Наталья КОРНИЕНКО: «Если мы встретились, то экспорт будет – 100%»

Экспортировать может любой производитель – это рабочий девиз «Центра поддержки экспорта Саратовской ...

11.04.2019 Экспорт онлайн

Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с т...

12.12.2018 Инструментарий налогового контроля расширяется: что от этого выигрыва...

Сегодня размер средней выручки на одну кассу вдвое превышает тот, который был до начала реформы.

16.11.2018 Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

Новые правила для экспортеров, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, заработали с 1 ...

Наши партнеры